[199x300]
"...Но где же Иисус был до тридцатилетия?
Кто знает эти благие прибежища?
Где эти Кориа Мориа?
Можно ли их поведать?"
Н.К.Рерих "Алтай – Гималаи"
|
|
|
|
|
|
|
Лик Христа с Туринской плащаницы
|
|
|
|
|
"Простой человек, проводник, вдруг оборачивается на пути и спрашивает: "Ведь должны же люди наконец признать, что все едино и все равны? Ведь скоро придет ОН, КТО соединит?" Так мыслит и допрашивает простой и бедный человек среди синеющих холмов Сиккима. Из-за ожиданий проводника слышится мощное признание Вивекананды: "Если бы я встретил на моем пути Иисуса, я бы омыл кровью сердца моего Его ноги". Откровенно утверждал мужественный Вивекананда; пытался идти близким путем языка сердца. Без отрицаний, лишь во всемогущем обобщении и благом понимании. Хочется, чтобы священники Запада так же мыслили о Будде, как просвещенные ламы говорят об Иисусе. Только в таком благостном понимании залог будущего строительства. Все созидатели общины должны быть узнаны. Главное – поменьше невежественных отрицаний."
Этими словами из книги Н.К.Рериха "Алтай – Гималаи" хочется начать поразительные перечисления в этой книге свидетельств о пребывании Иисуса Христа в Азии. Как драгоценные жемчужины рассыпаны они по страницам книг "Алтай – Гималаи" и "Сердце Азии".
Пройдя в течение 1923-1928гг. Индию, Тибет, Монголию, Сибирь, Транс-гималайская экспедиция, руководимая Н.К.Рерихом, дала единственные в своем роде материалы научного, художественного и философского планов. Нет сомнения в том, что эту экспедицию, как и все главные события жизни семьи Рерихов, благословили и направили Высшие Силы, руководящие жизнью нашей планеты Земля. Понимая это, мы ощущаем особый смысл в явлении на страницах вышеупомянутых книг фрагментов, так или иначе касающихся периода жизни Иисуса Христа в Азии, а также неясных упоминаний о могилах Его и матери его Марии.
Несмотря на открытость этой информации благодаря изданию книг "Алтай – Гималаи" и "Сердце Азии" еще в 30-е годы нашего столетия и позднее, поразительно мало известны эти сведения широкому кругу читателей, в особенности христиан. Впрочем, как мы увидим ниже, еще во время экспедиции Н.К.Рерих не раз отмечал, что миссионерами упорно опровергаются даже малейшие намеки о возможности жизни Иисуса Христа среди народов Азии. Не вдаваясь в причины этих отрицаний, отметим только, что в наши дни трудно говорить с христианами о периоде жизни Иисуса Христа, которые предшествовали его последним, драматичным и великим мессианским годам, знакомым человечеству по Евангелиям. В наши дни многое открывается взору человечества, нужно только постараться это увидеть.
Итак, откроем драгоценные страницы и прикоснемся к воспоминаниям или предположениям, идущим из седой древности.
"Если из-за идола Будды трудно усмотреть высокий Лик Будды–Учителя, то еще неожиданнее в Тибетских горах встретить и узнать прекрасные строки об Иисусе. И ламы отдают почтение Иисусу, здесь прошедшему и учившему. Если кто-либо будет слишком сомневаться о существовании таких документов о жизни Христа в Азии, то, значит, он не представляет себе, как широко были распространены в свое время несториане и сколько так называемых апокрифических легенд ими было распространено в древнейшие времена. И сколько правды хранят апокрифы!
Ламы знают, что Иисус, проходя по Индии и Гималаям, обращался не к браминам и кшатриям, но к шудрам – к трудящимся и униженным. Записи лам помнят, как Иисус возвеличил женщину – Матерь Мира. Ламы указывают, как Иисус отрицательно относился к так называемым чудесам. Записи лам говорят, что Иисуса убил не еврейский народ, но представители римского правительства.
Послушаем, как говорят в Гималаях о Христе. В рукописях, имеющих древность около 1500 лет, можно прочесть:
"Исса (Иисус) тайно оставил родителей и вместе с купцами из Иерусалима направился к Инду, за усовершенствованием и изучением законов Учителя. Он провел время в древних городах Индии Джагарнате, Раджагрихе, Бенаресе. Все его любили. Исса жил в мире с вайшьями и шудрами, которых он обучал.
