Писать о В.А. Моцарте нелегко, но приятно. Нелегко, потому что о его творчестве, как о творчестве любого гения, написано очень много, а писать стоит только в том случае, если у тебя есть сказать что-то новое. Приятно писать о Моцарте, так как вспоминаю при этом его произведения, которые играл и места связанные с его именем. Тот, кто следит за моим блогом возможно уже прочел мои заметки о Зальцбурге, которые я начал писать. Кроме Зальцбурга я прикоснулся к Моцарту в Голландии, в городе Харлем, в церкви Святого Бавона. В этой огромной церкви установлен орган, считающийся одним из красивейших в мире. Когда-то он считался самым большим органом в мире, на нем играли Гендель, Мендельсон и десятилетний Моцарт. Звучание органа потрясает, пишу это как очевидец, который слышал его звучание. У меня сохранилось коротенькое видео, возможно позже помещу его в пост. Необыкновенные чувства возникают, когда находишься в том зале, видишь тот самый орган, на котором играл маленький Моцарт, слышишь звуки органа.
Писать целиком о творчестве В.А. Моцарта не берусь, я не искусствовед, а лишь немного музыкант, любитель и поклонник музыки. Поэтому я выбрал более узкую тему, рассказать о музыке Моцарта для детей. Тема тоже очень обширная. Ведь есть музыка, которую Моцарт адресовал именно детям, а есть и в других его произведениях то, что можно рекомендовать детям. Кроме того, есть, так сказать, записи, где звучит оригинал, а есть специальные обработки для детей. Есть мелодии, которые можно слушать прямо из Интернета, то есть, он-лайн, а есть диски, которые предварительно нужно скачать. Мой рассказ ни в коей мере не претендует на полное исследование, такой цели я не ставил, хотя пришлось изрядно покопаться на просторах Интернета. Моя цель - помочь быстро отыскать нужное прозведение Моцарта для детей на просторах Интернета. Ведь Интернет не зря называют еще паутиной, следовательно в этой паутине можно легко запутаться. В процессе подготовки мне открылось много нового, с чем тоже поделюсь с читателями.
А начать я хочу с такого понятия, как "'эффект Моцарта" ("The Mozart Effect"). Прежде чем писать, решил поинтересоваться, нет ли в Ли.ру подобных постов, чтобы не было пустого плагиата. И вот, поиск в Интернете дал мне ссылку на один замечательный видеоролик. Он, собственно, адресован не детям, а взрослым, но он необходим. Ведь, если мы говорим о музыке Моцарта детям, то, естественно, и родители должны быть в курсе этого.
Надеюсь, вам понравилась короткая беседа, заснятая на ролике. Почитать дополнительно можно тут. Кстати, налицо парадокс, я искал нечто совсем другое. Дело в том, что "эффект Моцарта" - не просто словосочетание, а определенный термин. Прослушивание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Послушав Моцарта, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют определенное повышение интеллекта. Это обнаруженное некоторыми учеными явление получило название "эффект Моцарта". Из него были тотчас сделаны выводы в отношении воспитания детей, первые три года жизни которых были провозглашены определяющими для их будущего интеллекта.
Существует две версии возникновения "эффекта Моцарта". Кому-то этот фрагмент истории покажется скучным, чтобы скрасить его чтение, можете послушать замечательное Рондо из "Ночной маленькой серенады" В.А. Моцарта.
Согласно одной версии впервые на эту идею натолкнулись более десяти лет назад нейробиолог Гордон Шоу из Калифорнийского университета (США) и его аспирант Ленг во время первых попыток моделировать работу мозга на компьютере. Известно, что различные группы нервных клеток в мозгу совершают разного рода мыслительные операции. Шоу и Ленг создавали в компьютере модели некой такой группы "клеток" (на самом деле - электронных блоков) и проверяли, что будет, если менять пути соединения этих "клеток" друг с другом. Они обнаружили, что каждая схема соединений, то есть каждая очередная "сеть", образованная одними и теми же клетками, порождает выходные сигналы иной формы и ритма. Однажды им пришло в голову преобразовать эти выходные сигналы в звуковые.
К их величайшему удивлению оказалось, что все эти сигналы имели некий музыкальный характер, то есть напоминали некую музыку, и более того - при каждом изменении путей соединения клеток в сеть характер этой "музыки" менялся: иногда она напоминала медитативные мелодии типа "Нью Эйдж", иногда - восточные мотивы, а то и классическую музыку. Но если совершение мыслительных операций в мозгу имеет "музыкальный" характер, подумал Гордон Шоу, то не может ли быть так, что и музыка, в свою очередь, способна влиять на мыслительную деятельность, возбуждая те или иные нейронные сети? Поскольку эти сети образуются в детском возрасте, Шоу решил использовать для проверки своей гипотезы произведения Моцарта, который, как известно, начал сочинять музыку в возрасте четырех лет. Если что и может повлиять на врожденную нейронную структуру, рассуждал ученый, то это должна быть детская музыка Моцарта.
