О символах и смыслах
30-04-2015 18:50
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Не мое-из ФБ.Таня Травка(одесситка)
Таня Травка
7 ч. · отредактировано ·
Тут должен был быть смешной пост, но что-то меня понесло.
На меня не очень действует реклама. Отдельно я не люблю - когда рекламно-маркетинговые приемы накачивают гражданский пафос и занимаются патриотическим брендингом. Не люблю ленточки, цветочки, значочки, перстенечки, галстучки и маленького ленина в пентакле я тоже не сильно жалую. Кто был вынужденным пионэром в СССР, тот наверняка поймет причины, хоть по моим наблюдениям - у людей память отшибает напрочь, связь времен, приемов и символов нынче нарушена.
Вся эта суетливая символическая активность - не может, просто неспособна накачать смыслом всю эту сувенирную продукцию (тм). Ее могут накачать смыслом только те, кто на нее падок, кто дает на нее overreaction.
Я хорошо помню, как в Москве появились полосатые ленточки.
Символическая сувенирка раздавалась у метро, и наивные постсоветские школьницы шнуровали ими кеды - по приколу.
Еще я помню, как моя собственная мама рассказывала - как ее папа, мой дед, фронтовик, относился к "цацкам". Как к ним относились немногие выжившие одесские фронтовики. Ими играли в битки, их отдавали детям - как игрушки. Орденской планки им было достаточно вполне. А вот игрушек у послевоенных детей было мало, ими стали медали - то единственное ценное, что большинство из них принесли с фронтов. Так что отношение к символическому сакральным пафосом наполнялось много, много позже.
Я отчетливо помню момент, кто, где и когда накачал подлинным смыслом полосатые ленточки. Когда они для меня обрели реальный, а не сувенирный смысл.
Это случилось в Одессе 10 апреля 2014 года. 10 апреля того года - это семьдесят лет освобождения Одессы от оккупации. Для города-героя, где у каждого в семье кто-то воевал, и далеко не у каждого вернулся, для города, пережившего оккупацию - святой праздник. Алена Балаба собрала людей на марш мира, который заканчивался на Аллее Славы, у Вечного Огня. Многие пришли, кто с цветами, кто - с украинскими флагами и ленточками. Символический фетишизм, он отнюдь не российское ноу-хау, Украину ленточкомания тоже мощно прихватила, во время оранжевого майдана - улицы украинских городов охватила прямо-таки война лент. Оранжевые против бело-голубых. Незабываемая вакханалия! Но я не о том.
И вот в финале этого марша "за мир против войны", за все хорошее против всего плохого, его организатор Балаба на Вечном Огне сожгла эти ленты. Ленты, которые до этого были всего лишь сувениркой, или маркирующим значком, или чем угодно - но вот не стояло за ними то грозное и трагическое, веское и важное. Наполнение символов смыслом - почти всегда дело рук тех, кто символику воспринимает всерьез. Например, можно наполнить самый пустой символ - сакральным смыслом, сжигая их в Вечном Огне в городе-герое в день семидесятилетия его освобождения теми, у кого эти ленты были на их солдатских орденах.
Глупая, глупая выходка, какая нелепая тетка - подумала я тогда. Но ведь бывает, особенно с неопытными активистами, которых выносит на броневичок! В состоянии аффектации, в боевом запале - такое люди делают, хоть падай. Навеняка не знает как оправдаться - подумала я, и зашла в ее ФБ.
А там да, там активист Балаба действительно разъясняла свое показательное выступление с лентой над Вечным Огнем. Она там пела что-то про Наташу Лосеву, про полосатую ленту - в противовес оранжевым лентам майдана, про геббельсовскую пропаганду - в общем, весь тот бред, который парализует разумную деятельность неокрепших организмов при встрече с маркетинговыми продуктами.
Но дальше...
Дальше было сказано то, что наполнило глубоким смыслом полосатую ленточку - даже для меня. Вот даже безмозглая тетка в комсомольском задоре - может проехаться по сакральной зоне так, что смыслы начнут отрастать, где их до того не было. Сказано было вот что.
"Что-то я не понимаю вашей истерики.
Ветеранам вообще пофик. Они или в земле давно, или уже не в памяти. Тем более, что для них победный символ был красным знаменем, а не полосатой лентой. Так что всем, переживающим, "за ветеранов" советую пойти выпить корвалолу."
Ну так вот: они таки в памяти, наши фронтовики. Ветераны - это у тех, кто в НКВД служил и в СМЕРШе. А у нас - фронтовики. В персональной памяти каждого, у кого в семье воевали. И жечь на Вечном Огне памяти - ничего нельзя тебе, хунвейбин нового века. И топтать их могилы нельзя тебе, неокомсомол. И советы твои - что кому символ, и когда пить корвалол - засунь в себя поглубже, конкурент геббельса. Потому что это сейчас ты жжешь ленты, стоя в толпе обманутых тобой людей - которые на марш мира(!) к святому месту пришли!
Это было 10 апреля 2014 года. Я почитала там комменты и написала: так скоро будут жечь людей.
Меньше чем через месяц в Одессе случилось 2 мая.
И нет. Не забудем и не простим. И да: у этой ленты теперь - есть вес и цена. Очень серьезная. За нее теперь могут искалечить. Могут уволочь в застенки. Могут и убить.
Так символы наполняются смыслом.
Здесь их тоже наполняют смыслом - некрепкие умами люди.
Люди со сверхчувствительностью к "сувенирке". Не замечая всю шизофреничность своих воплей и шараханий. Это только кажется смешным и глупым.
Там, где символам придают сверхзначимость - непременно будут жечь людей.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote