Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean) (1780-1867), французский живописец и рисовальщик. [показать]
С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже. в 1806-1824 работал в Италии, где изучал искусство Возрождения и особенно творчество Рафаэля; в 1834-1841 был директором Французской академии в Риме.
Энгр писал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты [показать]
(“Юпитер и Фетида”, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс; [показать]
“Обет Людовика XIII”, 1824, собор в Монтобане; [показать]
“Апофеоз Гомера”, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики [показать]
портрет Л.Ф.Бертена, 1832, Лувр, Париж,
идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню [показать]
“Купальщица Вольпенсон”, 1808, [показать]
“Большая одалиска”, 1814,
- оба в Лувре, Париж.
Произведения Энгра, особенно ранние, отмечены классической стройностью композиции, тонким чувством цвета, гармоничностью ясного, светлого колорита, но главную роль в его творчестве играл гибкий, пластически выразительный линейный рисунок. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство - в Музее Энгра в Монтобане).
Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (“Обет Людовика XIII”, 1824, Собор Монтобан, “Апофеоз Гомера”, 1827, Париж, Лувр).
Если историческая живопись Энгра представляется традиционной, то его великолепные портреты и зарисовки с натуры составляют ценную часть французской художественной культуры 19 века.
Одним из первых Энгр сумел почувствовать и передать не только своеобразный облик многих людей того времени, но и черты их характеров - эгоистический расчет, черствость, прозаизм личности у одних, и доброту и одухотворенность у других.
Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека [показать]
портрет Филибера Ривьера, 1805; [показать]
портрет госпожи Ривьер, 1805,
обе картины — Париж, Лувр; [показать]
госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде).
Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника, хотя именно в области портрета создал самые значительные свои произведения. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах “Большая одалиска” (1814, Париж, Лувр), [показать]
“Источник” (1820—1856, Париж, Лувр);
в последней картине Энгр стремился воплотить идеал «вечной красоты».
Закончив в старости это начатое в ранние годы произведение, Энгр подтвердил свою верность юношеским устремлениям и сохранившееся чувство прекрасного. Если для Энгра обращение к античности заключало прежде всего преклонение перед идеальным совершенством силы и чистотой образов высокой греческой классики, то считавшие себя его последователями многочисленные представители официального искусства наводнили Салоны (выставочные залы) «одалисками» и «фрипами», используя античность лишь как предлог для изображения обнаженного женского тела.
Позднее творчество Энгра с характерной для этого периода холодной отвлеченностью образов оказало значительное воздействие на развитие академизма во французском искусстве XIX века.
[показать]
Послы Агамемнона в палатке Ахиллеса, 1801, Лувр, Париж [показать]
Автопортрет 1804г. [показать]
Портрет Бонапарта 1804 [показать]
Портрет дочери Филибера Ривьера 1805 [показать]
Энгр. Наполеон на императорском троне. 1806 [показать]
Венера Анадиомена 1808-1848 [показать]
Ромул - победитель Акрона 1812 [показать]
. Сон Оссиана 1813. [показать]
Энгр. Джозеф Вудхед с женой и шурином. 1816 [показать]
Леонардо умирающий на руках Франциска I 1818 [показать]
Энгр. Никколо Паганини. 1819 графит [показать]
Роже, освобождающий Анжелику, 1819. [показать]
Христос, передающий св. Петру ключи от рая (1820) [показать]
Портрет мадам Леблан 1823. [показать]
Эдип и Сфинкс 1827, Лувр, Париж [показать]
Энгр. Одалиска и рабыня. 1840 [показать]
Энгр. Царевич Антиох и Стратоника. 1840 [показать]
The Virgin of the Host". 1841. [показать]
Энгр. Виконтесса д’Оссонвиль. 1845 [показать]
"Jupiter and Antiope". 1851. [показать]
Жанна д'Арк на коронации Карла VII 1854 [показать]
Энгр. Мари-Клотильд-Инес Муатесье. 1856 [показать]
"Portrait of Madame Ingres". [показать]
Портрет молодой женщины [показать]
Портрет графа Н.Д. Гурьева [показать]
"The Golden Age". 1862" [показать]
Турецкая баня 1862 [показать]
"Портрет мадам Муатессье". [показать]
Madame Marie Marcotte [показать]
Ramel [показать]
Madame Henri Gonse [показать]
Princess Albert de Broglie