Дамская шляпка - это не какая-нибудь там "безделица и тряпка". Это очень серьезно. Если хотите, выбор шляпки приравнивается к выбору будущего супруга. Тут надо все хорошенько обдумать, покрутиться, все перемерить, мысленно прикинуть с разными нарядами, представить себя в ней (с ним) в различных ситуациях и позаботиться о надежном способе хранения с "Антимолью". Самое большое разочарование в жизни женщины: ее лучшая подруга вдруг "откроет глаза" на то, что новое приобретение - не более как устаревший фасон и сейчас такой не носят. Продолжаю ранее начатую тему о шляпках, начало вот здесь: Шляпа умерла, да здравствует шляпа!
Прекрасная Дама в шляпке - весьма частая гостья в поэзии и живописи. Вот небольшая шляпная галерея, графика, живопись, различные картинки... и все со шляпами.
Самым необычным временем в истории дамской шляпы был XVIII век. Во второй его половине тон в моде задавала французская королева Мария Антуанетта. Шляпы представляли тогда огромные сооружения, достигающие метра в диаметре. В сложные композиции из бантов, перьев и кружевов даже монтировались различные механизмы, которые приводили в движение, например, фигурки райских птиц или огромных бабочек. Шляпы венчали букеты из живых цветов, которые длительное время сохраняли свежесть, поскольку стояли в укрепленных на шляпе вазах с водой. Шляпы также увенчивали моделями парусников, плавающих в пруду лебедей, замков и других сооружений.
И. У. Линдх. София Маргарета фон Гартман. XIX век
Рембрандт Саския Вторая треть 17 века
В.Л. Боровиковский Портрет Е.Н. Арсеньевой
П.Рубенс Соломенная шляпка 1633
К.Робертсон Портрет Марии Антуанетты
В начале 2003 года в выставочном зале Государственной Третьяковской галерии проходила уникальная выставка «Дело в шляпе». Посетители выставки были удивлены, насколько высокое, а порой и главенствующее положение в иерархии модных аксессуаров занимал головной убор. С древних времен его наделяли магическими свойствами. Исторически он был символом власти, успеха, знатности, богатства - недаром еще греки украшали голову воина, победителя соревнований или поэта венком из строго определенных "материй" - от листьев дуба или лавра до овечьей шерсти. В переводе с латинского, слово "корона" означает венец.
Модели, которые нельзя не заметить, относятся к самому началу XIX века. Они навевали образ дамы изящной и воздушной. Если быть совсем точными, история эта началась на исходе Галантного (ХVIII) века, когда дамы, увы, брились наголо для того, чтобы было удобно носить огромные напудренные парики. А о шляпах временно забыли, так как парики выполняли их роль. В течение нескольких лет до и после Французской революции шляпы вновь вошли в моду.
[показать]
[показать]
[показать]
Д.Болдини
В.Серов Портрет княгини О.К.Орловой 1911 г.
П.О.Ренуар Соломенные шляпки 1881 г.
[показать]
[показать]
[показать]
ДЛЯ СПРАВКИ
Шляпой от немецкого слова Schlappe называют головной убор, сохраняющий устойчивую форму и изготавливаемый из широкого набора материалов - фетра (тонкого войлока, получаемого валкой заячьего, лисьего и пр. пуха), велюра, бархата, парчи, кожи.
Шляпные мастера тех лет соревновались в изощренности дамских головных уборов. Вот одна модель конца 1880-х годов: "Дамская шляпа-капот из бронзового муара с золотым узором, поля гарнированы маленькой диадемой из белого галуна с золотом. Посредине головки золотистая птичка с белым марабу". Неискушенному современному читателю следует пояснить, что марабу - всего лишь перо птицы.
Макке Август Портрет жены
Я.Вермер Девушка в красной шляпке
Д.Болдини
З.Серебрякова Графиня Р.Зубова. 1938
И.Репин Портрет артистки Беллы Горской. 1910
И.Репин Портрет М.Ф.Андреевой. 1905
Художественные стили рубежа XIX и XX веков немало "преуспели в ботанике", сравнивая женский силуэт то с перевернутым тюльпаном (1890-е), то, в эпоху модерна (1910-е), - с ломким стеблем экзотического растения, увенчанного шикарной шляпой.
Перемена линий в одежде, выборе тканей, цветов и оттенков привела к изменению не только размеров и формы шляп, но и различных дополнений к ним. Образ женщины не просто утратил пышность очертаний и множественность деталей в одежде, но и преобразился в соответствии с новой нормой поведения, походкой, жестами, приобретая особый шик.
К.Е.Маковский Портрет Марии Петипа. 1900-е г.
К.Е.Маковский Девочка в шляпе
В.М.Васнецов Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой. 1884
Дитрих Кристиан Вильгельм Эрнст Портрет дамы в соломенной шляпке
И.Н.Крамской Неизвестная. 1883
В.И.Суриков Портрет Е.К.Дерягиной. 1879
Ты прелестна в этой шляпке
В ней тебя я полюблю
И пока тобой любуюсь
Я желанием горю
Закажу вина побольше
И напьёмся мы с тобой
Я забуду все печали
Ведь сегодня ты со мной
Я скажу что в этой шляпке
Ты как роза хороша
И за милою беседой
Посмеёмся неспеша
И пьянея постепенно
Хорошеешь ты лишь тем
Что когда ты снимешь шляпку
Будешь голая совсем...
(немного иронии)
Феликс Валлоттон Портрет женщины в чёрной шляпе 1908 г.
Ван Донген. Дама в шляпе. 1906.
А.Модильяни Дама в шляпе 1917-1918 г.
К. Выборнова "Дама в шляпе"
И все-таки чем же так привлекательна женщина в шляпке? Именно шляпка делает женщину... нет, не женщиной - дамой! К тому же это единственный головной убор, заставляющий владелицу держать спину прямой. А если к шляпке прибавить "бархатный" взгляд, изящные движения, аромат изысканных духов, то все это вместе способно свести с ума любого настоящего мужчину. Но не забудьте про афоризм великой Коко Шанель: главное в женской моде - это сама женщина.