[показать]Лабиринт (др.-греч. λαβύρινθος) — какая-либо структура, состоящая из запутанных путей. Под лабиринтом у древних греков и римлян подразумевалось более или менее обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану, с целью запутать и не дать выхода несведущему в плане лабиринта человеку. В широком смысле слова лабиринт может представлять тупиковую ситуацию или запутанное дело, из которого очень сложно найти выход. (Википедия)
«Люди создавали Лабиринты с древнейших времен: тысячи лет назад в них проводили церемонии посвящения, отмечались праздники плодородия и исполнялись ритуальные танцы. Свою магическую притягательность лабиринты сохранили до наших дней.
Что скрывают эти таинственные знаки? Как они связаны с пониманием Вселенной и древними ритуалами? Как в центре Лабиринта оказалось Чудовище? И какое отношение к ним имеют танцы девственниц, троянские крепости и врата в преисподнюю? В поисках ответов мы пройдем по извилистым дорожкам исчезнувших цивилизаций и услышим мифы и предания о магии этого древнего символа.
Кем был Минотавр? И как монстр-людоед оказался в Лабиринте? Следы приводят нас на Крит минойской эпохи. Крит был одной из самых могущественных мировых держав античности. Империя положила начало Западной Цивилизации. Ее правителей и художников почитали как мифических фигур. Ее цари мудро правили своими землями и свято чтили законы богов.
Минойская культура и технологические достижения вызывают восхищение по сей день, особенно живопись и архитектура. Но в один из дней над безоблачным критским небосклоном сгустились черные облака. Последующие поколения увековечили память о роковых событиях на монетах, иллюстрирующих легенду о лабиринте и Минотавре». (Цитаты из фильма - перевод ТК"Культура")
Культура: Лабиринты. Магические Линии, Начертанные Человеком» (2003)
Реж. Michael Engler
[показать]«В своих преданиях греки рассказывали, что Крит объединился в правление жестокого царя Миноса. Он был сыном самого Зевса, который, приняв облик быка, привез на остров финикийскую принцессу Европу. От их брака и родился царь Крита. Он стал могучим повелителем морей, и многие народы, в том числе и греки, платили ему дань. Греческий мастер Дедал построил в столице Миноса удивительное сооружение, называвшееся Лабиринтом. В нем была такая запутанная сеть коридоров и переходов, что, раз попав туда, человек уже не мог выбраться и непременно погибал в центре этой каменной ловушки. Там его ожидало нечто более страшное, чем голодная смерть. Раздавался рев, и появлялось чудовищное существо Минотавр. Вместо человеческого лица у него была огромная бычья голова. Он кидался на несчастного и пожирал его.
Миф говорит, что Минотавр был сыном Пасифаи, жены царя Миноса, и быка. Боги наказали Миноса за его скупость во время жертвоприношения и, помутив разум Пасифаи, заставили ее полюбить того быка, которого Минос не захотел принести в жертву. Так родился устрашающий монстр — Минотавр (т. е. «бык Миноса»), которому дали имя Астерион. Царь поселил кровожадного ублюдка в мрачном лабиринте и кормил его человеческим мясом. Для этого он требовал от покоренных греков кровавой дани: каждые девять лет на Крит доставлялись семь юношей и семь девушек, которых отсылали в лабиринт. Обреченные блуждали по страшным коридорам до тех пор, пока их не находил ненасытный быкоголовый людоед.
Историки долгое время полагали, что все рассказы о Миносе — сказка, не содержащая почти ничего достоверного. Однако в XX веке положение изменилось. В 1900 году английский ученый Артур Эванс, руководствуясь указаниями мифов Гомера и других древнегреческих писателей, начал раскопки на месте древней столицы Крита — Кносса. И каково было его изумление, когда перед ним открылись развалины колоссального здания площадью в 16 000 кв. м. Это здание с полным правом могло быть названо Лабиринтом, ибо оно представляло настоящий хаос бесчисленных залов, комнат и коридоров.
Мало того, раскопки показали, что здесь, в Кноссе, за много веков до расцвета Эллады существовало мощное государство с высокой культурой, не уступавшей культурам Евфрата и Нила. Неповторимые в своем очаровании фрески, великолепные барельефы, изящные статуэтки и утварь, разнообразные произведения художественной керамики свидетельствовали о том, что Эванс открыл один из величайших исчезнувших центров мирового искусства. Особенно поразил археологов прямо-таки современный уровень быта обитателей Кносса. Древняя критская столица оказалась достойной соперницей Мохенджо-Даро или Ура Халдейского.
