[показать]В XVI веке в Нидерландах с развитием промышленности и торговли усилились и культурные связи, в том числе и с Италией. Именно в эту пору в нидерландском изобразительном искусстве стало очень влиятельным итальянизирующее эклектическое течение - "романизм". Романисты стремились соединить художественные достижения итальянского Высокого Возрождения с нидерландской живописной традицией. Наряду с наследием Возрождения сильное влияние на романистов оказывало современное им искусство итальянского маньеризма. В Северных Нидерландах крупнейшим представителем романизма был Ян ван Скорем, внесший в нидерландскую живопись свежесть красок, богатство оттенков, умелую передачу солнечного света и атмосферы. Верным учеником и последователем Скореля явился Мартин ван Хемскерк (1498-1574). Мартен ван Хемскерк, наст. имя Мартен Якобсон ван Вен (нидерл. Maarten Jacobsz van Heemskerck) — нидерландский художник эпохи Возрождения. Мартен ван Вен родился в Северной Голландии, в крестьянской семье. Против воли отца он отправляется в Харлем, в обучение художнику Корнелису Виллемсу, а в 1527 году переходит учеником к Яну ван Скорелу, и в настоящее время искусствоведы не всегда способны определить точную принадлежность отдельных полотен кисти Скорела или Хемскерка. Между 1532 и 1536 годами художник живёт и работает в Риме, где его произведения пользуются большим успехом.Хемскерк был дважды женат, его первая жена и ребенок умерли при родах.В Италии ван Хемскерк создаёт свои картины в художественном стиле, пограничном с маньеризмом.После возвращения в Нидерланды получает многочисленные заказы от церкви как на алтарную живопись, так и создание витражей и настенных гобеленов. Был одним из ведущих членов гильдии Святого Луки. Кроме прочих работ, ван Хемскерк известен своей серией полотен Семь чудес света. Свою фамилию этот художник получил от места своего рождения - поселка Хемскерк близ Харлема. Хемскерк был прекрасным портретистом.Пребывание в Италии стало поворотным пунктом в биографии Хемскерка. Здесь он тщательно изучал античные памятники архитектуры и скульптуры, увлекся творчеством Микеланджело и маньеристами. Весьма показательна для романизма Хемскерка этой поры его картина "Св. Лука, рисующий богоматерь" (1532). Художник изображает евангелиста Луку среди античных статуй.Когда в 1535 году Хемскерк возвратился в Харлем, он уже совершенно иначе, чем прежде, понимал искусство живописи. Свои большие композиции на религиозные темы художник начал строить намеренно сложнее; реалистичность написания отдельных частей полотен стала подчиняться у него условной трактовке сюжета в целом. Свою портретную живопись поздней поры Хемскерк также связывал с пластическими принципами итальянского искусства. Ему казалось, что создать искусство, отвечающее новому мировоззрению, можно только обращаясь к античности.Интересно графическое наследие Хемскерка, его гравюры и рисунки. До сих пор, например, римские зарисовки Хемскерка являются незаменимыми при изучении старого Рима. Хемскерк был также великолепным мастером натюрморта, к сожалению, которого в интернере не нашла, а хотелось бы взглянуть...
Благовещение
1546
Oil on panel, 262 x 123 cm (each wing)
Frans Halsmuseum, Haarlem
Распятие 1543
Oil on panel, 334 x 270 cm
Museum voor Schone Kunsten, Ghent
[показать] Семейный портрет. Фрагмент. Ок. 1530. Государственные музеи, Кассель.
В Харлеме Мартен жил в доме богатого викария Питера Яна Фопсена, поскольку знал его, потому что викарий владел большим количеством земли в родном городке Мартена. Викария с семьей Мартен изобразил на своем известном «Семейном портрете».Картина очаровывает своим диссонансом тонов и резко выделяющимися на светлом фоне контурами.
Jacob Willemsz. van Veen (1456–1535), портрет отца художника.
