• Авторизация


Цыганочка с выходом 04-04-2012 14:03 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Annataliya Оригинальное сообщение

Цыганочка с выходом

Цыгане. Сколько же стереотипов связано у нас с ними! Ведь мы абсолютно "точно" знаем, что они обманывают, воруют, бомжуют, торгуют фальшивым золотом и дешевой косметикой, выдавая ее за дорогую, гадают на картах и по линиям руки, великолепно танцуют, а еще могут так загипнотизировать, глядя своими "честными" глазами в ваши честные по-настоящему, что вы сами вынесете из дома и отдадите им все свои деньги и драгоценности, а потом поминай, как звали. Но признаюсь вам честно, друзья мои: если бы я не узнала перед нашим путешествием в Молдову, что Сороки еще с советских времен считаются здесь самой настоящей цыганской столицей, то, наверное бы, и никогда не попала в этот город. Да, в Сороки мы отправились ради цыган. Ну, сами посудите, разве могли мы упустить возможность увидеть своими глазами, как они живут, и познакомиться с ними поближе?
[700x574]


Конечно же, не могли.
Казалось бы, небольшой городок с 30-ти тысячным населением: молдаване, украинцы, русские. Ой, а что это такое с золотым куполом на холме? Церковь - не церковь, театр - не театр, мавзолей - не мавзолей! Больше всего, конечно, похоже на Купол Скалы в Иерусалиме, но мы же не в Израиле! А рядом с ним что? Кирпичное с башенкой под зеленой крышей? Мечеть? Дворец?
2.
[700x516]


Когда стоишь внизу, у подножия одного из Сорокских холмов, то сложно не удивляться, разглядывая его вершину. Каких только поражающих воображение строений там нет! Целый город "театров", "храмов", "мечетей", "крепостей". Это место в городе называют Цыганской горой, так как с давних пор на ней селятся исключительно цыгане, и все эти вышеописанные здания - творения их умов и рук. Чтобы добраться до вершины холма, нужно всего лишь пройти вверх по одной из улиц, либо проехать две остановки на городской маршрутке. Буквально несколько минут, и вы там!
Цыганская "тусовка" неподалеку от остановки маршрутки на Цыганской горе.
3.
[700x374]


Вообще, когда говорят, что цыгане живут здесь давно, то подразумевают очень давно. Эти земли им выделил еще аж в 14 веке главный молдавский правитель - господарь Штефан чел Маре. Правда, окончательно превратить их из кочевых в оседлых удалось только в 1970-1980-х годах. Советское правительство даже построило здесь завод, чтобы цыгане могли наравне с прочими строить коммунизм. Правда, коммунизм у них не пошел, отправились работать на завод считанные единицы, большинство же начало подпольно шить трикотаж, обувь и продавать потом всё это падкому до красивых шмоток тогдашнему среднему классу. Почему цыгане осели именно в Сороках? А кто ж теперь скажет! С цыганами, вообще, всё сложно. Когда я пыталась выяснить, сколько же их всего живет в Сороках, то везде мне встречались совершенно разные цифры: от тысячи человек - по данным Википедии, до десяти тысяч - по данным путеводителя Андрея Сапунова. На самом деле, истина, скорее всего, где-то посередине. Правда, точную цифру нам не смогли назвать и сами цыгане, когда мы спросили об этом у них напрямую. Сослались на то, что многие уезжают и постоянных жителей остается всего ничего. И правда в их словах, конечно, есть.
4.
[700x498]


5.
[700x558]


