Фильм начинается с изложенной устами Оптимуса Прайма истории разрушения родной планеты трансформеров, Кибертрона, руками лидера десептиконов Мегатрона и его поисков Великой Искры — источника всей механоидной жизни на Кибертроне. Мегатрон обнаруживает Искру на Земле, но теряет управление и терпит катастрофу за Северным полярным кругом, где оказывается замороженным во льду. В 1897 году капитан Арчибальд Уитвики находит тело Мегатрона в ледяном озере. Навигационная система Мегатрона случайно активируется и записывает координаты Искры на очки Арчибальда. В 1913 г. Искра была обнаружена людьми. В 1935 г. «Сектор 7», секретная правительственная организация Соединённых Штатов Америки, строит вокруг Искры плотину Гувера, чтобы никто не смог уловить её излучение. Замороженное тело Мегатрона перемещается под плотину, где устройства робота, получившего кодовое название «ИНП-1» («Инопланетянин Небиологического Происхождения»), исследуются для продвижения земных технологий.
В начале XXI века отряд десептиконов, в состав которого входят Блэкаут, Скорпонок, Френзи, Бэррикэйд, Старскрим, Боункрашер и Брол, прибывают на Землю и в целях маскировки принимают формы земного транспорта. Блэкаут и Скорпонок нападают на американскую военную базу в Катаре с целью получить доступ к военной базе данных для обнаружения Мегатрона и Искры, однако их постигает неудача. Десептиконы предпринимают вторую попытку. Френзи проникает на борт самолёта президента США, взламывает секретный код, подключается к компьютерной базе данных и определяет местонахождение Мегатрона. Он обнаруживает также, что владельцем карты Искры является школьник Сэм Уитвики — прапраправнук капитана Арчибальда Уитвики. Френзи и Бэррикэйд начинают искать Сэма.
[300x128]Тем временем в Департаменте Обороны США все весьма обеспокоены происшествием в Катаре и готовятся к нанесению ответного удара по предполагаемому противнику. Эксперт Мэгги Мэдсен первая высказывает догадку относительно инопланетной природы сигнала, с помощью которого был взломан секретный код доступа. Так как ей никто не верит, она тайно копирует этот сигнал на флэшку, и с помощью своего приятеля — хакера Глена ей удаётся его расшифровать, но в этот момент их арестовывает полиция.
Автобот по имени Бамблби, замаскированный под автомобиль Chevrolet Camaro, также появляется на Земле. Он разыскивает Сэма Уитвики, который в конце концов покупает Бамблби, будучи убеждён, что купил обыкновенную подержанную «тачку». Бамблби помогает Сэму привлечь внимание Микаэлы Бэйнс, его красавицы-одноклассницы. Сэм не подозревает, что Бамблби — инопланетянин, до тех пор, пока не становится свидетелем его трансформации в робота и того, как Бамблби посылает навигационный сигнал остальным автоботам.
Перепуганный Сэм пытается убежать от «страшного инопланетянина» и, увидев полицейский автомобиль, считает себя спасённым… пока не выясняется, что перед ним — ещё один трансформер. Это — десептикон Бэррикэйд. Он преследует Сэма и требует от него очки прапрапрадеда. Бамблби приходится трансформироваться и вступить в бой с десептиконом. После победы Бамблби забирает с собой Сэма и Микаэлу, чтобы встретиться с остальными автоботами. По пути Микаэла ненароком замечает, что Бамбли мог бы выбрать форму и получше; в ответ Бамблби превращается в модель «Chevrolet Camaro» нового поколения. Автоботы — Оптимус Прайм, Джаз, Айронхайд и Рэтчет — приземляются и принимают формы земных машин.
После первого знакомства Оптимус разъясняет Сэму цель, ради которой автоботы прибыли на Землю — найти и уничтожить Искру, чтобы десептиконы не могли воспользоваться ею. Затем Сэм, Микаэла и автоботы направляются к Сэму домой, чтобы забрать очки с координатами Искры. Сэм при этом проявляет прямо-таки чудеса изобретательности, пытаясь одновременно искать очки, успокаивать нервничающих автоботов и «заговаривать зубы» обеспокоенным родителям, не давая им обратить внимание на пятерых громадных роботов во дворе и на разгром, учинённый ими на любовно обихоженной лужайке перед домом. Неожиданно в дом врываются представители «Сектора 7», во главе с агентом Симмонсом, и забирают Сэма и Микаэлу на допрос. Автоботы освобождают Сэма и его подругу, но Симмонс вызывает подкрепление, и его людям удаётся захватить в плен Бамблби. Несмотря на протесты Сэма, уверяющего, что Бамблби — на стороне землян, они увозят беспомощного автобота туда же, где находятся Мегатрон и Искра.