Итак, Лабиринт и держава Миноса оказались реальностью. А Минотавр? Помимо бесчисленных изображений быков, на Крите были найдены изображения, точно иллюстрирующие старинное греческое предание. Оказалось, что это фантастическое существо не измышлено позднейшими поколениями. Представление о нем было хорошо известно критянам». (А.Мень. История религий. Т.2, гл.14)
«Каждые девять лет, когда солнечные и лунные календари совпадали, праздновали священную свадьбу звезд, это было время великого праздника плодородия с танцами, жертвоприношениями и игрой с быками. Жители острова восхищались мощными рогами этого животного, ими украшали стены дворцов и ритуальные сосуды. Жители Крита считали символом живительного Солнца. Главной часть празднества были прыжки через быка».
[показать]Бык. «В ряде мифологий (шумерской, египетской и др.) обнаруживаются разнообразные связи быка и соответствующего ему мифологического образа: полное их тождество, бык как земное воплощение бога или как его атрибут и др. В Древнем Двуречье, в Средней Азии 3—2-го тыс. до н. э., в древнеиранской и древнеиндийской традициях Бык — прежде всего образ лунного божества. В иранской мифологии месяц называется «имеющим семя Быка», в Шумере и Аккаде бог луны Син (шумер. Зуэн или Наина) представлялся в виде синебородого Быка. В шумерской песне «Гильгамеш и Небесный бык» богиня Иннин, рассердившись на Гильгамеша, не ответившего ей любовью, добивается, чтобы боги создали небесного Быка — мстителя за неё. Бык, спустившись с небес к Евфрату, выпивает реку. Гильгамеш побеждает Быка (на шумерских печатях изображены эпизоды сражения героя чудовищем — человекобыком); ср. убийство первобыка Ахриманом в иранской мифологии, критского Минотавра Тесеем в греческом мифе, встречу угаритского Баала (Балу) с существом, у которого «рога как у быков и горбы, словно у буйволов». Подобные мифы могли быть связаны обрядом ритуального состязания с быком и принесения в жертву священного быка. широко распространённым в восточном Средиземноморье (во время греческих буфоний убивали быка, съевшего жертвенный, хлеб, после чего устраивали обрядовый суд над виновниками убийства). В других мифах того же ареала Бык является символом бога грозы. В частности, в хурритской мифологии у бога грозы два Быка — Хурри (утро) и Серри (вечер) (ср. греческие мифы о Зевсе, превращающемся в Быка). Римляне приносили в жертву Юпитеру быка. Согласно Прокопию (6 в. н. э.), славяне жертвовали быков богу — «творцу молний»; у восточных славян существовал обряд заклания быка в день Ильи-пророка, заменившего древнего бога-громовержца. Возможно, связь Быка с богом грозы восходит к древней общеиндоевропейской мифологии.
В египетских мифах Бык неба — сын Небесной коровы и отец телёнка, которого та рождает. С этими представлениями сравнимы близнечные мифы некоторых африканских народов. Так, в мифе кизиба у одной из двух первых женщин рождаются близнецы: бычок и тёлка. Мифологическое и обрядовое отождествление мужчины и быка характерно для скотоводческих народов нуэр, шиллуков, руанда и др. Герой мифа ньоро Рукиди получил имя Мпуга, которое давалось быкам (и другим домашним животным) чёрной и белой масти. В мифологии бушменов дождь представляется в виде «водяного Быка», похищающего девушку (ср. сходный образ Зевса — Бык, похитившего Европу, и характерное для греческой мифологии представление о Посейдоне и других водяных божествах как о Быках).
