• Авторизация


пандури, чонгури и группа урса 06-09-2014 03:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lazy_Mary Оригинальное сообщение

пандури, чонгури и группа урса




 

 Группа "Урса" великолепно интерпретирует старые грузинские песни, свободно  и легко импровизирует, отталкиваясь от темы и вплетая в музыкальную ткань куски из  чужих известных произведений. Очень хороши!. Музыканты и певцы в одном флаконе - что очень часто бывает в Грузии (и не только у профи)))))))))) 
Сейчас у нас происходит какое-то удивительное по силе возрождение  народной музыки - поэтому и, совершенно естественно, музыкальные коллективы берут на вооружение старинные грузинские музыыкальные инструменты. В руках у одного из музыкантов - пандури, 3-хструнный, грушевидной формы щипковый инструмент, на котором играют в восточной Грузии. Пандури и похожий на него чонгури очень популярные инструменты, вы можете даже на улице или в метро  увидеть  молодежь, играющую на них.





  

Пандури-Чонгури

[290x152]"Пандури"_ Это традиционный грузинский трёхструнный инструмент, который распространён во всех уголках восточной Грузии__Пшавхевсурети, Тушети, Кахети, Картли. "Пандури" основной инструмент для аккомпанемента. В сопровождении Пандури исполнялись сольные песни, стихи воспевающие героев. В Грузии существует два вида этого инструмента: один из них само "Пандури", а другая "Чонгури". Но "Чонгури" как мы узнаем ниже, хотя выглядит как Пандури, представляет собой совершенно другой инструмент.

До недавного времени, существовали (использовались) два вида Пандури _ "Пандури" с тремя [159x315] и  с семью ладами (делениями). В 1934 году, после сложных математических вычислении, известный Грузинский искусствовед Кирил Вашакидзе представил новый, совершенный вариант этого музыкального инструмента. Он исследовал (народный) Пандури с 6 делениями и добавил бемоль и диез полутоны к инструменту, создав "Пандури прима" (классический) и "Пандури тенор" с 12 делениями (лади), которые представляют современную вид этого инструмента. Именно это обстоятельство дало возможность грузинским народным музыкантам исполнять на Пандури не только мелодии для аккомпанемента, но и сольные мелодии (классических шедевров). К. Вашакидзе внёс большой вклад в создании оркестра Грузинских Народных Музыкальных Инструментов.  

"Пандури прима"  настроен в следующем образе: "Ми"-струна первая, "До"-струна вторая, "Ля" - струна третья. На шее инструмента есть 12 ладов с диапазоном двумя октавами от  "Си" до ноты  "До".  "Пандури тенор" настроен также как и виоленчелъ, за исключением четвёртой струны: "Ля"-струна первая, "Ре"-струна вторая, "Соль"-струна третья. На шее инструмента 12 делении (ладов) с диапазоном с двумя октавами от "Си" до ноты "Соль". Одным из самых искусных мастеров по изготовлении Пандури и других инструментов является Шерман Дарчинашвили. Его мастерская находится в Тбилиси.

 

Как было сказанно выше, в Грузии есть два вида такого инструмента __ Пандури и Чонгури.  [202x415]Хотя люди иногда путают их названия, эти инструменты отличаются друг от друга. Пандури состоит из следующих основных частей: корпус, шея и дополнительные части. Корпус состоит из углублённой (брюшной) полости (1) и верхной декой (2). Шея_из головки (3) и доской для приложения пальцев (4). Дополнительными частями являются: заклёпки (5), ярмо (6), лади (7) (деления), скоба (8) (мостик с тремя насечками) и петля (9). Пандури выстроган из целого дерева. Корпус (1) (брюшная полость) у Пандури различных уголков имеют разную форму. Брюшная полость у Хевсурской Пандури имеет форму "весла" и массивен, а Пандури других уголков имеют овальную форму (похожую на лодку или грушу). На верхней деке (2) кругообразно или овально сделаны маленькие отверстия. Отверстии у Хевсурской Пандури больше, чем у других Пандури. Головка шей (3) немножко откланена назад или [55x230]имеет форму морской ракушки. На ней сделаны 4 отверстия, 3 для заклёпок струнов и одна для ремня, чтобы вешать инструмент на стене. Все части Пандури сделаны из той же самой деревянного материала, но в регионе Хевсурети (северо-восточная часть Грузии) люди предпочитают сделать верхную деку из различного деревянного материала (в частности из сосны или ели). Каждая струна Пандури имеет диатонический диапазон. Хевсурский Пандури имеет диапазон сексты, а Пандури других уголков (в долине) октаву или нону. Пандури имеет звукопостроение секундо - терции. I и II струна издают звуки малой терции, а II и III струны издают звуки большой секунди.

