[675x159]
Талалихин Виктор Васильевич (18.9.1918-27.10.1941) — военный лётчик, младший лейтенант, Герой Советского Союза, одним из первых применил ночной таран.
Родился в селе Тепловка Саратовской губернии. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков и получил звание младшего лейтенанта. Участвовал в советско-финской войне. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.
В Великую Отечественную войну был заместителем командира авиаэскадрильи. В ночь на 7 августа 1941 года на И-16 одним из первых произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив около Москвы бомбардировщик, за что получил звание Героя Советского Союза.
Бой проходил в районе Подольска Московской области. Расстреляв весь боекомплект в бомбардировщик "хейнкель", Талалихин поразил правый мотор бомбардировщика, но тот продолжал полёт. Талалихин принимает решение таранить.Как он потом рассказывал:"Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо" и пошёл на сближение. В это время одна из вражеских очередей ранила его в руку, но Виктор не свернул. Подойдя вплотную к хвосту "хейнкеля", он винтом нанёс по нему удар. "Хейнкель" камнем пошёл вниз. Талалихин покинул повреждённый истребитель и приземлился на парашюте.
Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.
В последующих боях сбил ещё 5 самолётов противника.
Погиб в воздушном бою около Подольска 27 октября 1941 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Долгое время считалось, что это был первый ночной таран в небе Москвы, однако это не совсем так - еще 29 Июля летчик П П.В.Еремеев на истребителе МиГ-3 таранным ударом сбил бомбардировщик Ju.88. Это и был первый ночной таран в московском небе. Указом Президента Российской Федерации от 21 Сентября 1995 года П.В.Еремееву присвоено звание Героя России, посмертно.
[308x460]
Воздушный таран не был предусмотрен воинским уставом, наставлениями или инструкциями. Советские лётчики прибегали к такому крайнему средству не по приказу. Во время Великой Отечественной войны советские лётчики совершили более 600 таранов. В части люфтваффе был даже разослан циркуляр, запрещавший приближаться к советским самолётам ближе чем на 100 м во избежание тарана.
Есть довольно распространённое мнение, что таран - это некий фатальный акт самопожертвования. Если исходить из логических рассуждений о целесообразности тарана, то тогда надо учесть ряд факторов. Большая вероятность, что гибнут оба самолёта и оба лётчика. Какой лётчик и какой самолёт ценнее для своей армии. В бою нет места для этих рассуждений. Советская военная доктрина рассматривала таран, как акт героизма, исключительной храбрости и готовности к самопожертвованию.
Германское командование ценило своих лётчиков и самолёты более высоко, чтобы обменивать их один на один. А отношение сталинского руководства и командования Красной Армии к своим людским ресурсам известно. Да и по численности войск у СССР всегда было преимущество.
Пожалуй, нет в истории военной авиации боевого приема, отношение к которому так менялось бы в зависимости от политической ситуации в стране, как к тарану. В советскую эпоху было принято только восхищаться подвигом летчика, не анализируя причины, вынуждающие его таранить вместо того, чтобы поражать противника огнем. В перестроечно-обличительный период таран рассматривался исключительно как акт отчаяния, простой размен машины на машину, пилота на пилота.
В 1943 -1945 годах у советских летчиков отношение к тарану стало меняться. Проще стало поразить противника огнем. Необходимость прибегать к приему 1941 года возникала все реже.