Тем временем министр обороны США, узнав о существовании «Сектора 7» и убедившись в том, что виновники происшествия в Катаре — действительно инопланетяне, решает лично отправиться к плотине Гувера, чтобы разобраться во всём на месте, взяв с собой Мэгги Мэдсен и Глена. Туда же привозят и Сэма с Микаэлой. Агент Симмонс демонстрирует министру могущество Искры, излучение которой оживляет мобильный телефон, превратив его в маленького, но очень воинственного робота — мини-кона.
Френзи, ещё раньше принявший вид «мобильника» Сэма, тайно прокрадывается вместе с людьми на плотину Гувера и призывает туда остальных десептиконов. Старскрим разрушает систему энергоснабжения «Сектора 7», криосистема выходит из строя, и Мегатрон начинает пробуждаться от своего многовекового сна. Видя, что дело плохо, Сэм убеждает агентов «Сектора 7» отпустить Бамблби, чтобы тот мог передать Искру Оптимусу Прайму. Десептиконы преследуют автоботов и людей с Искрой до соседнего города.
В городе сражение возобновляется с новой силой. Капитан Леннокс поручает Сэму заботу об Искре: он должен подняться на вершину небоскрёба и там передать Искру лётчикам отборной эскадрильи ВВС США, которые доставят её в безопасное место, куда не доберутся десептиконы. Когда, наконец, появляется долгожданный самолёт (на самом деле это Старскрим), с земли ему подают условный сигнал; но неожиданно он начинает обстреливать находящихся внизу людей и автоботов, а потом сбивает вертолёт, который должен увезти Искру…
В последующей битве обе стороны понесли серьёзные потери — Старскрим калечит Бамблби, Мегатрон собственноручно разрывает Джаза на части, Оптимус Прайм в схватке побеждает Боункрашера, Леннокс убивает Блэкаута, а Сэм уничтожает Мегатрона и Искру, поместив её в грудь лидера десептиконов. Останки десептиконов затоплены на дне океана. Потеряв Искру, автоботы решают остаться на Земле, и Оптимус посылает сигнал в космос, чтобы все оставшиеся в живых автоботы нашли их. Уцелевший десептикон Старскрим улетает с Земли. Неизвестно, что стало с Бэррикэйдом, учитывая, что непосредственно в битве он участия не принимал.
ЛаБаф, Фокс, Дюамель, Гибсон и Андерсон в своих интервью признались, что были большими фанатами «Трансформеров» и сразу согласились на свои роли. Режиссёр Майкл Бэй пригласил ЛаБафа на роль Сэма, потому что считал его перспективным актёром, способным быстро импровизировать и обладавшим харизмой, напомнившей Бэю молодого Тома Хэнкса. ЛаБаф занимался физическими тренировками по пять дней в неделю в течение трёх месяцев, чтобы набрать 11 килограммов, необходимых для его роли, однако во время съёмок понял, что роль требовала больше быстроты реакции и скорости, нежели физической силы. Дюамель и Гибсон три дня пробыли в учебном лагере новобранцев, чтобы больше узнать об армейской жизни и сделать своих героев более реалистичными.
