Гаучо // Обычаи и традиции
Пёстро разодетые бродяги-наездники и ковбои бродили по прериям еще в 1700-х годах, когда равнина была перенаселена дикими быками чимаррон (сimarron). В 18 веке резко подскочил спрос на натуральную кожу, и тогда появились гаучо — вольные охотники-нелегалы, нападавшие на огромные табуны лошадей и крупного рогатого скота.
Этим словом — «гаучо» — стали называть свободолюбивых людей, никогда не разлучающихся с лошадью и кинжалом. По мере того, как обширные участки прерий осваивались и приспосабливались для нужд коммерческого животноводства, для гаучо становилось всё труднее вести свой привычный образ жизни. Но несмотря на это, легенды о них рассказывались и рассказываются, не утрачивая своей популярности.
Эстансия-эль-Омбу, Сан-Антонио-де-Ареко (Estancia el Ombu, San Antonio de Areco), ноябрь 2011
Аргентинские пампасы — покатые холмы, заросшие травами, цветами и кустарником, — вот она, родина гаучо. Пёстро разодетые бродяги-наездники и ковбои бродили по прериям еще в 1700-х годах, когда равнина была перенаселена дикими быками чимаррон, завезёнными в Южную Америку испанским конкистадором Педро де Мендоса (Pedro de Mendoza) в 1538.
Гаучо, ноябрь 2011
Гаучо всегда были одиночками. Они славились выносливостью и бескомпромиссностью, но особенно — своей добротой и щедростью по отношению даже к случайным попутчикам, всегда делясь пищей и кровом, как бы ни были бедны сами. Сыновья гаучо, вырастая, также неизменно становились гаучо.
Досуг гаучо был посвящён азартным играм, пьянству и распеванию под гитару песен-баллад, прославляющих охоту, драки и любовь. Гаучо был неразлучен с конём и кинжалом. С помощью кинжала можно разделать быка, а можно и решить исход спора в свою пользу.
Бродяги, ноябрь 2011
Кое-кто предполагает, что слово гаучо происходит от «мапуче каучу», что означает «бродяга». Другие считают, что тут лучше подходит слово «хуачу» — «сирота» на языке Кечуа.
Каково бы ни было его происхождение, слово «гаучо» впервые появилось на свет в конце 1800-х для описания бродяги-авантюриста, путешествующего в одиночку или с подружкой. Его единственным багажом был большой острый нож «facon», «болеадорас» (boleadoras) — три железных или каменных шара на кожаных шнурах, набрасываемые на ноги животного, чтобы обездвижить его, и «реата» (reata) — лассо для ловли скота и охоты.
Лаго Рока (Lago Roca), ноябрь 2011
Гаучо практиковали дуэли для решения споров, но убийство соперника не являлось целью поединка. Достаточно было оставить отметину на теле — предпочтительно на лице — противника. Этот шрам всегда будет сообщать окружающим, что его обладатель проиграл схватку.
Если один из гаучо смертельно ранил противника по неосторожности, сочувствие распространялось и на убийцу, который с тех пор быть считался опальным изгоем, нуждающимся в охране и помощи. Совершившие убийство преднамеренно такой симпатией не пользовались.
Патагония, ноябрь 2011
Гаучо целыми днями ухаживали за своими стадами и ловили дикий крупнорогатый скот. Будучи кочевниками, гаучо мало времени проводили дома. Их дом — это землянка с коровьими шкурами и лошадиными черепами вместо стульев.
Гаучо обычно не женились на своих подругах. Женщины добровольно растили детей (сыновья, как правило, следовали по стопам отца) и заботились о домашнем хозяйстве.
Национальный парк Лос Глясиарес (Los Glaciares), ноябрь 2011
В гаучо шли люди самодостаточные и свободомыслящие, привязанные лишь к своей лошади и бескрайней равнине. Будучи независимым и жесткими, они отлично знали пампасы и являлись чрезвычайно опытными наездниками, что сделало их идеальными кавалеристами во время войн за независимость (1810–1816) и последовавших затем гражданских войн.
Асадо (Asado), ноябрь 2011
«Полевой» рацион гаучо состоял почти полностью из говядины и мате — травяного чая, богатого кофеином и питательными веществами. Коровы забивались ради шкур, мясо же оперативно жарилось на открытом огне и съедалось ковбоями. Национальные блюда Аргентины являются производными от простого кулинарного искусства гаучо (аsado).
Лаго Рока, ноябрь 2011
Взгляды гаучо состояли в основном из вековых суеверий, подлакированных римским католицизмом. Не связывая себя социальными обязательствами и предпочитая им личную свободу и независимость, гаучо любой ценой старались выжить, не беспокоясь о таких мелочах, как судьба, смысл, грех, вина, рай или ад.
Сан-Антонио де Ареко (San Antonio de Areco), ноябрь 2011
В 19 веке жизнь гаучо становится все труднее: законы против бродяжничества и пр. загнали вольных наездников далеко вглубь прерий. Обширные участки степей были заселены и освоены. Для гаучо с их мустангами и дикими стадами почти не осталось места.
К тому времени началось коммерческое разведение крупного рогатого скота, и пампасы были превращены в огромные огороженные ранчо. Землевладельцам требовались менеджеры по контролю за разведением и выпасом скота. Никто не мог бы справиться с этой ролью лучше, чем гаучо.
Ледник Перито-Морено (Perito Moreno), ноябрь 2011
В 18 столетии, когда натуральная кожа выросла в цене и начала пользоваться большим спросом, гаучо стали подпольно охотиться на огромные табуны лошадей и крупного рогатого скота.
Гаучо были, как правило, смешанного европейского и коренного происхождения, но иногда к ним примыкали выходцы из Африки и мулаты.
Ранчо Нобепо Айке (Nobepo Aike), Лаго Рока, ноябрь 2011
Типичный наряд гаучо включает пончо (которое служит как подушка для седла и как спальное одеяло), кинжал, кожаный хлыст и свободно облегающие брюки, называемые «бомбачас» (bombachas).
В наши дни гаучо носят на работе комбинезоны и резиновые сапоги, а традиционную одежду берегут для праздничных парадов и торжеств.
Серро Пьетробелли (Cerro Pietrobelli), ноябрь 2011
Со временем даже самые упорные гаучо отказались от своего одиночного существования и стали работать на ранчо. Они больше не кочуют, ухаживают за крупнорогатым скотом, чинят заборы, разводят племенных животных и пасут овец. Их образ жизни значительно изменился, но легенды о гаучо слышатся повсеместно и по-прежнему популярны.