Особенно широкое распространение культ священного Быка (буйвола) имел в древних цивилизациях долины Инда (3-е тыс. до н. э.), о чём позволяют судить печати из Мохенджо-Даро и Хараппы, а также шумерские сведения о людях из страны Мелухха (Индии). Роль Быка как символа бога (бык Нандин бога Шивы) или как противника мифологического героя (Сканда, убивающий духа буйвола в «Махабхарате», III 221, 66; Валин, убивающий буйвола Дундубхи в «Рамаяне» IV 11, 7—39) характерна и для тех элементов древнеиндийской мифологии, которые можно связывать с наиболее ранними доиндоарийскими её истоками, продолжающимися в мифологических и религиозных представлениях таких неиндоевропейских народов Южной Индии, как тода (у тода известно почитание и принесение в жертву буйвола как священного животного). Символика Быка как воплощения космического начала, продолжающая сходное использование символа бизона в верхнепалеолитическом искусстве, характерна для неолитической культуры Чатал-Хююка (Малая Азия, 7—6-е тыс. до н. э.), где в ранних слоях (IX—У1А) обнаружены скульптурные изображения быка. В которых использовались настоящие бычьи рога и части черепа, что напоминает приём «натурального макета» зверя в раннем пещерном искусстве и технику коллажа в современном искусстве. В слое VI найдены скамьи, украшенные рядом бычьих рогов. Почти в каждом из святилищ (VII—II слои Чатал-Хююка) имеются столбы, на которых помещены рога быков. Такие столбы (позднее осмыслявшиеся как способ отпугивать зло или быть знаком зла в доме; ср. бычьи черепа у сванов) известны и гораздо позднее как в Малой Азии, так и на Крите, где культ Быка во многих деталях совпадает с соответствующим культом Чатал-Хююка. Археологические следы культа Быка прослеживаются во многих древних скотоводческих культурах (по мнению некоторых учёных, культ дикого быка играл существенную роль в процессе его одомашнивания), испытавших влияние переднеазиатских. Глиняная модель храма, украшенного бычьими рогами, обнаружена в поселении трипольской культуры у реки Рось, что даёт основания для параллелей с культовой ролью Быка, бычьих рогов и масок быка в культурах Балкан 5—4-го тыс. до н. э. и в Чатал-Хююке. Ритуальные композиции из нескольких бычьих черепов найдены также в таких географически и хронологически удалённых комплек-сах, как могильник Синташта (южное Зауралье, около середины 2-го тыс. до н. э.), в котором обнаруживаются и другие черты, общие с индоевропейской мифологией. Там, где существовали местные культы главного божества в образе Быка, при храме держали священного быка как его воплощение (египетский Апис в Мемфисе); по поверьям сванов, бык Висхв, посвящённый богу Пусду, должен быть самым могучим и прекрасным из быков. На быках есть (видимый или невидимый) знак их принадлежности божеству (аналогичное обозначение быков как «отмеченных богом» встречается в древнехеттских текстах). /
Источник: Мифологическая энциклопедия/
[показать]«7 концентрических окружностей лабиринта – число известных на то время планет, включая Солнце и Луну. В центре неподвижная Земля. Вокруг вращаются Луна, Марс, Венера, Солнце, Меркурий, Юпитер и Сатурн. Однако критский лабиринт появился гораздо раньше, за несколько тысячелетий до изобретения письменности.
Критский семи кольцевой лабиринт был широко распространённым символом и не только в Европе.
Желая облегчить роды, индийские женщины прибегали к помощи лабиринта. Индийцы видели в лабиринте образ материнского чрева, его кольца символизировали 7 камер матки, которые младенец проходит на пути к жизни.
Древний знак культа был найден среди различных племен на юго-западе США. Возможно, первые американцы принесли лабиринт с собой из Азии, а возможно, открыли его заново. Как бы там ни было, Навахо создали крайне редкую двойную версию простого лабиринта. Его дублирующие друг друга части – своеобразное выражение связи между матерью и ребенком, Солнцем и Луной, Рождением и Смертью.
Для народа Хопи квадрат является выражением защитной силы матери Земли. Прямая линия от центра – пуповина новорожденного, которого качает на руках мать.
Круг – архетип отца Солнца, символа плодородия Земли. Линии – это тропы, проложенные Творцом. Крест в Центре представляет собой символ жизненной силы.
У разных мировых культур Символика Лабиринта сходна. Но каково происхождение этой формы, ведь она не встречается в Природе.
Спирали состояли из 7 колец. Это число считалось священным с доисторических времен. Человеческое воображение видело в спирали символ Солнца, пуповины, жизненного пути, уникальный рисунок отпечатка пальцев, изгибы внутренних органов, разветвления кишечника удивительно похожи на Лабиринт. Превратности Судьбы связывали с изображением Змеи.
Если Меандр (спираль) растянуть вокруг воображаемого Центра, он удивительно просто превращается в Лабиринт. В готичных храмах вход в Лабиринт всегда обращен на Запад, в сторону Смерти. Именно с Запада в Божий Дом могут проникнуть силы зла. В средние века люди верили, что привидения могут летать только по прямой линии, таким образом, изгибы и повороты Лабиринтов обеспечивали Святыне надежную защиту.
В нумерологии готической философии число 11 – символ несовершенства человека, 40 – число очищения».
(Цитаты из фильма - перевод ТК"Культура")
«Древние говорят, что невозможно просто пройти лабиринт, и лучший способ передвижения по нему — это танец или шаги, которые описывают определённые фигуры: фигуры на поверхности, фигуры в пространстве, фигуры ритуальные и магические. В каком-то смысле по дороге жизни мы тоже должны продвигаться танцуя, определяя таким образом процесс эволюции ». (Делия Стейнберг Гусман. Лабиринт.)