После дискуссий с фанатами на своем сайте, продюсер Дон Мёрфи решил, что хочет, чтобы трансформеров озвучивали актёры, которые занимались озвучкой в одноимённом мультсериале 1980 года, однако Майкл Бэй решил для начала их прослушать, поскольку боялся, что постаревшие голоса актёров будут сильно заметны. В июле 2006 года на конференции любителей комиксов «San Diego Comic-Con» было официально заявлено, что Питер Каллен, бывший голосом Оптимуса Прайма в мультсериале, будет озвучивать Оптимуса и в фильме. Каллен позже описал своё возвращение к знакомой роли как «сон в очень удобных стареньких ботинках, которые вы некоторое время не носили» и был очень благодарен фанатам за их желание приобщить его к озвучке. Его голос привнес долю юмора в характер Оптимуса, одновременно с этим отображая его традиционный героизм и пафос. Кинокомпания «Paramount Pictures» устроила конкурс на лучшее высказывания для Оптимуса, и победителем стало утверждение «Свобода — это право всех живых существ», хотя эта фраза присутствовала в первой версии сценария. Актёр Марк Райан, озвучивавший Бамблби, также участвовал в съёмках, изображая на съемочной площадке трансформеров и выговаривая их реплики, чтобы актёрам было легче представить себе огромных роботов. Он выдумал множество фраз для персонажей, прежде чем был выбран для озвучки Бамблби. Однако Бамблби по большей части общается с помощью радио, поскольку его голосовой процессор был поврежден, и сценаристы решили использовать в его диалогах фразы из различных фильмов кинокомпании «Paramount»
Хьюго Уивинг, чей голос был использован для тестирования лицевой анимации, в итоге был выбран для озвучания Мегатрона в марте 2007 года. Актёр Фрэнк Велкер, озвучивавший Мегатрона (а также Френзи) в мультфильме, был прослушан на студии, но его кандидатура была отвергнута, поскольку его голос показался создателям слишком слабым для жестокого и грубого Мегатрона. Велкер, тем не менее, озвучил Мегатрона в видеоигре по мотивам фильма. Также он заявлен на озвучку десептикона Саундвэйва в продолжении картины.
| «Я думаю, что это будет то, чего зрители ещё никогда не видели. За все годы создания фильмов я и подумать не мог, что трансформирование грузовика в 6-метрового робота когда-нибудь появится на большом экране. Я хочу создать фильм, который отдавал бы дань уважения фильмам 1980-х и возвращал ощущение того самого волшебства Голливуда, которое утратилось за последние годы. В фильме будут те самые спилберговские моменты, когда вы почувствуете себя 10-летним ребёнком и будете глядеть на экран разинув рот, даже если вам уже 35.» |
| — Том ДеСанто объясняет, почему он продюсирует фильм[20] |
В 2002 году компания «Hasbro», специализирующаяся на выпуске игрушек, решила снять кинокартину по мотивам своей продукции. Продюсер Дон Мёрфи хотел снять фильм по мотивам «G.I. Joe» — линейки игрушек-солдатиков, но, когда вспыхнула война в Ираке, «Hasbro» предложила вместо этого экранизировать «Трансформеров». Позже к проекту присоединился Том ДеСанто, так как был большим фанатом этих героев. Двое продюсеров решили изучить вселенную Трансформеров. Они встретились с создателем комиксов Саймоном Фарменом и тщательно исследовали мультфильм и комикс «Поколение 1», решив в итоге развивать историю вокруг Матрицы создания — талисмана, передающегося от одного лидера автоботов к другому. В черновике сценария ДеСанто решил выбрать человеческую точку зрения на события, чтобы больше заинтересовать зрителей и сблизить их с происходящим. История получилась похожей на фильм-катастрофу, так как Мёрфи хотел, чтобы фильм был максимально реалистичным. В черновике сценария среди персонажей были представлены Оптимус Прайм, Айронхайд, Джаз, Проул, Ратчет, Уилджек, Бамблби, Мегатрон, Старскрим, Саундвейв, Раведж, Лазербик, Рамбл, Скайварп и Шоквейв.
После того, как продюсерам отказали в нескольких студиях, ДеСанто встретился с Майклом ДеЛукой, который организовал ему встречу со Стивеном Спилбергом. Фанат комиксов и игрушек, Спилберг стал исполнительным продюсером фильма. В ноябре 2004 года в качестве сценариста для фильма был нанят Джон Роджерс. Его сценарий содержал по четыре трансформера на стороне автоботов и десептиконов и космический корабль «Ковчег». Позже к команде присоединились большие фанаты мультфильма Роберто Орчи и Алекс Курцман, нанятые в феврале 2005 года, чтобы переработать сценарий. Спилберг предложил им идею: фильм должен рассказывать «о парне и его машине». Сэм и Микаэла стали главными героями ещё в первом варианте сценария[, в котором трансформеры ещё не умели разговаривать. В следующем варианте всё изменилось — сценаристы решили, что постоянно молчащие трансформеры выглядели бы нелепо, к тому же лишить их голоса было бы настоящим предательством фанатов мультсериала. Сценаристы, вдохновлённые спилберговским фильмом «Инопланетянин», не дали голоса только Бамблби, чтобы подчеркнуть его дружбу с Сэмом, которая должна была быть «выше слов».
