[322x700]
«Когда добродетель оскудевает и пороки увеличиваются, Я прихожу, чтобы помочь подняться», — провозглашает Кришна в Бхагавад-Гите.
Когда наш мир наполняется предрассудками и пороками, новая волна энергии приходит, и, так как человек работает на двух планах, духовном и материальном, волна справедливости приходит тоже на двух планах. С одной стороны — на физическом плане — Европа за последнее время была базой материального развития, и с другой — на духовном плане — Азия была базой развития духа в истории человечества. Сегодня люди гораздо больше нуждаются в развитии духовного плана, сегодня, когда материальные идеи заняли главенствующее место в человеческом обществе, сегодня, когда, похоже, человек вообще забыл о своём божественном происхождении из-за своей невероятной зависимости от материальных вещей и уподобляется уже механической машине для делания денег, — сегодня восстановление духовного плана совершенно необходимо…
Для восточного мышления мир духовный так же реален, как для западного мышления реален мир чувств. В Духе восточный ум находит все, что он хочет или на что надеется, в Духе он находит всё, что делает для него духовную жизнь абсолютной реальностью. Для западного ума — я просто фантазёр, но ведь и представитель восточного мышления считает западного человека фантазёром, играющим эфемерными игрушками, и он смеётся, видя, как взрослые мужчины и женщины отдают так много сил и энергии преходящим материальным вещам — вещам, которые рано или поздно исчезнут бесследно.
Каждый называет другого фантазёром. Но восточный идеал необходим для прогресса человеческого духа, для духовного прогресса и западного человека, и я считаю, что это важнее. Машина ещё никого не смогла сделать счастливым и, думаю, никогда не сможет. Тот, кто старается заставить нас поверить в машину, что она сможет принести нам счастье, забывает, что за машиной стоит человеческий разум. И только этот освобождённый разум, не поддавшийся влиянию и гнёту материализма, разум, направленный на раскрытие истинной природы человека, а не на закабаление её, только такой разум может принести человеку счастье — в ничего больше. И что, в конце концов, представляет из себя эта власть техники? Почему человек, сидящий возле электрического пульта и нажимающий на кнопки, должен почитаться нами как великий и интеллигентный человек? Ведь это неестественно — бездумно миллион раз нажимать одну и ту же кнопку. И зачем же при этом обожествлять технику и не поклоняться человеку, носителю божественного разума, которому доступно всё! И что толку, если вы получите власть над всей природой, над каждым атомом материи и не сумеете властвовать над своими страстями и пороками? Это не сделает вас счастливыми, если у вас не будет согласия с самим собой. Человек рождён, чтобы покорить природу, но западный человек почему-то под природой подразумевает только физическую и внешнюю природу.
Это правда, что внешняя природа великолепна, с её горами, и океанами, и реками, и бесконечным разнообразием форм и видов. Но сколь великолепна внутренняя природа человека, ослепительнее Солнца, Луны и звёзд, магичнее, чем земля наша, реальнее нашего физического бытия, отделяющего наше маленькое бытие от Вселенной. Раскрыть в себе эту внутреннюю природу и составляет задачу восточного мышления. На этом и сосредоточивается восточный ум, в то время как западный ум сосредоточивается на противоположном. И вот, если мы хотим постичь эту духовную науку, мы должны принять её с Востока. Так же как если Восток хочет овладеть техническими знаниями, он должен сесть у ног Запада и учиться у него. Но если Запад хочет овладеть духовной наукой, если он хочет познать Бога, Душу, если он хочет познать смысл человеческой жизни, он должен сесть у ног Востока и учиться.