"Чонгури" стоит на более высоком уровне развития чем "Пандури". Это выражено не только в усовершенственной конструкции (объём резонансного корпуса, её обработка,  [110x449]толщина стенок, материал струн) и в связанное с этим качестве тембра, но и в богатой гармонической  возможности (что обусловлено большим запасом аккордов) и способах исполнения мелодии. Кроме того, эти инструменты различаются количеством струнов. Пандури имеет 3 струны, а Чонгури__4. Общая длина Чонгури 978-1156мм. Чонгури (как и Пандури) состоит из трёх частей: корпус, шея и дополнительные части. Корпус состоит из углублённой (брюшной) полости (1) и верхней деки (2). Шея состоит из головки (3) и доской для приложения пальцев (4). Дополнительными частями являются: заклёпки (5), ярмо (6), скоба ("джораки"_мостик с четырмя насечками) (7) и петля (8). Чонгури не имеет делении (ладов) на шее. Брюшная полость (1) состоит из 7-8 тонких (2-3мм) клёпок тутового дерева, склеенных вместе, закреплённые тонкой пластиной. На её верхней части сделани 6 звуковых отверстии (каждый диаметром 3-5мм). Брюшная полость приклеплена на тольстую деревянную пластину толщиной 2-3 мм. Верхняя дека (2) состоит из трёх частей склеенных вместе. Основная (средная) часть сделано из ели. На ней прикреплена с обоёх сторон тонкие деревянные пластини формы поллуны, которые сделанs из тутового дерева. Глубина брюшной полости 160-170 мм. Шея (4) сделано и дерева грецкого ореха. На головке (3) сделаны три отверстия для заклёпок и одна для ремня, чтобы вешать инструмент на стене. Доска (шея, 4) для приложения пальцев с верхной стороны плоская, а с нижней круглая. На ней (в середине) сделано одно отверстие, в которой вставлена заклёпка (5), натягивающая четвёртую струну__ "зили". Шея (4) и корпус (брюшная полость) (1) соединены тонкими деревянными пластинами, которые сделаны из того же самого материала как и пластини корпуса (брюшной полости). Чонгури имеет 4 струны. Длина четвёртой струны (зили) короче на 1/3 остальных трёх струн. Длинные струны одним концом прикреплены к заклёпкам вставленных в отверстиях на головке, а вторым концом все струны прикреплены к петле (ножке) в конце Чонгури. Четвёртая струна (зили) натянута между I и II длинными струнами, т.е. она вторая струна снизу. До недавного времени, струны Чонгури изготавливали из конского волоса, но сегодня такие струны больше не применяются. Их изготавливают из шёлкового материала. Чонгури имеет несколько тональности. Между тем, различные песни и мелодии исполняются в различных тональности. Одна песня или инструментальная песня мелодия выполняются сначала до конца в одном тональности. Диапазон Чонгури  размещена в пределах ноты самого низкого звука издаваемый 3-ей струной и ноты самого высокого звука издаваемый 4-ой струной __ "зили". И, поэтому её диапазон (звукопостроения) в каждой тональности разное: октава, септима или нона.