Это сильный и трезвый образ отца художником был написан в том же году, когда Heemskerck оставил Харлем и надолго отправился в Италию. Суровое выражения сидящего сопровождается надписью, которая переводится так: "Мой сын изобразил меня здесь, когда мне было 75 лет".Хотя Heemskerck был мастером более классического стиля " латыни," данная же надпись готическими буквами , как считают- выбор художника.Искусствоведы считают, что портрет основан на жизни и опыте, нежели писан с натуры.
[показать] Женщина с прялкой, Лугано,
1531
Oil on panel, 105 x 86 cm
Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid
Женский портрет (Анна Кодде).1529г. Дерево, масло. Размеры: 86,3-66,4 см.Подарена в 1948г.
Хемскерк был прекрасным портретистом. Об этом красноречиво свидетельствуют, в частности, парные портреты, изображающие Анну Кодде за прялкой и ее супруга Питера Биккера (1529). Они говорят о прекрасном чувстве целого, о глубоком понимании традиции нидерландского искусства. Не менее интересен "Семейный портрет".Обычно супруги писались не на общей, а на разных картинах, как и в этом случае. В надписи на раме кроме даты указан возраст женщины (26лет); она полностью погружена в прядение, которое считалось в то время самым достойным занятием для добропорядочной женщины. Изображение домашней работы, фронтальный разворот фигуры и рук, пластичная форма лица представляют собой смелые нововведения в портретное искусство того времени. В последний момент художник уменьшил размер головы молодой женщины, возможно, для того чтобы она не казалась более крупной, чем голова мужа.
Авторство этой картины долгое время приписывалось художнику Яну ван Скорелу, а оба персонажа считались мужем и женой, Питером Биккером и Анной Кодде. В действительности имена изображенной супружеской пары неизвестны, но атрибуция картины несомненна, ее автор- Мартен ван Хемскерк, гениальный ученик ван Скорела, который написал эти портреты до отъезда в Италию в 1532г. Оба произведения являют собой яркий пример голландского искусства частного портрета. Зажиточные граждане заказывали свои портреты, а также изображались в качестве заказчиков на алтарных картинах рядом со святыми, имя которого они носили, желая оставить о себе память в случае смерти. Ученик Скореля Мартин ван Хемскерк (1498—1574), мастер весьма противоречивый, попробовал образы своего учителя перевести на иную, более общественно-конкретную основу. В семейном портрете (Кассель, Музей) и портрете Анны Кодде (Амстердам, Рейксмузей) отчетливо звучит пафос бюргерского самоутверждения. В обоих названных портретах романизм достаточно близко подходит к реалистическому крылу нидерландской живописи .
[показать] Портрет Питера Герритса Бикера (1529) 1529
Oil on panel, 86 x 66 cm
Rijksmuseum, Amsterdam
С 1550 года и до самой своей смерти в 1574 году Мартен ван Хемскерк служил церковным старостой в церкви Святого Бавона в Харлеме. Г. А. Беркхейде. Старая площадь в Харлеме (1696 г.). Справа — церковь Св. Бавона.
Церковь Святого Бавона (нидерл. Grote of Sint-Bavokerk) — самая большая протестантская церковь нидерландского города Харлем, расположенная на центральной площади Гроте-Маркт. Была сооружена в XIV веке над могилой покровителя города святого Бавона, но первоначальное сооружение было сильно повреждено во время пожара, а дошедшее до наших дней здание в стиле пламенеющая готика является результатом восстановительных работ XV—XVI веков. Изначально была построена как как католическая, но настоящее время церковь Святого Бавона принадлежит протестантам.Восьмидесятиметровая церковная колокольня видна почти из любой точки Харлема. Церковь имеет деревянный свод, опирающийся на 28 опор, потолок главного нефа выполнен из кедровой древесины. На стене правого нефа висит старый план города (XVII век), обрамлённый изображениями городских зданий и площадей того времени. Бо́льшая часть внутреннего убранства относится к периоду Реформации. Вплоть до 1831 года в храме проводились захоронения, которых в церкви более тысячи, поэтому её пол почти сплошь покрыт надгробными плитами чёрного цвета. Среди них есть и отмеченная фонарём могила Франса Халса.Храм знаменит своим органом, построенным Христианом Мюллером в 1738 году. В своё время он был самым большим органом в мире с 63 регистрами (сейчас их 64), тремя мануалами, педальной клавиатурой и примерно пятью тысячами труб. На этом считающемся красивейшим в мире органе играли Гендель, Мендельсон и десятилетний Моцарт. На протяжении XIX—XX веков орган подвергался различным изменениям, но во время реконструкции 1959—1961 годов ему был возвращён первоначальный вид.В 1898 году в Харлеме был построен одноимённый католический собор святого Бавона.
