В качестве основных объектов, отражающих определенные этапы развития боспорской культовой архитектуры выделены архаическое святилище Деметры и священный участок IV-III вв. до н.э
Здание святилища второй половины VI в. до н. э., которое связывают с культом Деметры, находилось за тремя громадными скалами прибрежной гряды. Оно представляет собой небольшое помещение неправиль¬ной четырехугольной формы площадью в 10 кв. м, пристроенное к скалам так, что одна из них служила короткой поперечной стеной. Часть этой скалы сильно выступала вперед, и к ней примыкала продольная стена № 16, которая ока¬залась короче противоположной — № 14. За первой находилась расселина. Вход в здание был сделан с юго-запада, в поперечной стене № 15. Все стены сложены из сырцовых кирпичей, покоившихся на цоколе из мелких камней. Здание имело деревянное перекрытие, поверх которого лежала черепица. Вход был украшен карнизом, состоявшим из терракотовых плиток с геометрической росписью в виде двух треугольников, покрытых пурпуром и повернутых вершинами друг к другу. Кроме расписных плиток, были найдены плитки без росписи, а также обломки акротерия светлой глины. Эти архитектурные детали являются самыми ранними примерами архитектурных украшений зданий VI в. до н. э. в Северном Причерно¬морье. Небольшое прост¬ранство на юго-восток от здания могло служить «священным участком», вся площадь которого, вероятно, была вымощена. Архаическое святилище погибло от пожара, следы которого обнаружены с вос¬точной стороны здания на камнях вымостки.Внутри здания найдено много обломков из серой глины, из которых склеить два больших сосуда. Первый, двуручный, имел шаровидное тулово с коротким горлом и прямым краем без венчика. Второй сосуд — котел (динос) на кольцеобразной подставке, с концентрическими ребрами, с широким слегка сплющенным туловом, валикообразным краем и двумя ручками — имел в центре небольшое сквозное отверстие. Вероятно, оба эти сосуды служили для возлияний.
[показать]/www.bosportemple.ru/highslide/graphics/zoomin.cur" target="_blank">http://www.bosportemple.ru/highslide/graphics/zoomin.cur), pointer !important;" title="Остатки архаического святилища Деметры. Вид с запада" />
[показать]/www.bosportemple.ru/highslide/graphics/zoomin.cur" target="_blank">http://www.bosportemple.ru/highslide/graphics/zoomin.cur), pointer !important;" title="Остатки архаического святилища Деметры. Вид с юга" />
[показать]/www.bosportemple.ru/highslide/graphics/zoomin.cur" target="_blank">http://www.bosportemple.ru/highslide/graphics/zoomin.cur), pointer !important;" title="Обломкикарниза с росписью, 2.- кальпида из серой глины. 3, 4 -Динос и светильник из серой глины." />
Монументальный культовый комплекс первой половины IV – середины III вв. до н.э., располагался на соединенных лестницами террасах склона, что предполагало эффектный обзор с моря. Подпорная стена главной террасы возведена из рустованных блоков. В различных частях комплекса открыты многочисленные алтари. Вход в него был оформлен в виде пропилей ионийского ордера, открытых в 2000 г. Дата постройки – первая половина IV в. до н.э. – определяется надписью на архитраве, которая звучит следующим образом: «Теопропид, сын Мегакла, сей вход посвятил Дионису, будучи агонофетом, при Левконе, архонте Боспора и Феодосии, и всей Синдики, и торетов, и дандариев, и псессов». В этом сооружении были использованы карниз с резными поясами лесбийского киматия и желто-синих ов и сима с водосливами в виде львиных масок. Каннелированные известняковые колонны, покрытые тонким слоем белой штукатурки с добавлением мраморной крошки, имели изящные капители, детали которых подчеркивались красной и синей красками. Центр тщательно отшлифованных волют подчеркивали вставные металлические украшения.
[показать]/www.bosportemple.ru/highslide/graphics/zoomin.cur" target="_blank">http://www.bosportemple.ru/highslide/graphics/zoomin.cur), pointer !important;" title="Вид комплекса с пропилеями" />
[показать]/www.bosportemple.ru/highslide/graphics/zoomin.cur" target="_blank">http://www.bosportemple.ru/highslide/graphics/zoomin.cur), pointer !important;" title="Реконструкция пропилей Н.В.Долинской" />
В конце IV в. до н.э. в юго-западной части теменоса возводится новое святилище, связанное, главным образом, с почитанием Афродиты Навархиды. В одном из его помещений обнаружены многочисленные фрагменты штукатурки с полихромной росписью, по которой процарапаны рисунки и надписи. Сохранившиеся тексты содержат сведения о приношениях в святилище, возвращении долгов, выходе корабля в открытое море и списки имен, в том числе боспорских царей. В некоторых обращениях к богам упоминаются Аполлон и Афродита, как покровители мореплавания. Среди рисунков преобладают изображения парусных кораблей, сцены охоты, фигуры людей и животных. Центральное место занимает своего рода чертеж военного корабля длиной 1,2 м, вырезанный на штукатурке с соблюдением всех пропорций, что позволяет представить его реальные размеры. Обозначенное на носу корабля его название – «Исида», позволило Н.Л.Грач определить его как посольское судно, отправленное египетским царем Птолемеем II Филадельфом на Боспор к царю Перисаду II. Размеры (около 53 м в длину и около 15 м в ширину) и роскошное убранство «Исиды» подробно описаны в диалоге «Корабль» Лукиана Самосатского.
Около середины III в. до н.э. святилище было разрушено сильнейшим землетрясением и рустованный цоколь его террасы стал частью городских оборонительных стен.