Сейчас на Цыганской горе стоит не меньше нескольких сотен домов - да-да, огромных, площадью, наверное, от двухсот метров каждый, в несколько этажей и один краше другого: с колоннами, с арками, с золотыми куполами, с античными скульптурами, с фонтанчиками и с лестницами во дворах, с розами и с орлами на фасадах, из бетона, из кирпича, и даже из мрамора. Настоящие дворцы всех стилей, всех времен и всех народов. Их можно разглядывать каждый подолгу, всматриваясь в детали и поражаясь фантазии архитекторов. Здесь вы не найдете ни одного повторяющегося. И пусть именно такие дворцы и замки будут, порой, совсем не в вашем вкусе, пусть вы увидите в них слишком много аляповатости и лишних деталей, но о вкусах не спорят, и цыганам нравится. К тому же, да простят они меня, но, как мы убедились, для них главное - вовсе не утонченность стиля и гармония пропорций, а построить дом банально больше, богаче и шикарнее, чем у соседа, как говорят, понтануться перед другими, чтобы все видели, что деньги именно в этой цыганской семье водятся и водятся не меньше, чем у других.
6.
[574x700]


7.
[700x672]


8.
[700x675]


9.
[700x680]


10.
[700x518]


11.
[700x566]


12.
[700x551]


13.
[521x700]


14.
[700x667]


15.
[700x525]


16.
[700x525]


17.
[581x700]


18.
[700x582]


19.
[700x525]


20.
[700x525]


К туристам сорокские цыгане уже привыкли. Когда мы выбрались из маршрутки и пошли по главной улице Цыганской горы, то не встретили никаких негативных эмоций в свой адрес. Не меньше десятка цыганских мужчин столпились в самом начале улицы и о чем-то громко судачили. О чем? Да, Бог их знает, судачили-то по-цыгански. Кстати, насчет Бога. Все здешние цыгане, за редким исключением, - православные. Правда, ходят они в церковь или нет, история умалчивает. В их поселке ни одного храма мы не обнаружили.
21.
[700x608]


22.
[700x609]


23.
[700x621]


Дворцы, дворцы, дворцы... Правда, что касается, улиц, то здесь всё, как у цыган в нашем стереотипном понимании. Мы же наслышаны о них о каких? О неопрятных, о не всегда чистоплотных, верно? Вот улицы вовсю и подчеркивают их эту черту. Далеко не везде они даже асфальтированы, а часто вообще являют собой тропы, которые заканчиваются тупиками и пустырями с кучами мусора на обочинах и с бегающими по ним собаками.
24.
[700x525]


25.
[700x525]


26.
[700x525]


27.
[592x700]


28.
[700x627]


Впрочем, только улицы здесь и выглядят так неопрятно. В целом же, Цыганская гора производит впечатление очень мощного коттеджного поселка в процессе строительства. Сколько мы не ходили по нему, сколько не разглядывали цыганские замки, мы не нашли ни одного, который был бы достроен полностью.
29.
[581x700]


30.
[700x406]


31.
[700x525]


32.
[700x516]


33.
[546x700]


Строители.
34.
[700x465]


Строительный котелок.
35.
[566x700]


Почему так? Версий есть несколько.
Первая из них - денежная. Ее высказывают сами цыгане.
Общаться с цыганами оказалось очень легко. Несмотря на то, что к туристам они уже привыкли, мы для них все еще представляем интерес. Все-таки Молдова - страна не туристическая, а в Сороках наш брат - вообще редкость, да и то разве что летом. А потому стоило нам с кем-нибудь поздороваться, улыбнуться и задать сакраментальный вопрос: "Можно вас сфотографировать?" - как тут же затевался разговор с рассказами о жизни на Цыганской горе, о детях, о мужьях или женах, да вообще обо всем на свете.
Иона и его жену Маслину мы встретили на крыльце их собственного дома.
36.
[609x700]


Вообще, у здешних цыган по два имени: одно - цыганское, а второе - христианское и пользуются они ими одинаково часто. Ион по-христиански представился нам Иваном, а Маслина - Анной.
37.
[700x644]


Обоим за шестьдесят. Четверо уже взрослых детей, которые уехали в Москву на заработки, и восемь внуков. Но в Сороках живут они только вдвоем. Дом у Иона большой, кирпичный, с аркадами и, как водится, недостроенный. Сами живут в пристройке во дворе, но в пристройке очень добротной, которая сама по себе производит впечатление этакого нехиленького дома.
38.
[700x491]