Майкл Бэй после съёмок «Острова» хотел сделать какой-нибудь семейный фильм, однако Стивен Спилберг пригласил его в качестве режиссёра «Трансформеров». Бэй не хотел браться за эту работу, считая её «тупым игрушечным фильмом». Тем не менее, спилберговская идея о «парне и его машине» заинтересовала Бэя, и он посетил «Hasbro», где проникся уважением к вселенной «Трансформеров». В довершение всего, ему понравилась необычные сценарные задумки, например, сцена сражения на скорости 137 километров в час, и комедийные сценки, в которых трансформеры вмешиваются в мирную жизнь людей. Тон фильма был выбран на пересечении между кинокартинами «Близкие контакты третьего рода» и «Семь самураев». Бэй хотел сделать фильм интенсивным и реалистичным, и сценаристы согласились с этим, отвергнув хронологию «Поколения 1». Сам Бэй не был фанатом «Трансформеров» и пытался сделать фильм так, чтобы он мог понравиться таким же не-фанатам. Сценарист Роберто Орчи вырезал корабль «Ковчег» из сценария, потому что его удивляло, что «пришельцы, способные трансформироваться в различные машины, должны путешествовать на другой машине». Девушка-автобот Арси также была вырезана, так как у сценаристов было очень мало экранного времени на объяснение культуры роботов. Бэй расширил сюжетные линии солдат в Ираке, посчитав, что первый вариант сценария был «слишком детским». Чтобы усилить ощущение угрозы, количество десептиконов было увеличено, а число автоботов, напротив, уменьшено: сценаристы вырезали автобота Проула.
Разработка дизайна трансформеров началась в июне 2005 года совместно с «Hasbro», которая оказывала максимальную поддержку создателям фильма. Следуя желанию Майкла Бэя сделать трансформеров более реалистичными, роботы были спроектированы в деталях, чтобы выглядеть объёмно и подчеркивать своим обликом инопланетное происхождение. Трансформация была сделана ограниченной — в
отличие от мультфильмов и комиксов, каждый персонаж, трансформируясь, сохраняет размеры, что объясняет выбор объекта для трансформации. Из-за этого пришлось изменить объект трансформации для многих роботов. Так, был отвергнут изначальный грузовик Оптимуса Прайма: он делал Прайма всего лишь семиметровым в высоту, поэтому Бэй решил использовал «Peterbilt», самый большой доступный грузовик. Кроме того, Бэй нанёс на грузовик огненный рисунок, чтобы выделить Прайма и сделать его более стильным, а также добавил ему рот, чтобы можно было более явно выражать его эмоции. Для Бамблби оригинальной формой был автомобиль «Volkswagen Beetle», и Дон Мёрфи настаивал на её сохранении, но Бэй отклонил это предложение, чтобы избежать сравнений с известным в США автомобилем, ставшим героем фильмов серии «Herbie the Love Bug». В результате был выбран «Chevrolet Camaro», так как он, по словам Бэя, обладал дружелюбным видом. Другие автоботы приняли формы машин от фирмы «General Motors», что сохранило 3 миллиона долларов бюджета, хотя Бэй надеялся, что ему предоставят более крупную машину, чем «Pontiac Solstice», для Джаза.
В противоположность знакомому облику Оптимуса Прайма, альтернативная форма Мегатрона была изменена с пистолета «Вальтер Р-38» на самолет пришельцев, а его лицо сделали более уродливым и угрожающим. Многочисленные тесты анимации заставили Бэя сделать ноги другого десептикона, Старскрима, птицеподобными, чтобы по ходу действия могли проявиться его ловкость и скорость. Бэй принял дизайн большинства десептиконов ещё перед началом проработки характеров и отличительных черт персонажей, чтобы «Hasbro» могла начать разработку игрушек. Робота Френзи изначально хотели назвать Саундвейвом, но «Hasbro» захотела, чтобы этот персонаж мог трансформироваться в аудиомагнитофон. Дон Мёрфи посчитал, что это унизило бы роль Саундвейва, и сценаристы согласились, что в этом случае персонаж будет мало похож на свой оригинал из мультфильма. Они переименовали его в Саундбайта, а потом во Френзи, одного из помощников Саундвейва[. Официальные имена роботов были подтверждены в августе 2006 года, хотя сам Бэй ещё не был полностью уверен в них. Это привело к тому, что Браула в окончательной версии фильма стали называть Девастатор. В послесъёмочный период, когда началась разработка спецэффектов, фанаты выразили беспокойство по поводу дизайна головы Мегатрона, который в результате пришлось изменить в последний момент.
