Первая и самая главная угроза: это телевизор. Ошибочно считается, что телевизор — это всего лишь устройство, передающее картинку и звук и он не может нанести вреда. В книге немецкого педиатра Райнера Пацлафа «Застывший взгляд» идет речь о физиологическом воздействии телевизора на развитие нервной системы человека.
Дело в том, что человек видит не так, как фотоаппарат или видеокамера. Взгляд перемещается по рассматриваемой картине рывками, называемыми саккадами, несколько раз в секунду, фиксируясь на наиболее интересных элементах изображения. Это связано с тем, что в глазу наиболее четко картина воспринимается так называемым желтым пятном. Опытно установлено, что набор точек, на которых фиксируется взгляд, зависит от того, что высматривает человек. На одной и той же картине, в зависимости от вопроса, взгляд испытуемых останавливался наиболее часто или на лице, или на одежде, или на мебели в комнате, что указывает на то, что зрение — это сложный процесс, затрагивающий и мыслительную деятельность человека.
Но совсем по другому человек смотрит на картинку на экране телевизора. В отличие от целостной картины, здесь по экрану скользит якрая точка луча развертки, из-за чего экран как бы мерцает.
Это мерцание нарушает работу системы зрения человека, и она прекращает активную деятельность. Резко, в десятки раз, сокращается количество саккад в секунду. На энцефалограмме пропадает или сильно ослабляется бета-ритм, который мозг вырабатывает во время бодрствования. Обмен веществ замедляется настолько, что потребление калорий организмом оказывается ниже, чем если бы человек просто лежал, не двигаясь. Фактически человек оказывается в состоянии гипноза.
Более того, обучение у телевизора не прививает человеку навыков речи. Как было выяснено, при произнесении слов, помимо непосредственно задействованных мышц лица и гортани, очень меняется тонус практически всех мышц тела. Было отмечено, что новорождённый ребенок, если с ним разговаривать, замечает и повторяет эти незначительные движения. При этом он не знает языка, на котором с ним говорят. Таким образом, в процессе обучения речи участвует не только слуховой, но и зрительный канал. Эта особенность сохраняется и с возрастом: известно что изучение языка при живом общении очень эффективно, а изучение его по аудио-записям — наоборот, практически бесполезно.
Особенно катастрофически телевизор воздействует на детей, ведь рост нейронов требует активной деятельности мозга. Результаты исследований, проведённых Райнером Пацлафом и его коллегами указывают, что частый просмотр телевизора ребенка значительно снижает его интеллект.