Но брамины и кшатрии сказали ему, что Брама запретил приближаться к сотворенным из его чрева и ног. Вайшьи могут слушать Веды лишь по праздникам, а шудрам запрещено не только присутствовать при чтении Вед, но даже смотреть на них. Шудры обязаны только вечно служить рабами браминов и кшатриев.
Исса не слушал речей браминов и ходил к шудрам проповедывать против браминов и кшатриев. Он сильно восставал против того, что человек присваивает себе право лишать своих ближних человеческого достоинства.
Исса говорил, что человек наполнил храмы мерзостью, чтобы угодить камням и металлам, человек приносит в жертву людей, в которых обитает частица Высшего Духа. Человек унижает работающих в поте лица, чтобы приобрести милость тунеядца, сидящего за роскошно убранным столом. Но лишающие братьев общего блаженства будут лишены его сами, и брамины и кшатрии станут шудрами шудр, с которыми Высший Дух пребудет вечно. Вайшьи и шудры были поражены изумлением и спросили, что они должны делать. Исса говорил: "Не поклоняйтесь идолам. Не считайте себя всегда первыми и не унижайте своего ближнего Помогайте бедным, поддерживайте слабых, не делайте зла кому-либо, не желайте того, чего не имеете, но что видите у других". Многие, узнав про эти слова, решили убить Иссу. Но Исса, предупрежденный, оставил ночью эти места.
Затем Исса был в Непале и в Гималайских горах... учил не стараться видеть своими собственными глазами Вечного Духа, но чувствовать его сердцем, и стать душой чистой и достойной... "Не только не совершайте человеческих жертвоприношений, но и не закалывайте животных, ибо все дано на пользу человека. Не воруйте чужое, ибо это было бы похищением у ближнего. Не обманывайте, чтобы вас самих не обманули. Не поклоняйтесь солнцу, оно только часть мира". "Пока народы не имели жрецов, естественный закон управлял ими, и они сохраняли непорочность души". "И говорю: бойтесь все совращающее с истинного пути и наполняющее людей суевериями и предрассудками, ослепляющее зрячих и проповедующее поклонение предметам".
Иссе исполнилось 29 лет, когда он прибыл по возвращении в страну Израиля. Он учил: "Не впадайте в отчаяние, не покидайте дома вашего не губите благородства чувств ваших, не поклоняйтесь идолам, наполняйтесь надеждой и терпением. Вы поднимете упавших, дадите есть голодным, поможете недужным, чтобы быть совершенно чистыми и праведными в день последний, который Я вам готовлю. Если хотите совершать дела благости и любви, делайте их со щедрым сердцем. Да не будет в этих действиях надежды на прибыль или на торговый расчет. Дела прибыли и расчета не приблизят вас".
"Не ищите прямых путей в темноте и под страхом, но соберите силы и поддержите друг друга. Поддерживающий соседа укрепляет самого себя. Разве не видите вы, что могущественные и богатые сеют дух мятежа против вечного небесного сознания. Законы Моисея я старался восстановить в сердцах людей. И вам говорю, что вы не разумеете их истинного смысла, ибо не мести, но прощению они учат, но значение этих законов извращено".
Правитель пришел в гнев и подослал к Иссе своих переодетых слуг, чтобы следить за всеми его действиями и доносить о словах его к народу.
"Праведный человек, – сказали Иссе переодетые слуги правителя Иерусалима, – научи нас, нужно ли исполнять волю кесаря или ожидать близкого освобождения?".
Но Исса, узнав прислужников переодетых, сказал: "Я не предсказывал вам, что вы освободитесь от Кесаря, Я сказал, что душа, погруженная в грех, будет освобождена от него".
Так создаются сказания и легенды. Такой высокий и близкий всем народам облик Иисуса сохраняют буддисты в своих горных монастырях. И не то диво, что учения Христа и Будды сводят все народы в одну семью, но диво то, что светлая идея общины выражена так ясно.
И кто будет против этой идеи? Кто умалит простейшее и красивейшее решение жизни? И община земная так легко и научно вливается в Великую Общину всех миров. Заветы Иисуса и Будды лежат на одной полке. И знаки древнего санскрита и пали объединяют искания.
Другой источник, менее известный, говорит о жизни Иисуса в Тибете. "Около Лхасы был храм учений, богатый рукописями. Иисус хотел ознакомиться с ними сам. Минг – Сте, великий мудрец всего Востока, был в этом храме. Через много времени, с величайшими опасностями. Иисус с проводником достигли этого храма в Тибете. И Минг – Сте и все учителя широко открыли врата и приветствовали еврейского мудреца. Часто Минг – Сте беседовал с Иисусом о грядущем веке и священной обязанности, принятой народом этого века. Наконец, Иисус достиг горный проход, и в главном городе Ладака – Лэ он был радостно принят монахами и людьми низкого состояния. И Иисус учил в монастырях и на базарах; там, где собирался простой народ, – именно там он учил.
