Этот праздник не имеет точной даты, празднуется он в последнее воскресение перед Пасхой.
В Вербное воскресенье каждый крестьянин шел в церковь (костел) с большим пучком вербы и можжевельника, где они освящались. Поскольку этим освященным веткам придавались целебные свойства, то они были также необходимы в крестьянском доме, как и громничные свечки.
Существовало поверье, что если в церкви, сразу после освящения, съесть почку вербы или ягоду можжевельника, то можно уберечь себя от болезней. Вернувшись домой, хозяин ударял пучком вербы каждого члена семьи, приговаривая: «Не я б’ю, вярба б’е, няхай здароўе жыве». То же самое кто-нибудь из членов семьи делал и с хозяином. Потом хозяин с хозяйкой обходили с вербой хлев, остальные хозяйственные постройки, огород, поле, постукивая веточками и втыкая их в строения и в землю.
Кто-нибудь из домашних обязательно отправлялся на кладбище и там оставлял веточку с пожеланиями вечного покоя умершему родственнику.
Верба оставалась в доме и после праздника, хранилась за образами и использовалась по случаю важных событий в доме.
При встрече в этот день люди обменивались не рукопожатием, а похлестываниями веточками вербы и пожеланиями крепкого здоровья на весь год. Девушка, встретив незнакомого парня, дотрагивалась до него веточкой и спрашивала его имя – такое будет и у суженого.
В этот день также наблюдали за погодой. Мороз на Вербное воскресенье означал, что морозов больше не будет, и они не повредят посевам.
Обычай святить веточки вербы в воскресенье за неделю до Пасхи сохранился и в наши дни.
Вечерние синие тени на снеге,
И верба готовит свой новый пушок;
И небом глубоким, упавшем на бреги,
Умоется сердце, душе хорошо;
О, век благодатный, открывший спасение,
О, счастье, явившее людям Христа;
О, плачьте в надежде, грядет Воскресение,
О, мир посетила Любви красота;
То, Светлая Пасха уже на подходе,
То, дышит вселенная новой весной;
То, время поста в православном народе,
Сверяет часы свои с целой страной;
Так в жизни сложилось истории мира,
Открылись врата и Премудрость Христа,
С младою ослицей наполнив эфиры,
Готовит к молитве три главных перста.
И...Иисус - посланник Божий,
О...Он же его сын,
Н...На земле ни с кем не схожий,
В...В нашей жизни был.
О...Он, любя людей, что создал,
З...Знал - будем грешить:
Л...Лгать и красть, что только можно,
Ю...Юлить и хитрить...
Б...Без его любви нетленной
И...Изведётся род,-
Л...Ликом светлым и смиренным
М...Манит и зовёт...
И...И своей Великой Жертвой
Р...Род людской спасёт...
Когда на последней неделе
Входил Он в Иерусалим,
Осанны навстречу гремели,
Бежали с ветвями за Ним.
Б.Пастернак
Вот Он, Царь неба и земли,
Как кроткий Агнец на закланье,
Идет по предопределению любви,
Идет принять за нас страданье.
Ликует Иерусалим:
Несет Спаситель всем знамение.
Ведь за распятием земным -
Всеобщий праздник воскресения.
Но прежде Лазарю сказал
Он Слово - чудо, Слово силы.
И Лазарь ожил и восстал,
И сокрушен был мрак могилы.
Идет он к тем, кто и убьет
Его же. А за что? За что же?
Того, кто лишь рукой взмахнет
И в прах все изничтожить может.
А он пришел и смертный крест
Принял и вольно, и смиренно,
Чтоб в душах темных и растленных
Христос любовью в нас воскрес...
...Томится вековечный храм
Природы в ожиданьи встречи,
Чтоб возложить к Его стопам
Возженные ей вербы свечи.