![]() |
1 Пропорции человека 2..Ребенок. Рост и пропорции тела. 3.Ребенок. Черты лица 4.Пожилой человек. Рост и пропорции тела 5.Пожилой человек. Лицо 6.Мужчины и женщины. Различия фигур 7.Расовые отличия во внешности. 8.Искажения пропорций
1. Пропорции человека |
Древнейшие данные о законах пропорций человеческого тела были найдены в гробнице пирамиды близ Мемфиса (около 3000 лет до н. э.). С тех времен ученые и художники работают над раскрытием тайны пропорции человеческого тела. Нам известен египетский канон времени фараонов, канон эпохи Птолемеев, каноны Древней Греции и Рима. Пропорции изучали: Поликлет, канон, которого долгое время был общепризнанным, Альберти, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дюрер. В этих исследованиях размеры человеческого тела определялись по отношению к размеру головы, лица или стопы.
Человеческое тело имеет следующие пропорции:
При определении пропорций в качестве «единицы измерения» чаще всего используется голова.
2. Ребенок. Рост и пропорции тела
Новорожденный отличается от взрослого человека относитель но короткими конечностями, большим туловищем и большой голо вой. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины тулови ща, у ребенка 2 лет— 1/5, 6 лет—1/б, 12 лет—1/7 и у взрослых — 1/8. С возрастом рост головы замедляется, а рост конечностей уско ряется. До начала периода полового созревания половые различия в пропорциях тела отсутствуют, однако в период полового созревания у юношей конечности становятся длиннее, туловище короче, а таз уже, чем у девушек.
Можно отметить три периода различия пропорций между дли ной и шириной тела: от 4 до б лет, от б до 15 лет и от 16 лет до взрослого состояния.
[365x250]Рост ребенка измеряется не в единицах высоты головы взрослого человека, а в единицах высоты головы, характерной для его собственного возраста.
Пропорции частей тела ребенка и взрослого также различаются. У ребенка с момента рождения до приблизительно двухлетнего возраста геометрический центр тела находится в районе пупка, в то время как геометрический центр тела взрослого человека расположен вблизи промежности. Под геометрическим центром здесь подразумевается точка половинной высоты тела. Таким образом, длина ног взрослого человека приблизительно равна расстоянию от промежности до макушки. Ноги младенца еще не несут никаких нагрузок и не участвуют в процессе движения, поэтому они имеют относительно меньшую длину.
С возрастом в теле человека происходит множество необратимых процессов. Позвоночник сжимается и укорачивается, поскольку хрящевые диски стареют и становятся тоньше. Различные возрастные болезни, типа остеопороза, вызывают сжатие и деформацию самих костей, в особенности позвонков. Позвоночник искривляется, человек становится сгорбленным.
Так как искривление позвоночника с возрастом увеличивается, возникает впечатление, что шея опускается вглубь грудной клетки. В результате этих процессов рост человека может сократиться на величину от половины до целой высоты головы. Такие изменения ведут к тому, что фигура человека приобретает болезненный вид.
Цвет глаз в процессе взросления многократно изменяется. Белки глаз теряют белизну, приобретая желтоватый или красноватый оттенок в зависимости от возраста и наличия разных болезней. Радужная оболочка выцветает, становясь постепенно почти прозрачной, кроме случаев развития катаракты, которая проявляется в виде замутнения. Старые глаза выглядят совсем не так, как молодые!
Вот как можно обобщить изменения, происходящие с возрастом:
Безрадостная картина "осени жизни"!
6. Мужчины и женщины. Различия фигур
Основные различия наблюдаются в пропорциях и массе. Кроме того, существуют небольшие отличия в строении скелета, например, в тазовой области. Как правило, все размеры тела женщины, за исключением ширины бедер, меньше, чем у мужчины.
Пропорции мужчины
Вот некоторые простые соотношения, которые следует запомнить:
Женщина обладает более толстым жировым слоем, покрывающим поверхность скелета. В результате ее тело менее угловато и более округло.
Голова женщины также более гладкая и округлая. Брови на женском лице выступают меньше и над носом нет резкого костного выступа. В целом черты женского лица обычно мельче мужских, хотя губы женщин часто оказываются полнее. Шея и плечи женщины выглядят более тонко и изящно. Это особенно сильно проявляется в размере и форме плеч. У женщины они меньше, а ее ключицы, как правило, сильнее наклонены вниз по направлению к грудине. В результате этого женские плечи выглядят более округлыми. У мужчины ключицы расположены ближе к горизонтали, а его плечи шире. В итоге мужское тело выглядит более угловатым.
Относительная длина торса женщины несколько больше мужского в сравнении с общим размером тела. Ее грудная клетка меньше, округлее и служит опорой для развитой груди. Таз женщины короче, но шире и глубже. Для облегчения родов он немного наклонен вперед. В результате этого поясничный отдел позвоночника женщины изогнут сильнее.
Ноги и руки у женщин обычно короче, чем у мужчин.
Самые значительные отличия в длинах частей тела мужчин и женщин наблюдаются в области плечевой кости руки и по всей длине ноги. В среднем верхняя часть женской руки короче, в результате чего ее локоть располагается немного выше по отношению к торсу, чем у мужчин. Женские запястья и ладони также меньше. Бедра женщины короче мужских, потому что ее бедренные кости расходятся от более широкого таза под большим углом. По этой же причине женские бедра по направлению к коленям выглядят более округло.