Недалеко жила женщина, у которой умер сын, и она принесла его Иисусу. И в присутствии множества людей он возложил руку на ребенка, и ребенок стал здоровый. И многие приносили детей, и Иисус возлагал руки на них, излечивая их.
Среди ладакцев Иисус провел много дней; он учил их лечению и о том, как превратить землю в небо радости. И они полюбили Его, и когда пришел день Его ухода, печалились как дети. И утром пришли множества проститься с Ним.
Иисус повторял: "Я пришел показать человеческие возможности. Творимое мною все люди могут творить. И то, что я есть, все люди будут. Эти дары принадлежат народам всех стран. – Это вода и хлеб жизни".
Сказал Иисус об искусных певцах: "Откуда их таланты и эта сила? За одну короткую жизнь, конечно, они не могли накопить и качество голоса и знание законов созвучий. Чудеса ли это? Нет, ибо все вещи происходят из естественных законов. Многие тысячи лет назад эти люди уже складывали свою гармонию и качество. И они приходят опять еще учиться от всяких проявлений".
Хороший и чуткий индус значительно говорит о манускрипте жизни Иссы: "Почему всегда направляют Иссу на время его отсутствия из Палестины в Египет? Его молодые годы, конечно прошли в изучении. Следы изучения, конечно, сказались на его последующих проповедях. К каким же истокам ведут эти проповеди? Что в них египетского? И неужели не видны следы буддизма, Индии? Не понятно, почему так яростно отрицается хождение Иссы караванным путем в Индию и в область занимаемую ныне Тибетом".
Запись 19 сентября 1925г. (по пути Лэ-Каракорум –Хотан):
"Решительные сообщения приходят в последний час. Так мы узнали о подлинности рукописи об Иссе. В Хеми лежит действительно старый тибетский перевод с манускрипта, написанного на пали и находящийся в известном монастыре недалеко от Лхасы. Наконец узнали преемственность очевидцев. Сказки о подделке разрушены. Есть особый смысл в том, чтобы рукопись сохранно лежала в Хэми, или Хэмис.
Есть особое значение в том, что ламы так тщательно скрывают ее. Этой рукописи уместно лежать около Лэ, Где была проповедь Иссы об общине мира, еще до проповеди в Палестине. Важно лишь знать содержание этого документа. Ведь рассказанная в нем проповедь об общине, о значении женщины, все указания на буддизм так поразительно современны. Понятно, почему рукопись сохранилась именно в Хэми. Это один из старейших монастырей Ладака, счастливо не разрушенный во время нашествия монголов и при гонениях на буддизм невежественными ордами Зоравара. Укромное положение монастыря, быть может, помогло его сохранности. Путь Великого Общинника проходил из Индии около этого места. Ламы знают значение документа; но почему миссионеры так яростно восстают и порочат рукопись? Неужели общинный облик Иссы и защита женщины им не нравится?
Порочить так называемые апокрифы всякий умеет; для порочения много ума не надо... Вместо бесцельных споров лучше, по-человечески, продумайте факты и мысли, сообщаемые в жизнеописании "Иссы (т.е. Иисуса), лучшего из сынов человеческих".
Мысль о подвиге не покидала Великого Путника. Осуждение, слышанное Им, тоже привходило в несение подвига. Так проходил свой стремительный Путь Великий Учитель. Мы любим вспоминать такие примеры.
Уявление Облика великого путника ощущалось во многих местностях одновременно. Люди совершенно отчетливо видели Его наяву и во сне.
§159. "Урусвати может передать черты Великого Путника художнику, склонного к изображению человеческих ликов, хотя бы на общих чертах можно запечатлеть Изображение. Напомним еще раз Его черты: волосы светло-русые и действительно довольно длинные, концы их немного темнее, слегка волнистые мелкими извивами, но пряди остаются заметны. Лоб светлый и широкий, но не видно морщин, брови несколько темнее волос, но невелики, глаза синие и подняты в углах, ресницы дают глазам глубину. Немного заметны скулы, нос небольшой и довольно мягкий, небольшой рот, но губы довольно полные. Усы небольшие, не закрывающие рта. Также борода небольшая и слегка раздвоенная на подбородке. Такие черты побуждали любить Учителя. Не столько красота, сколько выражение делало Учителя запоминаемым".