Согласно другой версии в начале 1950-х годов во Франции талантливый исследователь, врач-фониатр и оториноларинголог А. Томатис (Alfred Tomatis) предложил рассматривать орган слуха как генератор, возбуждаемый приходящими извне звуковыми колебаниями и заряжающий энергией мозг, а через него весь организм. Томатис использовал музыку для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей.
Из композиторов он особо выделил В. А. Моцарта. По исследованиям Томатиса, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к "piano" (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.
В результате он ввёл в употребление термин «Моцарт-Эффект». Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в нежном возрасте (до трёх лет) Моцарта, становятся умнее.
Американские физиологи Шоу и Раушер поставили опыты на новорождённых крысах и убедились, что юные создания, слушавшие Моцарта, проходили лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок. В американском штате Джорджия даже выделили средства на покупку дисков серии «Моцарт-Эффект» для каждого новорожденного.
Еще одно достижение, названное специалистами феноменальным, принадлежит Томатису в области педиатрии — лечение музыкой детей в утробе матери. Томатис провел исследование и доказал, что ухо еще не родившегося ребенка начинает слышать звуки извне по прошествии 4,5 месяца после зачатия. Чтобы повысить интеллект ребенка и привить ему интерес к музыке на самом раннем этапе развития, Томатис предложил проводить музыкальные сеансы для будущих мам как в специально оборудованной клинике, так и в домашних условиях. Музыкальные произведения он рекомендовал те же — классическую музыку Моцарта.
Записи с "эффектом Моцарта" широко представлены в Интернете, но часто в большинстве случаев они раздроблены. Набор, состоящий из 7 дисков (всего их десять) , который не просто найти в Интернете, выглядит таким образом:
Музыка для новорожденных, от рождения до 9 месяцев - Яркое начало
Музыка для мам и будущих мам.
Музыка для детей - В движении
Музыка для детей - Релаксация, мечта, рисование
Музыка для детей - Мелодия для твоего движения
Музыка для детей - Чтобы пойти
Музыка для младенцев, от 3 месяцев до 3 лет - На ночь
Чтобы не загромождать пост я собрал все названия произведений (трэк-листы) отдельно и поместил в присоединенный Word-файл. Там же помещены ссылки для скачивания этих замечательных дисков.
Эффект Моцарта помогает в интеллектуальном развитии ребенка, помогает решению некоторых задач в школе, помогает в борьбе с рядом заболеваний. Врачи рекомендуют слушать музыка Моцарт беременным, чтобы подтолкнуть познавательное и эмоциональное развитие своего будущего Карапуза и позитивно влиять на его будущий интелект, на творческий и музыкальный потенциал...
Благотворное влияние классической музыки на организм человека неоспоримо. Музыкотерапия – это один из самых безопасных и доступных способов лечения и предотвращения многих заболеваний.
Правильно подобранная музыка способна улучшить обмен веществ, привести в норму ритм дыхания, давление, пульс и в целом оказать благотворное влияние на весь организм.
Детский организм более восприимчив ко всем видам воздействий и классическая музыка является воистину целительным средством, которое способно не только сделать ребенка здоровее, но и развить его умственные способности.
Признано, что самая полезная музыка у Моцарта. Были проведены исследования, показавшие, что даже кратковременное прослушивание произведений Моцарта повышает показатели интеллекта. Этот феномен так и назвали «эффект Моцарта» Подробнее о влиянии музыки Моцарта на человека можно прочитать в книге Дона Кемпбелла «Эффект Моцарта». Книга посвящена исцелению с помощью музыки.
Показательной является история из жизни известного актера Жерара Депрдье. В юности актер сильно заикался и никакие методы лечения не помогали. Известный врач Альфред Томатис (был первым, кто обнаружил, что ребенок начинает слышать уже на 16 неделе беременности) посоветовал Депардье по 2 часа в день слушать музыку Моцарта, и через несколько месяцев заикание прошло.
Ссылка для скачивания книги тоже находится в Word-файле.
Есть факты, свидетельствующие о том, что музыка Моцарта может помочь замедлить метаболизм у недоношенных детей, что должно способствовать им в наборе необходимого веса. Есть факты, говорящие о влиянии музыки Моцарта на интеллект студентов, когда прослушивание музыки действительно приводило к временному улучшению мыслительных способностей. Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании произведений Моцарта. Этот список можно было бы продолжить, но, кажется, самое время прослушать. что-нибудь красивенькое из Моцарта. Вот, например, это:
В последующих постах мы продолжим разговор о музыке Моцарта, уже не возвращаясь к "эффекту Моцарта".