Отдых на пути в Египет 1530
Oil on wood, 58 x 74 cm
National Gallery of Art, Washington
Св.Лука рисует Богоматерь с младенцем. 1532
Oil on panel, 168 x 235 cm
Frans Halsmuseum, Haarlem
Св.Лука рисует Богоматерь с младенцем.(detail)
1532
Oil on panel
Frans Halsmuseum, Haarlem
Грехопадение (1530)
Эритрейская Сивилла
Её родителями считали Аполлона и Ламию. В руках она носила обнаженный меч, опираясь на него, и круглое яблоко, красивое как звезды, которое она бросала себе под ноги. По преданиям, жила за 483 года до взятия падения Трои. Согласно древней легенде, эритрейская сивилла предсказала, что Рим будет разрушен перитиями.
Скорбь.
1532
Oil on panel, 84,2 x 72,5 cm
Museum voor Schone Kunsten, Ghent
Триумфальное шествие Бахуса.
1537-38
Oil on panel, 56 x 107 cm
Kunsthistorisches Museum, Vienna
Аполлон и музы.(1550-1560).дерево масло, 98 × 136 см, Новый Орлеан (штат Луизиана): Художественный музей
Двенадцатилетний мальчик.1531
46.5 x 35 cm
Oil on panel
Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam
Оплакивание Христа.1540-43
Oil on wood, 78,5 x 67,5 cm
Szйpmыvйszeti Mъzeum, Budapest
Венера и Амур.1545
Oil on wood, 108 x 158 cm
Wallraf-Richartz-Museum, Cologne
[показать]
Распятие (триптих) 1545-50
Oil on wood, 101 x 58 cm (central panel), 101 x 28 cm (wings)
The Hermitage, St. Petersburg
[показать]
Распятие (триптих) 1545-50
Oil on canvas mounted on panel, 101 x 58 cm
The Hermitage, St. Petersburg
Распятие (триптих)
Скорбь.1566
140 x 196 cm
Oil on wood
Gemeente Musea Delft, Collection Stedelijk Museum Het Prinsenhof
[показать] Положение во гроб.
[показать]
Момус критикует творения Богов 1561
Oil on oak, 120 x 174 cm
Staatliche Museen, Berlin
Несчастный Лот Богатых
1560
Pen in brown, 161 x 232 mm
Rijksmuseum, Amsterdam
[показать]
Строительство нового собора Святого Петра в Риме
c. 1536
Drawing
Staatliche Museen, Berlin
Сад Casa Galli
1532-35
Engraving
Staatliche Museen, Berlin
Portrait of Maarten van Heemskerck of Haarlem. Collection of Hendrick Hondius.
Maerten Ван Heemskerk (1498 - 1574) Гравер: Филипп Галле (1537-1612) знаменитый гравер Брейгеля, а также наставник Голциуса.
Автопортрет в Риме с Колизеем 1553
Wood, 42 x 54 cm
Fitzwilliam Museum, Cambridge
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/h/heemsker/index.html
http://www.wga.hu/frames-e.html?/html/h/heemsker/index.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8B
http://wienta-wienta.blogspot.com/2007/05/maerten-van-heemskerck-1498-1574.html
http://eguarwr.narod.ru/iskusstvo_niderlandov/maarten_jacobsz_van_heemskerck/
http://www.metmuseum.org/collections/search-the-collections/110001081