Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826-1889) - русский писатель-сатирик. Салтыков- фамилия, "Н.Щедрин" - псевдоним.
Его единственный большой роман Господа Головлевы (1875–1880) представляет собой историю вымирания семейства провинциальных помещиков. В 1882–1886 Салтыков написал свои язвительно-аллегорические Сказки.
Родился в дворянской семье, в имении родителей, селе Спас-Угол, Тверской губернии.
Учился в Московском дворянском институте, откуда в 1838 г. как лучшего ученика его перевели в Царскосельский лицей. Имел порицания учителей за "грубость", курение, небрежность в одежде, писание стихов "неодобрительного" содержания. Затем его знакомство с В.Г. Белинским повлияло на его политическую позицию, близкую к революционной.
В 1848 г. за "вредный образ мыслей" был выслан на службу в Вятку, где занимал должности старшего чиновника губернского правления.
В 1858–1862 гг. был назначен вице-губернатором в Рязани, затем в Твери, постоянно боролся со взяточничеством. Подал в отставку, чтобы полностью посвятил себя литературе. Переехал в Петербург и по приглашению Н.А. Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник". В 1864 г. вышел из редакции "Современника" из-за разногласий по вопросам тактики "общественной борьбы" и вернулся
на государственную службу, но в 1868 году окончательно порвал с ней.
В творчестве писателя, и особенно в сказках, присутствует карикатурное обличительство тогдашних российских порядков, по которому никак нельзя судить о той России. Тем не менее Салтыкова-Щедрина нельзя причислить к революционным демократам, как это делали при советской власти. В советских учебниках была написана та "правда", что русская литература была по большей части крайне критична
по отношению к существовавшему в стране строю, включая форму правления, государственно-территориальное устройство, господствующее вероисповедание, культуру и т.п. Тем самым литература эта прямо или косвенно работала на тот или иной вариант государственного переворота. Так и у Салтыкова-Щедрина главное было обгадить Россию, создать её карикатурный образ.
Его идеи и образы были многократно использованы в работах Ленина, обращавшегося к произведениям сатирика чаще, чем к произведениям какого-либо другого писателя.
Подобная литература плодила новых ненавистников режима, иногда призывала к открытому противоборству с режимом. И вот всё сбылось. Революция. Новый режим. Все авторы, в той или иной мере критиковавшие порядки в России, стали почётными классиками. Их произведения, тщательно подобранные в нужном направлении, вошли в школьные программы. А те их произведения, которые не
соответствовали "новому" мышлению не печатались и замалчивались. И что же теперь. Эти произведения своё отработали, стали не актуальны и пылятся на книжных полках невостребованными. Не такая ли участь постигла и Салтыкова-Щедриина.
В 1875–1876 гг. он лечился за границей, посещал страны Западной Европы в разные годы жизни. В Париже встречался с Тургеневым, Флобером, Золя. В последнее десятилетие жизни, Салтыков-Щедрин, в сущности, был одинок. Он не был понят в семье, у него не было близких друзей-единомышленников.
"Умру на месте битвы", - говорил сатирик. Он мужественно одолевал и огромное напряжение творческого труда, и систематические правительственные гонения, и тяжкие физические недуги, терзавшие его в течение многих лет.
В 1885—1886 годах больного писателя посетили студенческие делегации и в их составе были Анна Ильинична Ульянова (Елизарова) с братом Александром Ульяновым.
Предсмертные слова его были: "Это ты, дура?".
[645x226]
[515x331]
[700x330]