• Авторизация


«КАК ЖИВУТ НАШИ УМЕРШИЕ» 16-02-2011 11:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ИЗ КНИГИ МОНАХА МИТРОФАНА [335x500]


«КАК ЖИВУТ НАШИ УМЕРШИЕ»

Святитель Иоанн Златоуст сказал: «Кто большее получил наставление, тот должен вытерпеть большую казнь за преступление; чем мы сведущее и могущественнее, тем тяжелее будем наказаны за грехи. Если ты богат, от тебя потребуется больше пожертвований, нежели от бедного; если умен – больше послушания; если облечен властью – покажи блистательнейшие заслуги. Так и во всем прочем ты дашь отчет по мере сил своих. Отходящий туда со множеством добрых и злых дел получит некоторое облегчение и в наказании и муках тамошних; напротив, кто, не имея добрых дел, принесет только злые, тот сказать нельзя сколько постраждет, будучи отослан в вечную муку».

Златоустый учитель умоляет нас, верных, чтобы мы не подражали неверным, не знающим, как христиане, обещанного воскресения и будущей жизни, чтобы не раздирали наших одежд, не били себя в грудь, не рвали своих волос на голове и тому подобные не делали бы безчиния и тем самым не творили бы пакости и себе и умершему.

  Если нет молящихся об усопших – худой, недобрый признак. Нет молящихся – значит, нет причины, рождающей молитвенников.

Ходатайство Церкви и всех вообще христиан за умерших не относится к нерадивым, скончавшимся в нечестии, нераскаянности, каковы неверы, вольнодумцы, богохульники и человеконенавистники, как совершенно погасившие в себе Дух Христов; таковым не поможет ходатайство живых.

Ничто столько не могущественно, не сильно к изглаждению грехов, как милостыня. Девство и пост – суть достояние только девственника и постника; они не спасают никого, кроме подвижника. Но милостыня простирается на всех и обнимает всех членов тела Христова (святитель Иоанн Златоуст).

Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Станем умерших погребать так, чтобы и нам и им полезно было к славе Божией: «Многую о них совершим милостыню; пошлем с ними напутствия преизряднейшия».

Ходатайство живых полезно только тем из умерших, которые воздерживались в настоящей жизни от злых дел, – полезно до того, что бывает отпущение грехов слабости, неведения и забвения, и следствием сего – изведение из ада в место светлое, прохладное и спокойное.

В числе спасенных и отверженных будут и богатые и бедные, и ученые и неученые, и знатные и незнатные. Вера спасет их, а неверие погубит навеки. Верующему отпускаются грехи и на земле и за гробом, ходатайством Церкви и ближних, а неверующему, по слову Самого Иисуса Христа, не отпускаются грехи на здесь, ни в будущей жизни. Здесь должно разуметь не ту веру, которую имеют и бесы, но веру, оправдываемую делами любви к Богу и ближнему.

Святитель Григорий Нисский говорит, что есть дело весьма богоугодное и полезное – при Божественном и преславном Таинстве Евхаристии совершать поминовение об усопших в правой вере. Он же, заботясь о спасении душ, повелевает в случаях смертных приобщать Святых Таин запрещенных, то есть отлученных от них на известное время.

Молитву за умерших и вообще все, что приносится Богу за усопших, преподобный Иоанн Дамаскин называет благими и святыми дарами.

Сокрушаться, плакать надо не о смерти грешника, а о грехах, которые он, как человек, делал.

Благотворения живых за умерших спасают и тех и других… До Страшного Суда Господня есть время помогать друг другу во всем в спасении. Богу, любящему создание Свое, очень приятно, когда мы заботимся о спасении своем и о спасении ближних; когда мы благотворим и живым и мертвым (преподобный Иоанн Дамаскин).

Никто, умирая, не должен назначать попечителем своего имения священника, как человека, обязанного исключительно служить Богу. Нарушивший сие правило лишается молитв и жертв по исходе души из сей жизни, за отвлечение от алтаря священников и слуг Божиих (священномученик Киприан Карфагенский).

Внемлите, братия! Не бедным одним должно являть милость, во время жизни нашей; но постараемся оказывать оную и умершим, внимая тому, что Иуда Маккавей сотворил. Он сказал: «Святая есть мысль творить моления за умерших, да от греха очистятся…» Итак, всем нам, имеющим прейти от сей жизни нужно милосердие. Хотя плоть нашу жестоко измождим постами и воздержанием, хотя все и бедствия из любви ко Христу перенесу равнодушно. Итак, нужно нам милосердие; поелику нашими заслугами вечной жизни стяжать не может. Хочешь ли, чтобы Бог был к тебе милостив? Будь сам к ближнему таков. Итак, молись за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе (блаженный Августин).

Священники Сына Божия святыми жертвами и молитвами уст своих могут очищать грехи умерших (преподобный Ефрем Сирин).

Не о роскошных похоронах и богатых гробах станем заботиться; но заставим милостынею вдовиц, сирот и всех нуждающихся молится о умершем или умершей. Это средство хотя и не умершим творится, однако сожжет преклонить Бога на милость и избавить умершего от вечной смерти.

Покаянием содеянные грехи уничтожаются и уже нигде не поминаются, ни на мытарствах, ни на Суде.

Сей плач живых о грехах умерших есть добр, сие любомудрие высокое (святитель Иоанн Златоуст).

Нет союза Церкви и общения с умершими нехристианами и с неправославными; а равно и с христианами по имени только и окончившими жизнь не по-христиански – не в вере и надежде христианской; а также и с самоубийцами, если самоубийство произошло не в умопомешательстве.

Другим же не отпустятся грехи ни на земле, ни за гробом, как отвергшимся Христа и Его благодати, ожесточенным, нераскаянным, нечестивым грешникам, как находящимся вне общения с Церковью; от таковых уже напрасно молиться.

Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают и жестоковыйно восстают на благочестие и истину; в таковых нет Господа Бога.

Вера учит нас, что многие из грешников, принесших при смерти покаяние, освобождаются от ада молитвами и милостынями живых (Православное исповедание. Ответ 64).

Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но еще до разлучения с настоящею жизнью, покаявшихся, только не успевших принести никаких плодов покаяния (молитвы, слезы, коленопреклонения, сокрушения, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), – души таких людей нисходят во ад и терпят за учиненные ими грехи наказание, не лишаясь, впрочем, надежды облегчения от оных. Облегчение же получают они по безконечной благости чрез молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших; особенно – силою Безкровной Жертвы, которую приносит священнослужитель для каждого христианина о его ближних.

Отпущенный на земле грех освобождает исповедавшего его от вечной муки; а плоды покаяния состоящие в исполнении наложенной епитимии, исправляют в раскаявшемся его внутренние наклонности к грехам.

Не простятся грехи, составляющие хулу на Духа Святаго, потому что нравственное состояние души, какое они предполагают, есть состояние точно такое же, как состояние демонов нераскаянных. Не отпустится сей грех потому, что нет в грешнике сознания и раскаяния.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «КАК ЖИВУТ НАШИ УМЕРШИЕ» | НАТАЛЬЯ_Скороб - Дневник НАТАЛЬЯ_Скоробогата | Лента друзей НАТАЛЬЯ_Скороб / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»