Техника изготовления Чонгури более усовершенствована  и стоит выше техники  [307x86]изготовления Пандури. У Чонгури (иногда у Пандури тоже) корпус построен частично из склеенных тонких деревянных пластинок, что даёт возможность максимально утончить стенки корпуса и согнуть их  так чтоб создать большой объём резонанса, а это со своей стороны оказывает влияние на тембр инструмента. К этому добавляется и то, что для струн используется материfл шёлковой нити вместо струн животного происхождения, что является шагом вперед на пути улучшения тембра. Чонгури от сегодняшнего Пандури отличается не только строением и количеством струн (у первой 4 струны, а у второй 3 струны) но и способом исполнения на нём мелодии. Когда играют Чонгури, пальцами ведут снизу, а на Пандури сверху вниз. Не смотря на то, что Пандури и Чонгури являются разными инструментами, они сходны по принципам звуковоспроизведения, по виду и в своих функциях (оба инструмента в основном служат для аккомпанемента, оба инструмента используются при коллективном труде женщин, оба инструмента используются при исполнении старинных обрядов). Принимая во внымание их функции, считается, что оба инструмента раньше были одним. Если учтём то обстоятелство, что развитие Пандури и Чонгури относятся к разным этапам развития можем сказать, что один из них представляет инструмент, который является результатом развития выше указанных признаков. Носителем таких признаков на сегодня представлен Пандури и поэтому считается, что Чонгури  произошёл от Пандури. Поэтому Чонгури должен был появится не позднее 17 века.

Нужно подчеркнуть то обстоятельство, что в восточной Грузии, в основном в долине, трёхструнный Пандури называют "Чонгури", а в горных местах называют "Пандури" и "Чонгури". К тому же сказатели отмечают что "Пандури" более старое название чем "Чонгури".

По рассказам раньше трудно было представить семью без Пандури или Чонгури. Если у кого Пандури не было ему дарили или покупали. Очень часто дарили Пандури или [56x228] Чонгури как подарок. Они считались лучшими памятными  подарками. Пандури или Чонгури можно было также купить... В Хевсурети (северо-восточная Грузия) хорошо сделанный Пандури можно было купить за одну овцу или 5кг. топлённого масло. Во всех уголках Грузии в один голос отмечают, что Пандури или Чонгури редко делали для продажи. Лишний Пандури обычно дарили в подарок, а не продавали. Пандури представлял обязательный домашний  предмет. В каждой семье Пандури или Чонгури висел на видном месте (на стене). В пасмурную погоду Пандури или Чонгури издавал слабый и глухой звук. На Пандури (Чонгури) в основном играли женщины, что делало их еще привлекательным. Они хорошо знали время, место и обстоятельство для игры на нем.  Без Пандури и Чонгури трудно было представить свадьбу, народное веселье, пиршество или храмовой праздник. В Кахети (восточная Грузия) в сопровождении Пандури исполняли колыбельную"Иавнана"  для больного ребёнка ("Батонеби"). Как известно, это песня исполнялось без сопровождения инструмента. Пандури представляет собой более позднее приложение к этому обычаю. Но само сабой, применение Пандури в этом древном культе "Батонеби" свидетельствует об его древности. Пандури применялось в дни храмовых праздников  и в других разных ритуалах. Пандури и Чонгури были символами веселья, радости, счастья, и поэтому играть на них нельзя было в семье, где был скорбь, не только играть но и показывать. Когда в семье кто-то умирал Пандури (или Чонгури) убырали с виду и только доставали его после годовщины. После годовщины, старший в семье брал Пандури и ударял по струнам рукой и начинал петь. Это было символическим концом траурного периода. [149x304]После этого Пандури передавал другим и только после этого этой семье, её родственникам и всей деревне разрешалось петь и играть на Пандури. Но если период скорба не было закончено и приближался религиозный праздник или какой-нибудь семья собиралась устроить свадьбу, которые обязательно должны были сопровождены песнями, но не могли это сделать из за уважения к скорбящему семью, тогда в этом случае самый близкий человек семьи брал Пандури собой и начинал играть напевая тихим голосом (с жителями деревни). Потом он предлагал и другим людям играть на Пандури и после долгой  просьбы кто-то брал в руки инструмент и продолжал играть. Таким образом "веселье было открыто" для жителей деревни, но родственники скорбящей семьи продолжали скорбеть. Этот обычай в горах восточной Грузии называют "Пандурис Гатехва" (открытие веселья). С термином "Пандури" встречаемся в письменных памятниках X века. Струнный инструмент типа Пандури и Чонгури имеется и у других народов. У Армян _ "Фандирни", у Персов _ "Танбури", у Украинцев _ "Бандура", у Арабов _ "Тонбури" и др. В восточной Грузии Пандури настолько распространён и так часто упоминяется у народных сказателей, что естественно его имя сохранила древняя Грузинская литература. До X века определением этого понятия был термин "Сапандуребели", который образовался от слова "Пандури". Пандури (или Чонгури) был широко распространён как в трудовом процессе, так и при исполнении обрядовых ритуалов. Пандури брали с собой пастухи идя на пастбища и там развлекались. Об этом свидетельствует целый ряд исследовании в сфере Грузинской этнографии. Пандури обязательно сопровождал народных песенников и стихотворцев, подтверждением чего является множество народных стихотворении. В любое время, когда пастуха в горах охватывал сильное чувство счастья или печали и жаждал выразить её, он тотчас же вспоминал свой Пандури и исполнял музыку, которая была точной выражением его мыслей, настроения, чувств. Пастух не мог представить себя без Пандури. Об этом говориться не в одном Хевсурском стихотворении: "Сел, начал складывать стихи взял Пандури в руки...", "Вынес Пандури и начал петь...". Хорошо игравший на Пандури или Чонгури человек был хорошо известен и многоуважаем в горах. Без него не обходился никакое веселье. Именно поэтому, эти инструменты наших предков сохранились до сегодняшнего дня. Пандури на протяжении веков сопровождает грузинский народ и сегодня также занимает одно из почетных мест в ежедневной жизни.

