Liu Guanwei
"Вглядываясь в совершенные формы растений, передавай их истинную сущность. Через внешнее сходство воспроизведи их дух. Достижение этого зависит от руки, от совершенства штриха. Поистине невозможно это выразить в словах - тайна этого лежит в сердце"
"Слово о живописи из сада с горчичное зерно"
Китайскую живопись условно делят на: "гунби" и " се-и ". В первом случае, деталям придается особое значение. « Се-и » характеризуется простыми и широкими штрихами, в ней ценится символический и чувственный образ, полет фантазии, несмотря на кажущуюся небрежность.
Artist: Shr Han
В отличие от картин "гунби" в картинах, написанных в стиле "сe-и" ("передача идеи"), как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственным нанесением тушью "фактуры" изображаемого предмета. Художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей. Стиль "сe-и" называют также стилем "грубой кисти".
Liu Guanwei
Художники этого стиля нередко прибегали к таким приемам, как обобщение, гиперболизация, ассоциации. Именно в стиле "сe-и" работали художники, писавшие экспромтом, по наитию, под влиянием сиюминутного настроения. Картины в стиле "сёи" трудно поддаются копированию и имитированию. В большинстве случаев художники "сe-и" писали тушью в черно-бело-серых тонах, благодаря чему их картины выглядят не столь пышно, как выглядят картины в стиле "гунби", но зато им присущи скрытая экспрессия и неподдельная искренность.
Liu Guanwei
В более зрелый период китайской живописи картины в стиле "сe-и" заняли доминирующее положение. На раннем этапе китайской живописи (до 12-го века) почти безраздельно господствовал стиль "гунби", на среднем и позднем этапах стал преобладать стиль "сe-и". Стиль "гунби" был обязателен для профессиональных художников (художников, писавших по заказу и живших за счет своего труда), тогда как стиль "сe-и" оказался предпочтительным у художников-интеллектуалов. Разумеется, было немало художников, которые применяли приемы и "гунби", и "сe-и", их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями.
Liu Guanwei
В стиле се-и, как правило, отсутствуют четкие контурные линии, картины написаны непосредственно нанесением тушью «фактуры» изображаемого предмета. Художник больше заботится о передаче эмоционального, душевного настроения, чем о точной передаче деталей.
Известный мастер традиционной китайской живописи Чжан Дацянь говорил, что сеи предназначен для передачи духа предмета, его внутренней сущности, а не внешнего сходства. Написание картин в стиле сеи не занимает много времени, но требует очень большого мастерства.
Cunzhang
Artist: Chen Jiang Yu
Разумеется, было немало художников, которые применяли приемы и "гунби", и "сe-и", их картины занимают как бы промежуточное место между указанными стилями.
Wei Jar
Lee Zi Chyang
Ma Der Being
Bao Ping
Bao Ping
Bao Ping
Chen Renli
Chen Renli
Chen Renl
Wu Qingxia
Wu Qingxia
Wu Qingxia
Huang Shan Tsheng
Yun Tao
Shieh Shyang
Shieh Shyang
Shieh Shyang
Guo Zhiwei
Guo Zhiwei
Guo Zhiwei
Guo Zhiwei
Guo Zhiwei
Wu Zhang Yen
[470x500]
Yu Yen Kou
Yu Yen Kou
Han Min
Han Min
Han Min
Стиль сеи (буквально се - «писать», и - «значение» или «идея») означает «передача идеи» - свободная манера письма «грубой» кистью. Разновидностью стиля сеи является стиль шуймо (буквально шуй - «вода» и мо - «тушь»). В шуймо для написания картины используется только черная тушь в различных концентрациях.
Han Min
Han Min
Начиная с династии Юань (1280-1367) в китайской живописи наметились важные перемены, связанные с приходом в искусство художников-интеллектуалов. Постепенно живопись интеллектуалов заняла доминирующее положение. Первые художники-интеллектуалы появились еще в эпоху Северная Сун, потом число их неуклонно возрастало. Это явление объясняется как внутренними закономерностями развития самой живописи, так и внешними социальными причинами. Разница между художниками-интеллектуалами и художниками-ремесленниками состоит главным образом в уровне общеобразовательной подготовки и широте кругозора. Еcли для художников-ремесленников живопись была единственным родом занятия и служила источником существования, то для большинства интеллектуалов живопись была лишь одним из видов их многообразной творческой деятельности. Они одновременно умели складывать стихи, делать каллиграфические надписи и вырезать печати. Разумеется, и подход к изображаемому на полотне у них был различным. Ремесленник заботился прежде всего о формальном сходстве и соблюдении правил рисования, а интеллектуал главное внимание сосредоточивал на передаче эмоционального настроения.
Первый метод получил название "сеши" ("объективное изображение"), второй - "сеи" ("передача идеи"). Жанр "сеи" получил широкое распространение в династии Юань и в этом несомненная заслуга принадлежит художнику Чжао Мэнфу. Что касается социальной причины притока интеллектуалов в живопись, что здесь прежде всего следует назвать те перемены в обществе, которые наступили в связи с монгольским нашествием. Монгольские захватчики проводили политику жестокого национального угнетения. Кроме того, привыкнув к жизни "в седле", они уважали лишь военную прослойку и презирали интеллигенцию.
Множество ханьцев-интеллектуалов утратили перспективу сделать служебную карьеру, к тому же они были настроены резко отрицательно по отношению к чужеземным поработителям. Лишенные перспектив и возможности открыто выражать свое недовольство, немало интеллектуалов подались в живопись и стали в иносказательной форме выражать свою позицию и настроение. Были и такие, кто хотя и состоял на службе у монгольских правителей, однако испытывали подспудные угрызения совести за свое сотрудничество с монголами и обращался к живописи для того, чтобы выразить свои истинные чувства. Немудрено, что в этот период художники особенно часто стали писать на тему "горы и вода" (выражающую стремление уйти от действительности и обратиться к природе) и на тему "бамбук и камни" (выражавшую решимость сопротивляться чужеземцам до конца). Живопись интеллектуалов того периода оказало большое влияние на художников эпохи Мин и Цин. И даже в наше время упоминание о классической китайской живописи вызывает у многих в представлении прежде всего бамбук, камни и цветы, написанные в стиле "сеи". источник