Не забудьте про то, что нижняя часть ног у женщины также немного короче, чем у мужчины. Благодаря слою подкожного жира женские ноги выглядят более гладкими, а икры выступают не так рельефно. Женские лодыжки округлее и менее рельефны, чем мужские, а ступни женщин меньше и уже.
7. Расовые отличия во внешности
Рассмотрим особенности внешности только трех рас: европеоидной, монголоидной и негроидной, хотя на деле существует множество различных подтипов. Сконцентрируем внимание на тех чертах, которые дают визуальный ключ к определению расовой принадлежности. Это тип волос, цвет кожи, форма головы, силуэт лица, а также такие элементы, как глаза, нос и губы.
Европейцы
Представителей европеоидной расы обычно характеризуют как людей с белым или светлым цветом кожи. Цвет глаз и волос европейцев может быть совершенно различным. Волосы у них, как правило, волнистые, но могут быть какими угодно, от совершенно прямых до очень кудрявых.При взгляде в профиль можно заметить, что голова типичного европейца имеет средний размер, а подбородок обычно выдается вперед меньше, чем нос. Нос европейца — высокий, а губы — относительно тонкие.
Монголоиды
Монголоидное лицо обычно известно своей особенной формой глаз. Разрез глаз монголоидов может обладать или не обладать раскосостью, характеризуемой наклоном глаз вниз к центру лица, в зависимости от расовой подгруппы конкретного субъекта. Когда глаза открыты, верхние веки почти исчезают из-за наличия кожной складки, которая немного заходит за нижний край глаза в районе слезного протока, а иногда может перекрывать нижний край и на внешней стороне глаз.
Другой характерной особенностью монголоидных глаз является уплощенность области их орбит. Поскольку переносица у монголоидов низкая, а глаза выпуклые, глубина посадки глаз на лице оказывается незначительной. Важно отметить, что их брови обычно немного развернуты вверх к наружным краям лица и могут внезапно обрываться на концах.
Кожа монголоидов, как правило, отливает желтым или коричневым цветом, а цвет глаз в большинстве случаев коричневый. Волосы у монголоидов черные и прямые. Типичный подбородок лица монголоидного типа выступает вперед немного дальше носа, но не так сильно как на лице негроида. Нос низкий, но не плоский, а губы имеют среднюю толщину.
Негроиды
Представителей негроидной расы обычно называют чернокожими, имея в виду людей с цветом кожи от коричневого до темно-коричневого. Их волосы, как правило, более густые, чем у европейцев, и обычно очень кудрявые. У африканцев преобладают темно-коричневые или черные глаза и волосы.
Если посмотреть сбоку, то заметно, что подбородок негроидов выступает вперед дальше носа, а их нос приплюснут. Губы обычно сравнительно толстые. Именно черты лица негроидного типа будут определять верный вариант внешности и не позволят сказать, что изображен просто европеец с черным цветом кожи.
8. Искажения пропорций
Замечено, что если слепить фигуру человека, руководствуясь идеальными пропорциями, она будет «резать» глаз. Все дело в том, что художник, соблюдая основные правила и каноны пропорций человеческого тела, всегда немного (а иногда и значительно) искажает пропорции.
Удлините тело, и его форма станет более элегантной. Если высота типового тела составляет около восьми размеров головы, то рост элегантной модели может быть увеличен до пятнадцати размеров головы в зависимости от того, какой эффект нужно получить.
Исследователи творчества Микеланджело установили, что он придавал своим скульптурам необычные пропорции, делая их рост равным девяти, десяти, а иногда даже двенадцати размерам головы в целях достижения гармонии и грации, отсутствующих в природе. Именно Микеланджело приписывают высказывание о том, что нужно иметь направляющий компас в глазах, а не в руках.
В противоположность Микеланджело некоторые фигуры Рафаэля имеют высоту всего лишь в шесть размеров головы.
На иконах тела обычно имеют удлиненные пропорции, и соотношение голова/тело обычно 1/9, а у Дионисия - даже 1/11. Это придает изображаемому выражение одухотворенности. Но иногда голова представала и непропорционально большой, как бы подчиняющей себе все остальное. Интересна точка зрения, что стремление выделиться крупной головой привело к возникновению у туркмен и кавказских горцев обычая носить большие шапки, фуражки.
Если красота — субъективное понятие, зависящее от того, каким взглядом смотрит на творение зритель, то вы, как создатель своих персонажей, обязаны уметь реализовывать тот тип «красоты», который требуется. Освоив основы анатомии и пропорций, следует воспользоваться собственными художественными способностями, чтобы придать персонажам желательный облик
использованы материалы:
Стефаник Рикс «Анимация персонажей в 3D Studio Max».
http://doll4you.narod.ru/dolls.html
Как ни странно это звучит, кукла, которая выполнялась в строгом соответствии с закономерностями строения человеческого тела, выглядит дисгармонично. Ее руки кажутся слишком длинными, а ноги слишком короткими. Ладони и ступни слишком массивными.
Поэтому при создании "взрослой" куклы важно синтезировать пропорции, присущие детям и взрослым, найти их золотую середину сочетания.
Серия сообщений "- пропорции":
Часть 1 - Особенности кукольных пропорций. Выражение эмоции.
Часть 2 - Особенности изображения людей разного возраста, пола, расы.
Серия сообщений "