[показать]«- Разве можно увидеть собственную смерть?
-Конечно, она всегда рядом.
- Откуда ты это знаешь?
- Я уже стар. С годами человек многое узнает.
- Я знаком со многими стариками, но они ничего подобного не знают. Как вышло, что ты - знаешь?
- Скажем так: я много чего знаю потому, что у меня нет личной истории, потому, что не чувствую себя более важным, чем любое другое явление в этом мире, и потому, что моя смерть всегда находится рядом со мной…»
/ Карлос Кастанеда. Путешествие в Икстлан./
Карлос Кастанеда.
Учение Дона Хуана: Путешествие в Икстлан. Отрывки из книги.
« В отношениях между человеческими существами не может быть ничего хуже и бесполезнее прямого противостояния.
Чтобы остановить человека, необходимо сильно на него «нажать». Однако самому при этом нужно оставаться вне видимой связи с факторами и обстоятельствами, непосредственно связанными с этим давлением. Только тогда давлением можно управлять…
Если что и калечит наш дух – то это как раз постоянные придирки оплеухи и указания, что нужно делать, а что нет.
Необходимым условием «остановки мира» является «видение»… «способность воспринимать аспекты мира, выходящие за рамки описания, которые мы приучены считать реальностью».
Люди, как правило, не отдают себе отчета в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни все что угодно.
Человек может получать подтверждение от всего, что его окружает.
Во всем, что мы делаем, по-настоящему необходимо лишь одно – «дух».
Что имеется в виду, когда ты говоришь «избавиться от личной истории»? – Уничтожить ее. Стереть.
Личной историей становится лишь то, что знаю не только я, но и кто-нибудь другой…
Твоя личная история постоянно нуждается в том, чтобы ее сохраняли и обновляли. Поэтому ты рассказываешь друзьям и родственникам обо всем, что делаешь. А если бы у тебя не было личной истории, надобность в объяснениях тут же отпала бы. Твои действия не смогли бы никого рассердить или разочаровать, а самое главное – ты не был бы связан ничьими мыслями…
Задавать вопросы о прошлом – занятие совершенно никчемное.
«Всю личную историю следует стереть для того… чтобы освободиться от ограничений, которые накладывают на нас своими мыслями другие люди.
Ты должен постепенно создать вокруг себя туман, шаг за шагом стирая все вокруг до тех пор, пока не останется ничего гарантированного, однозначного или очевидного. Сейчас твоя проблема в том, что ты слишком реален…
Стереть свою личную историю. – Но каким образом?
Начни с простого - никому не рассказывай о том, что в действительности делаешь. Потом расстанься со всеми, кто хорошо тебя знает. В итоге вокруг тебя постепенно возникнет туман.
Плохо то, что те, кто хорошо тебя знает, воспринимают твою личность как вполне определенное явление. И как только с их стороны формируется такое к тебе отношение, ты уже не в силах разорвать путы их представлений о тебе.
Если у человека нет личной истории, то что бы он ни сказал, ложью не будет. Твоя беда в том, что ты вынужден всем все объяснять и в то же время хочешь сохранить ощущение свежести и новизны от того, что делаешь.
Отныне ты просто должен показывать людям то, что считаешь нужным, но никогда не говори, как достиг этого.
Наш выбор ограничен: либо мы принимаем, что все реально и определенно, либо – нет. Если мы выбираем первое, то, в конце концов, смертельно устаем и от себя самих, и от всего, что нас окружает. Если же мы выбираем стереть личную историю, то все вокруг нас погружается в туман. Это восхитительное и таинственное состояние, когда никто, даже ты сам, не знает, откуда выскочит кролик.
Ты слишком серьезно к себе относишься. И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе этого хочется. Возможно. Ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты – слабый, чванливый и самовлюбленный тип!..
Из-за непомерно раздутого чувства собственной важности я всю жизнь не довел до конца ни единого дела…
Чувство собственной важности так же, как личная история, относится к тому, от чего следует избавиться…
Пока ты чувствуешь, что наиболее важное и значительное явление в мире – это твоя персона, ты никогда не сможешь по-настоящему ощутить окружающий мир.
Смерть… всегда приходит как холод в позвоночнике… Смерть – наш вечный попутчик.
Единственный, по-настоящему мудрый советчик, который у нас есть, - это смерть. Каждый раз, когда ты чувствуешь, что все складывается из рук вон плохо и ты на грани полного краха, повернись налево и спроси у своей смерти, так ли это. И твоя смерть ответит, что ты ошибаешься, и что кроме ее прикосновения нет ничего, что действительно имело бы значение. Твоя смерть скажет: «Но я же еще не коснулась тебя!»…
Один из нас должен снова осознать, что смерть охотится за каждым из нас, она всегда рядом, за нашим левым плечом. Один из нас должен обратиться к смерти за советом, чтобы избавиться от бездарной мелочности, свойственной людям, которые живут так, словно смерть их никогда не коснется…
Подумай о своей смерти. Она – на расстоянии вытянутой руки. И в любое мгновение может похлопать тебя по плечу, так что у тебя просто нет времени на вздорные мысли и настроения. Времени на это нет ни у кого из нас…
Каким-то образом дону Хуану удалось вернуть мне давно забытое чувство радости просто оттого, что я есть, что я иду, не придавая этому никакого глубокомысленного значения и не ставя перед собой никаких интеллектуальных целей.
