Занятия по развитию речи.
Дорогие родители! Данные занятия по развитию речи предназначены для занятий с детьми от 2-х до 6-ти лет. Они помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит, как разбирается в окружающем. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), вовремя вылечивать органы слуха, не допускать хронических насморков. К трем годам, как правило, ребенок интенсивно набирает словарь, начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление - основы, на которых строится речь. Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не говорите с ребенком громко, не говорите быстро.
Встречая в заданиях знакомые предметы, ребенок с помощью взрослого устанавливает связи между ними, учится передавать словами увиденное. У него растет активный словарь (слова, которые он употребляет в речи), нормализуется грамматический строй, произношение. Учитывая возраст и уровень речи ребенка, начинайте занятие с самого знакомого материала, например с темы "Игрушки". Затем переходите к более сложным упражнениям. Начиная занятие, сами проявите заинтересованность. Создайте положительный эмоциональный настрой и спокойную обстановку. Занятия проводите не от случая к случаю, а достаточно регулярно. Не занимайтесь долго. Когда вы почувствуете, что ребенок стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к другой теме. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились. Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже известное. Время от времени повторяйте пройденные темы. Не забывайте похвалить ребенка. Почаще задавайте вопрос "Почему?". Не раздражайтесь, если ребенок понял вас не с первого раза. Помогите наводящими вопросами. Наберитесь терпения! К каждой теме даются советы и пояснения для родителей. В упражнениях дана не только система необходимых ребенку знаний, но и показано, как нужно подходить к материалу, как помочь понять и усвоить определенную тему. Приводится также много упражнений, помогающих развитию мышления, умению устанавливать причинно-следственные связи, сходство и различие между предметами. Материалы подобраны на основе программы логопедических групп детского сада.
Данные упражнения могут служить полезным пособием не только для родителей, учителей-логопедов, работающих с дошкольниками, это и база для успешного обучения в школе. Особенно полезен он будет при обследовании речи дошкольников. Много нужного найдут в нем и воспитатели не только логопедических, но и массовых групп. Весь предоставленный материал, Вы можете также распечатать и использовать в качестве настольного пособия. В добрый путь! И больших Вам успехов!
• Геометрические формы. Цвет
Назови фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник. Обведи пальчиком каждую фигуру. Повтори названия. Какого цвета эти фигуры?
[показать]
Посмотри на эти фигуры и найди, что ты видишь в комнате: круглое, квадратное, треугольное, овальное, прямоугольное.
[показать]
Ребенок трех лет должен знать основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый. Дети постарше должны различать оттеночные цвета: черный, белый, серый, коричневый, светло-коричневый, голубой, розовый, оранжевый, светло-зеленый, бордовый, фиолетовый, сиреневый. Помогите ребенку найти предметы знакомой формы. (Круглая тарелка, блюдце; прямоугольная дверь, полотенце, стол; овальная ладонь, лицо; треугольный нос; квадратный носовой платок.)
• Игрушки
Как можно назвать одним словом все предметы, нарисованные на картинках? Скажи, для чего нужны игрушки?
[показать]
Занимаясь с ребенком, всегда старайтесь использовать в упражнениях хорошо знакомые ему предметы. Например, скажите ребенку: "Дай большой мяч", "Дай маленький мяч" или "Покажи глаза у мамы, у куклы, у мишки" и т.д.
• Фрукты
Назови каждый предмет. Как можно назвать одним словом все эти предметы? Где растут фрукты? (В саду.) Что делают из фруктов? Назови фрукты овальной формы. Назови фрукты круглой формы. Назови желтые фрукты. Назови оранжевые фрукты. Какие фрукты сладкие? Какие кислые?
[показать]
• Овощи
Назови каждый предмет. Назови все предметы одним словом. Где растут овощи? (На грядках в огороде.) Что делают из овощей? Назови овощи круглой формы. Назови овощи треугольной формы. Назови овощи овальной формы. Назови овощи зеленого цвета. Назови овощи красного цвета. Назови овощи оранжевого цвета.
[показать]
Пришел зайчик в сад-огород набрать овощей для борща и фруктов для компота. Пришел... и очень удивился. Что он увидел?
[показать]
Посмотри на картинку и помоги зайчику найти нужные овощи и фрукты. На своих ли местах они растут? Что перепутал художник? Где на самом деле должны расти овощи, а где фрукты? Расскажи, что должен сделать зайчик, чтобы сварить борщ и компот.
• Времена года
Когда это бывает? Рассмотри картинки. Что ты видишь на них? Когда это бывает? Почему ты так думаешь? Назови признаки каждого времени года. Что в это время делают люди? Как одеваются? Как ведут себя животные?
ЛЕТО. ЛЕТНИЕ МЕСЯЦЫ: ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ
[показать]
ОСЕНЬ. ОСЕННИЕ МЕСЯЦЫ: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ
[показать]
ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ: ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ
[показать]
ВЕСНА. ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ: МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ
[показать]
Как ты представляешь себе: "Какого цвета лето?" (Зеленого)
"Какого цвета осень?" (Желтого, оранжевого)
"Какого цвета зима?" (Белого)
"Какого цвета весна?" (Голубого)