Троичное разделение сфер рождает четвертичную проекцию.
Действительно, в развитии и проекции на плоскость три луча дают крест (см. «Коло Велеса»).
Не хочется сейчас говорить всякой тривиальщины о солярности четверки, поговорим лучше о практическом использовании кватернера в рассматриваемом нами мифологическом поле.
Что же это означает с практической точки зрения?
В славянской традиции известно несколько циклических ритуалов — «кол», которые составляют существенную часть жизни волхва. Первое коло — коло Велеса — необходимо пройти ради обретения Силы. Сам этот ритуал непосредственно Силы не дает, но в результате его прохождения образуется специфическое внутреннее пространство, необходимое для получения магической Силы, а сила, как я уже говорил, течет только туда, где для нее есть место. Известны также кола Сварога — путь обретения мудрости мира, «безмолвного знания», Семаргла — путь единения с Силами стихий и другие.
Смысл любого кола — как символического, так и мирового — описывается символом креста, вписанного в окружность. Сила движется по окружности; окружности, которая имеет четыре сектора разного характера, и в этих секторах Сила приобретает четыре характерные модификации. Мир символизируется окружностью — совершеннейшей из фигур. Четверка придает миру свойство проявления.
Вообще надо сказать, что четвертичное деление природы — одна из базовых особенностей функционирования сознания. Первичная двойственность породила четыре изначальные Силы, вдохнувшие жизнь во все сущее в проявленном мире.
Всюду в описании мира и мировых процессов мы встречаемся с четверичностью. Четыре стороны света, 4 времени года, 4 стихии, 4 королевских звезды (Альдебаран, Альтарес, Регул, Фомальгаут), 4 неподвижных знака зодиака (Водолей, Лев, Скорпион, Телец), 4 возраста человека (детство, юность, зрелость, старость), 4 райских реки, берущих исток у Древа Жизни, 4 Архангела христианства, 4 Кумара в персидской традиции.
Квадрат (а при необходимости прямоугольник) наиболее часто использовался человеком в практической деятельности.
Юнг насчитывал 4 функции психики: ощущение, интуиция, чувство, мышление. Три из них являются сознательными, а четвертый — бессознательным (или подавленным). Но расположение функций у каждой личности различно. Эти 4 функции располагаются вокруг сущностного компонента — волеизъявления или суждения. Юнг добавляет, что в четвертичном порядке расположены важнейшие психологические элементы человеческого бытия — архетипы: животное, тень, эго, личность, которые формируются вокруг самости.
Каббала делит мироздание на 4 мира, алхимический процесс имеет 4 основных стадии.
Последнее уже непосредственно относится к теме нашего разговора, поскольку любое коло — это своего рода алхимический процесс, протекающий в теле практикующего или в мире вокруг него.
Маги Европы (по Г.О. Мёбесу) изображали 4 четверти магического колеса в виде крестов, в которых вертикальная черта означает стремление к активности, а горизонтальная — восприимчивость:
Символические ряды четырех Сил в европейской традиции представлены в двух формах т.н. кватернеров, каждый из которых выражает определенный комплекс идей метафизического и реализационного характера
Кватернер Иезекииля символизирует операции призыва и заклинания, а кватернер Иоанна — восприятие или действие внутри человека (а также астрология и алхимия).
Циклические ритуалы, о которых мы говорим — это алхимические по своей природе действия, следовательно, они символизируются кватернером Иоанна, который мы и будем рассматривать более подробно.
Упомянем, что Воздух и Вода считаются девственными мужской и женской стихиями, а Огонь и Земля — оплодотворяющей и оплодотворенной, то противопоставление кватернера Иезекииля символизирует гармонию и устойчивость, авторитет и власть, столь необходимые в операциях вызывания. Кватернер Иоанна символизирует конструктивный дисбалланс, который и является движущей силой, принуждает к достижению в алхимическом Делании.
Сила движется по спирали, возвращаясь все к тем же сюжетам, но на все более и более высоком уровне.
Сила, возвращенная к своему источнику — это преображенная Сила, пережившая цикл перемен. Каждое действительное начало — это результат того, что происходило до него.
[показать]Четыре изначальные Силы, с которыми взаимодействует маг при прохождении любого кола, выражаются по-разному в разных аспектах, и символизируются в своем соединении Сфинксом.
Рассмотрим еще некоторые ряды соответствий (в схеме кватернера Иоанна).
Пары соответствий, противостоящие по сторонам света, в этой схеме дополняют друг друга, борются и сотрудничают друг с другом, принуждая к действию.
Каждый из этих символических рядов может быть осознан и пережит, результатом чего станет возрождение к новому действию, новой Силе.
Итак, какой путь мы уже прошли?
[показать]Мы поняли, что Унитарность в языческом мифе находится как бы за скобками восприятия. Признавая единое как начало всего сущего, политеистический миф, тем не менее, начинает свой отсчет с Двоицы, понимая, что всякая работа может начать совершаться только при наличии разности потенциалов, то есть Полярности.
Однако, помимо этого разделения, и одновременно с ним, возникает и Третье Начало — Взаимоотношения Отца и Матери, их совместное Порождение, которое, вместе с тем, становится Третьим Двигателем Бытия, Третьей Сферой, причем в реальности оказывается, что актуальным существованием наделена именно эта Третья сфера, две же крайности являются Бытием Потенциальным.
Это Актуальное Бытие, в свою очередь, поляризуется, в нем, несущем Образы Первой Двоицы, выделяются Активная и Пассивная составляющие, Разрешающий и Запрещающий Лики. Так рождается первая четверка Богов.
У славян это пара Сварог и Лада (Отец и Мать) и пара Велес и Семаргл; у скандинавов — Один и Фрейя, Локи и Хеймдалль; у кельтов — Нудд и Дану, Дагда и Брес.
enmerkar.