Чтобы получить в своё распоряжение больше денег для фильма, Майкл Бэй отказался от 30 % своего гонорара и выбрал для съёмок территорию США, а также съёмочную команду, с которой он уже работал. За 83 дня съёмок он снял в несколько раз больше материала, чем
планировалось. Бэй получил поддержку армии США, которая снабдила съёмочную группу авиацией и машинами для альтернативных форм десептиконов, в частности, самолетами «F-117», «C-130», «C-17» и двумя «CV-22 Osprey» из трёх доступных на тот момент. Благодаря сотрудничеству с военными, «Трансформеры» стали первым фильмом, снятым в Пентагоне после террористической атаки 11 сентября.
Съёмки начались 22 апреля 2006 года на военно-воздушной базе США Холломэн. 9 июня того же года съёмки продолжились на плотине Гувера. На съёмку кульминационной битвы потребовалось шесть недель работы в Лос-Анджелесе. Сведение отснятого материала началось 24 сентября, хотя вторая съёмочная группа все ещё продолжала работу в Арктике и Детройте, закончив её только 4 октября.
Майкл Бэй и Стивен Спилберг предлагали немало идей для боевых сцен. Бэй предпочёл снять четырнадцать боевых эпизодов без декораций, в реальных условиях, чтобы потратить на их съёмки меньше денег. Компанией «General Motors» было предоставлено по три версии каждой машины на случай непредвиденных аварий. Каскадёры надевали чёрные вязаные шлемы, чтобы сливаться с темным интерьером автомобилей, создавая видимость отсутствия водителей в машинах. Бэй использовал аниматику, чтобы помочь актёрам представить себе Трансформеров. Компанией «FXPerts» была создана пятиметровая модель Бамблби, студией «KNB» — кукла Френзи. Кроме того, в реквизит входили оторванный хвост Скорпонока, голова Оптимуса Прайма с точками для анимации (motion capture) и заледенелые ноги Мегатрона. Реквизит занял 12 из 630 кадров со спецэффектами.
Студия по созданию спецэффектов «Industrial Light & Magic» начала шестимесячный процесс создания трансформаций на компьютере в 2005 году, внимательно следя за тем, чтобы ни одна деталь машин не мешала другой во время трансформирования роботов. Трансформеры, спроектированные с учётом законов физики, стали не столь впечатляющими по сравнению с персонажами мультсериала, так что их сделали более подвижными. Из-за сложного дизайна Трансформеров даже простейшее запястье робота требовало проектирования семнадцати видимых частей, а пушка Айронхайда была сделана из десяти тысяч частей. Такая детальность потребовала 38 часов на обработку одного кадра анимации, что заставило студию «ILM» увеличить производительность обрабатывающих компьютеров. Каждая отрендеренная деталь выглядит как настоящий металл, блестящий или тусклый. С каждой съёмочной сцены были сделаны фотографии и создано световое окружение на компьютере, что сделало роботов ещё убедительнее.
Многочисленные моделирования движущихся деталей были запрограммированы в роботах, поэтому обработчикам требовалось сфокусироваться только на анимации. В конце концов персонажи стали больше похожи на людей, чем на громыхающих монстров. По этой причине для них были созданы глаза, похожие на человеческие. Бэй просил аниматоров «ILM» просмотреть фильмы о боевых искусствах, чтобы сделать схватки роботов более изящными. Аниматоры постарались перенести манеры Лайама Нисона на Оптимуса Прайма, а поведение Бамблби основано на манерах Майкла Джея Фокса в фильме «Назад в будущее». Сценаристы Роберто Орчи и Алекс Курцман, заметив неожиданные особенности получившейся анимации, добавили новые диалоги и переработали некоторые сцены, чтобы связать их с поведением роботов. Скотт Фаррар, контролировавший создание спецэффектов, сказал, что сцена, которой он больше всего гордится — это когда автоботы скрываются от родителей Сэма, так как «там много юмора и впечатляющего ночного освещения». «ILM» создала 430 сцен с тринадцатью основными роботами, в то время как стороние студии «Digital Domain» и «The Asylum» занимались второстепенными сценами, например, трансформацией мобильного телефона под действием силы Искры.