Ион кивает на свое кирпичное многоэтажное детище:
- Уже шесть лет строю. Хочу детям оставить. Но быстро не получается, денег нужно много.
- Да, дети - это главное, им строим, - подключается к нашему разговору Маслина. - Вы ведь тоже там у себя всё для своих детей делаете, дома строите, машины покупаете, вот и мы так же!
Очень много цыгане на Цыганской горе живут в пристройках.
39.
[700x503]


40.
[700x460]


Кстати, интересно, но поговорить на тему, что "мы тоже так делаем", любят многие цыгане. В крови у них это, что ли? Хотя с точки зрения психологии, понять их вполне можно: если кого-то постоянно осуждают, считают, что он живет не так, как другие, и вообще, неправильно, наступает момент, когда ему хочется убедить всех, что и он такой же, как все. Но тот ли это случай у здешних цыган, я не могу сказать со стопроцентной уверенностью: стремление ли это доказать другим, не таким, как они, свое право на место под солнцем, или просто желание, чтобы все именно так думали? Кто знает...
Женщина средних лет в ярко-красной кофте и золотистом платке, повязанным чисто по-цыгански узлом назад подметает ступени на крыльце. Ее зовут Преда - румынская цыганка во всех поколениях, переехала в Сороки маленькой девочкой в 1956 году. С тех пор здесь и живет, вышла замуж, родила четверых детей. На наше предложение сфотографироваться, тут же соглашается, перевязывает платок, прихорашивается, замирает в фотогеничной позе. Я щелкаю фотокамерой, и вдруг за спиной слышу голос.
- Что тут такое происходит?
Пока мы знакомились с Предой, к ней заглянул брат ее мужа - солидный мужчина с полным ртом золотых зубов и с пакетом булочек. Узнав, в чем дело, он тоже встает на крыльцо рядом с Предой и тоже замирает в фотогеничной позе:
- Ну-ка, теперь нас вместе!
Затем смотрит результат на цифровом экране фотокамеры:
- Нет, тут у меня подбородок висит. Давай еще раз!
41.
[482x700]


Я перефотографирую Сергея (он решил представиться нам этим именем), а заодно и расспрашиваю. Он тоже, сколько себя помнит, живет на Цыганской горе, тоже, как и все, строит дом для детей. Какой дом? Большой, просторный, с центральным газовым отоплением, водой, электричеством. Только, вот, дорого очень. Когда газ балонный, еще куда не шло, а когда магистраль...
Мы спрашиваем, чем занимается Сергей, что есть такая возможность развернуть строительство?
- Ворую, конечно! - смеется он в ответ.
- Да чем мы занимаемся? - присоединяется к разговору Преда. - Торговлей. Туда-сюда. К вам в Россию ездим. У вас же сейчас тоже все торговлей занимаются. Вот и мы!
Ее дети в России. Да и вообще, многие сорокские цыгане сейчас в России. Там жить удобнее, есть больше возможностей развернуться и заработать. У многих в Москве и в Подмосковье свои квартиры, дома, машины (кстати, во дворах на Цыганской горе мы своими глазами видели несколько машин с московскими номерами), никакого кочевого образа жизни эти цыгане уже не ведут. А на Пасху и на Рождество они приезжают в Сороки, и тогда поселок оживает, людей здесь становится в разы больше - не так, как сейчас, когда большинство домов закрыто на висячие амбарные замки.
- Передавайте спасибо Путину и этому... как его... второму... - Сергей мнется, вспоминая.
- Медведеву? - подсказываем мы.
- Да, точно, Медведеву! Если бы не они, то мы бы так не жили!
Впрочем в поселке на Цыганской горе стоят не только многоэтажные дворцы. Есть и домики попроще, есть и совсем бедные. Женщина пенсионного возраста идет по тропинке в гости к своей приятельнице, мы останавливаем ее, знакомимся. Люба. Цыганка не из местных. Приехала подработать. Как? Очень просто. Сидит с престарелой матерью одного богатого хозяина.
42.
[525x700]