Чонгури распространен в западной Грузии (в регионах Самегрело, Гурия, Аджара). Чонгури в разных уголках имеет различную конструкцию. Чонгури в основном представляет инструмент для аккомпанемента. В его сопровождении можно исполнять одно, двух и трехголосые песни. Объединение Чонгури и Доли (барабан) в ансамбль часто встречается в Аджарии.  В таких в случаях в ансамбле участвует один Чонгури или один Доли, два или несколько Чонгури одновременно не применяются. Под аккомпанемент Чонгури женщины исполняли песни во время коллективного труда. Женская рабочая группа__ "Нади" собиралось поздно вечером, когда женщины были свободны от домашнего труда и исполняли песни  сопровождением Пандури и Чонгури (труд женщин заключалось в трепке шерсти и её дальнейшей переработке, для приготовления ваты, нити и др.) По словам лучших мастеров для изготовления Пандури или Чонгури выбирали дерево без сучков, гладкое; в тех местах где часто дует ветер. Для Пандури и Чонгури лучше брать часть дерево между ветвями.  Кривые части для этой цели не годятся. Специально для этого дела срезанное дерево раскалывают на две половины. Обе части называют "Деда", и используются для изготовления Чонгури или Пандури. Принесенное дерево дома стараются укрыть от солнца и ветра, лучше хранить в прохладе. Хранят 30 дней. Если дерево хорошо не просохнет оно потрескается и труд будет напрасен. "Деда" заготовляют так: долотой достают сердцевину, затем вычистят. Заранее приготовленную передную часть надо прикрепить к приготовленной "Деда", и так держат несколько часов, потом на ручке укрепляют заклепки и ярмо (мостик). Потом для струн делают скобу, (мостик) с четырмя прорезами для того чтоб в них уложить натянутые струны. Древесина середины Чонгури должна быть из сосны, для того чтоб голос инструмента был звонький. Для изготовления одного Чонгури или Пандури требуется три дня. Такова правило изготовления музыкального инструмента Чонгури известного в восточной Грузии. Приблизительно также изготовляется Пандури.      

  http://www.hangebi.ge/

 Статью стянула у  EDI - за что ему большое человеческое спасибо.

 

[599x563]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник пандури, чонгури и группа урса | тамара_нинуа - Дневник Тамруша | Лента друзей тамара_нинуа / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»