• Авторизация


Жи-Ши пешы чирис жэ и шэ 03-12-2014 21:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Когда я еще училась на учителя русского языка, нам рассказывали о детях с врожденной неграмотностью. Нет, не о тех, у которых орфография и пунктуация вызывает затруднения в силу патологий развития головного мозга, а о совершенно нормальных людях, вернее, детях, которые просто почему-то не могут запомнить, что ЖИ-ШИ пишется через И. И вот я уже 148 лет как не студентка филфака, я даже в школе поработать успела. И с каждым годом я все отчетливее понимаю, что не бывает людей с врожденной безграмотностью. Бывают патологии мозга и интеллекта, и бывает тупость. Простая человеческая тупость. Отупление. Когда человеку плевать на все - начиная от правил орфографии и заканчивая своим поведением, зачастую неадекватным и даже асоциальным.

А теперь разберемся подробнее. Кат - для тех, кто

Сейчас, чтобы избежать половины гневных отзывов (то есть два из четырех), сразу оговорюсь: я сейчас говорю о тотальной неграмотности, а не об опечатках и о моментах, когда случайно что-то проскакивает. Да, каюсь, я однажды написала слово "Зделать" и долго не могла понять, что мне в нем не нравится. Но это игры разума, те самые осечки, которые дает даже самое смазанное и пристреленное ружье.

Так вот, о безграмотности. Мое мнение, как дипломированного учителя русского языка, таково: чтобы писать грамотно, надо просто думать. Думать, о чем ты пишешь. Ведь, строго говоря, в русском языке довольно небольшую часть информации нужно "просто запоминать, потому что нельзя понять". Это всякие словарные слова и дефисные написания. Ну и всякие тонкости вроде склонения иностранных имен. Я, конечно, не замеряла, но по моим ощущениям таких вот чисто зубрительных слов в русском языке не более 20%. Может, и меньше. Остальное - просто вдумчивое написание - и никакого мошенничества.

Вот недавно сын моей подруги, девятиклассник, пишет: "лошединая грива". Спрашиваю его: "Что значит "лошединая"?" Отвечает: "Которая у лошади". Я говорю: "Напиши это слово". Пишет - лошАдь. Спрашиваю снова: "Почему в существительном в корне А, а в прилагательном - Е?" У него такое лицо, словно от открыл новую планету. Ему просто в голову не приходило, что это однокоренные слова. Вернее, нет, не так. Он прекрасно знает, что они однокоренные, но ему это знание ни о чем не говорит. Ну однокоренные. И дальше ничего не следует, он не строит связи. Если начинаешь спрашивать, что такое "однокоренные" - отвечает. Даже правило назовет. И даже исправит Е на А, потому что ну ясен же пень, что корни должны быть одинаковы во всех однокоренных словах. То есть если с ним об этом говорить 10 минут, он все поймет, он согласится и даже посмеется над своим лошЕдиным написанием. Но начнет писать дальше - и снова ошибка. На этот раз слово "молАтый кофе". Спрашиваю: "Молотый кофе - это тот, который..." - "МолОли!" - радостно заканчивает парень. Бьет себя кулаком по голове и исправляет А на О.

Это мы типа к ГИА готовились. После разговариваем так уже, за жизнь. За чаем. Я говорю: "Петь, вот ты пишешь - о чем ты думаешь?" Он не сразу ответил, обмозговал и говорит: "Да ни о чем..." Для него процесс написания слов настолько же интуитивный и механический, как жевательный рефлекс. Поставили ужин на стол - жуй. И он ест машинально, рефлекторно. Кстати, он по жизни такой: ему говна в тарелку наложи – он говно съест. Слушает музыку всю подряд. Играет в игры – во всех подряд. Ему совершенно без разницы, что надеть. Он может на торжественное мероприятие прийти в спортивном костюме. Нет ничего любимого, ничего такого, что он бы выделял. Ему все по барабану, он не задумывается, не умеет оценивать, не умеет анализировать.

Мы с ним потом проводили эксперимент. Я говорю: «Буду тебе диктовать, а ты пиши медленно, но вдумчиво. Думай о значении каждого слова, думай о том, что ты пишешь, как это звучит у тебя в голове». Написали мы 6 предложений. В них всего 6 ошибок. Раньше было по 10 на одно предложение. Просто человек сделал над собой усилие и думал. Думал и применял знания.

Вот и весь рецепт грамотности. Грамотные люди думают о том, что пишут. А безграмотным просто лень думать. Ими владеет сила отупления.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Dilailah 04-12-2014-09:39 удалить
Почитала вот, и какое-то двойственное у меня отношение возникло. С одной стороны все правильно говоришь, грамотность никто не отменял, и в большинстве случаев, даже если ее нет врожденной, до определенного уровня ей можно научиться. И думать, что пишешь и как пишешь, конечно, надо. Но есть обратная сторона медали. Честно скажу, меня в последнее время стали бесить граммарнаци. Реально. И вроде бы я сама за чистоту языка, за грамотность и все такое, но вот это пренебрежительное и агрессивное отношение со стороны граммарнаци меня раздражает. И более того, их попытки "научить" грамотности, приводят к обратному эффекту. Я вот не могу, к сожалению, похвастаться абсолютной грамотностью, хотя и не считаю себя неучем совсем. Но ошибки допускаю, есть грех. И если мне даже укажут на ошибку, я не против. Мне, правда, ужасно стыдно становится, но зато я запоминаю это и больше не ошибаюсь так. Но это при условии, если мне указали на ошибку вежливо, мягко и тактично. Но если на меня орать начинают, раздражаться, то мне, блин, назло хочется писать неправильно. И кроме того, при разговоре с таким человеком я замыкаюсь. Потому что я вот напишу что-нибудь и сомневаюсь, а правильно ли я написала. Хотя я ЗНАЮ, что правильно, но я все равно сомневаюсь. Естественно, я лезу в словарь, смотрю, убеждаюсь, что была права, раздражаюсь своей неуверенности и тому, что собеседник меня в нее вверг. Естессно, при этом теряется и тема разговора, и скорость ответов. Меня это бесит, например. Я знаю, что я щас вообще не в тему, но накипело, сорри :) Прошу, тапками не бить :) Но, в общем, граммарнаци не вызывают у меня в последнее время положительных чувств. У всего есть обратная сторона, и у борцов за грамотность тоже.
Irondel 04-12-2014-20:49 удалить
Dilailah, любое превосходство в чем-то рождает желание унизить того, кто не. Чивоуштам, и у меня такое бывает. Редко и в определенные моменты. Например, когда человек говорит, что он за чистоту языка и его бесят безграмотные люди, но сам при этом говорит "позвОнишь" или "квАртал". Вот тогда у меня возникает желание макнуть индюка мордой во что-нибудь неприятное. Есть второй тип людей. Которые принципиально не хотят писать и говорить грамотно, потому что мы же на уроке русского языка. При этом они хотят, чтобы им правильно давали сдачу в магазине и верно начисляли зарплату, хотя они не на уроке математики. Такое вот пренебрежительное отторжение вызывает у меня агрессивную реакцию сродни первой. Есть третий тип людей, которые просто не знают, как правильно. Им скажешь - они исправятся. Ничего криминального. Таких хочется нежно опекать и лелеять. Но все же я сейчас намного спокойней, чем была раньше. Раньше я била справочником Розенталя каждого, кто говорил "тортЫ". Сейчас я начинаю понимать, что образованные люди снова складываются в касту, как в довоенное время. Просто такой процесс.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Жи-Ши пешы чирис жэ и шэ | Irondel - Волчик | Лента друзей Irondel / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»