Матери уже много лет.
- Видно, скоро ей на покой. Как умрет, рассчитаюсь и поеду домой, к сыну, уже полгода его не видела, - делится она с нами.
Сын у нее не в России - в Молдавии, живут бедно, но ведь своя же кровинушка!..
Но перейдем ко второй версии того, почему здешние цыгане не достраивают свои дворцы, - казусы налогообложения.
Разумеется, налоги - это вещь, которая вряд ли кого-то приводит в восторг. Сорокские цыгане не исключение. Не знаю, насколько это правда, но я слышала, что принцип налогообложения в Молдове построен по примеру ближневосточного. То есть, если жилой дом не достроен, то сумма налогов одна, если же он возведен и до конца облагорожен, то совсем другая и гораздо большая. Именно поэтому, сорокские цыгане оставляют недостроенным один этаж или крышу и платят налоги по минимуму.
И, наконец, третья версия - криминальная. Ею с нами поделился таксист-молдаванин, с которым мы договорились, чтобы он отвез нас посмотреть деревню каменщиков. На наши расспросы, он сказал сразу, что с цыганами другие жители Сороков стараются контактов не заводить и относятся к ним с осторожностью. Почему? Потому что "ничего хорошего от них ждать нельзя".
- Вы думаете, откуда у них столько денег на строительство? От торговли наркотиками! Их дворцы - это лишь пыль в глаза. На самом деле, даже, если какой-то дом внешне выглядит, как готовый, они в нем не живут, все эти хоромы служат для другого. В подвалах своих домов цыгане хранят наркоту. Торгуют тоже там. Обычно обустраивают они одну-единственную комнату. В ней и ведут дела, принимают скупщиков, поставщиков, в общем, всех тех, кто завязан на этом бизнесе. Грустно то, что у нас в Сороках об этом все знают, но ничего поделать не могут, не хотят связываться с их главным цыганским бароном. Он - страшный человек, с огромными деньгами и связями. С таким лучше не иметь ничего общего.
Цыганский барон оказался человеком, по крайней мере, действительно с деньгами. Правда, лично с ним нам, к сожалению, познакомиться не удалось - его в тот день не было на Цыганской горе. Но о десяти дворцах, которые он построил в ряд на одной улице для своих десяти дочерей, в городе говорят многие. И что, как не они, лучше всего могут убедить в его платежеспособности! Но даже несмотря на этот факт, версия таксиста, как и две предыдущие, не кажутся мне стопроцентно верными. Может, и занимается кто-то из местных цыган наркобизнесом, даже наверняка не без этого, но вряд ли им занимаются поголовно все и поголовно здесь. Ведь цыганские дворцы стояли на горе уже в советские годы, и подвалы в них были точно такие же, как теперь, а вот наркотики настолько популярными, как сейчас, в ту пору еще не стали.
С горы вниз мы спускались пешком. Постепенно дворцы сменились обычными домами, а дома вскоре и вовсе городскими пятиэтажками. Мы снова оказались в центре Сороки, в спокойном районе, где о цыганах было почти неслышно...
43.
[700x525]
В Сороках мы жили в отеле "Central", ели в кафе при отеле "Nistru".
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2011 год, ноябрь:

Сороки. Бедный и злополучный?
Кишинев. Что можно посмотреть в городе?
Кишинев. Жизнь по-молдавски
Комрат. Маленькая и гордая Гагаузия
Вилково. К Нулевому километру
Вилково. Лягушки из Украинской Венеции
Усатово. По болоту на Камышовом трамвае
Нерубайское. Под землю к партизанам
Одесса. Ося и Киса были здесь!
Одесса. В 7.40 он приехал...
Одесса. Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах!
По главным одесским улочкам
Одесса. Театр оперы и балета. Самый второй!
Одесса. Смакота с Привоза
Одесса. Что может быть душевнее двориков с котами?
Фотообзор: Бессарабские приключения
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Цыганочка с выходом | simazin - Дневник simazin | Лента друзей simazin / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»