Если ты что-то решил, нужно идти до конца, но при этом необходимо принять на себя ответственность за то, что ты делаешь. Что именно человек делает – значения не имеет, но он должен знать, зачем он это делает, и действовать без сомнений и сожалений…
В мире, где за каждым охотится смерть, нет времени на сожаление или сомнения. Время есть лишь на то, чтобы принимать решения…
Здесь есть лишь решения, которые мы принимаем перед лицом своей неминуемой смерти.
Я все время жаловался и распускал нюни. У меня были веские причины, чтобы чувствовать себя обделенным и обманутым жизнью. Я – индеец, а с индейцами обращаются хуже, чем с собаками. Я не мог этого изменить, и поэтому мне не оставалось ничего, кроме печали. Но однажды… я осознал, что жизнь, которую я вел, не стоит того, чтобы жить. Поэтому я изменил ее.
Глупо верить в то, что мир именно таков, каким считаешь его ты. Этот мир – место, исполненное тайн. Особенно в сумерках… В это время суток, в сумерках, ветра не бывает. В это время существует только сила…
В сумерках ветер становится силой. Настоящий охотник знает это и действует соответственно. Он использует сумерки и силу, скрытую в ветре.
Если ему нужно, охотник прячется от силы, укрываясь ветками и лежа неподвижно до тех пор, пока не закончатся сумерки. И сила окутывает его своей защитой… подобно кокону. Охотник может спокойно оставаться на открытом месте, и ни пума, ни койот, ни ядовитый клоп его не потревожат.
Если охотник хочет совершить ночной поход или если ему необходимо всю ночь бодрствовать, он должен стать доступным ветру. В этом секрет великих охотников – в смене доступности и недоступности точно на соответствующих поворотах пути.
Быть недоступным вовсе не значит прятаться или быть скрытным. Это значит – быть недостижимым, то есть закрытым и защищенным… Когда ты прячешься, и об этом знают все; ты открыт и доступен, и каждый может в тебя чем угодно ткнуть…
Когда-то я тоже был доступен и раскрывался снова и снова до тех пор, пока от меня почти ничего не осталось. А то, что осталось, могло только ныть. Что я и делал…
Быть недостижимым –значит бережно прикасаться к окружающему миру…
Не калечить растения лишь для того, чтобы сделать жаровню. Не подставляться без необходимости силе ветра. Не пользоваться людьми, не выжимать из них все до последней капли, особенно из тех, кого любишь.
Быть недоступным – значит сознательно избегать истощения, бережно относиться к себе и к другим. Это значит, что ты не поддаешься голоду и отчаянию, как несчастный дегенерат, который боится, что не сможет поесть больше никогда в жизни и потому пожирает без остатка все, что попадается на пути…
Беспокойство неизбежно делает человека доступным, он непроизвольно раскрывается. Тревога заставляет его в отчаянии цепляться за что попало, а зацепившись, ты уже обязан истощить либо себя, либо то, за что зацепился.
Чтобы быть недоступным – вовсе не означает прятаться или скрываться. И не означает, что нельзя иметь дело с людьми. ..Охотник находится в тесном контакте со своими миром, и тем не менее он для этого мира недоступен… Он недоступен потому, что не выжимает из своего мира все до последней капли. Он слегка касается его, оставаясь в нем ровно столько, сколько необходимо, и затем быстро уходит, не оставляя никаких следов.
К сожалению, человек изменяется с большим трудом, и изменения эти происходят очень медленно. Иногда только на то, чтобы человек убедился в необходимости измениться, уходят годы.
На этой земле существуют силы, которые направляют и ведут людей, животных и вообще все живое, что здесь есть, …которые руководят нашей жизнью и нашей смертью…
Ты каждый раз чувствуешь себя обязанным объяснять свои поступки, как будто ты – единственный на земле, кто живет неправильно. Это – все то же чувство собственной важности.
Для меня мир странен, потому что он огромен, устрашающ, таинственен, непостижим. Ты должен с полной ответственностью отнестись к своему пребыванию здесь… Необходимо научиться отдавать себе отчет в каждом действии, сделать каждое действие осознанным. Ведь, ты пришел сюда ненадолго, и времени, которое тебе отпущено, слишком мало, действительно слишком мало для того, чтобы прикоснуться ко всем чудесам этого странного мира.
У тебя нет времени на то, чтобы становиться в позу. То, что ты делаешь в данный момент, вполне может оказаться твоим последним поступком на земле, твоей последней битвой. В мире нет силы, которая могла бы гарантировать тебе, что ты проживешь еще хотя бы минуту.
Осознай, что ни у одного из нас не может быть уверенности в том, что его жизнь будет продолжаться долго...
-Как ты думаешь, что можно с этим поделать?
-Жить как можно счастливее.
-Верно! А ты знаешь хоть одного человека, который был бы по-настоящему счастлив?
-Нет. Действительно, не знаю.
-А я – знаю. Есть люди, которые очень аккуратно и осторожно относятся к природе своих поступков. Их счастье – в том, что они действуют с полным осознанием того, что у них нет времени. Поэтому во всех их действиях присутствует особая сила, в каждом их поступке есть чувство.
Поступки обладают силой. Особенно, когда тот, кто их совершает, знает, что это – его последняя битва»
(К.Кастанеда. Пер.с англ. А.Сидерский, цитаты из книги) .
Страна: Россия, Центрнаучфильм.1992
Режиссер: Каринэ Диланян