Напутствия первокласснику
/начало здесь:http://www.liveinternet.ru/users/nataliya_kulisch/blog#post182963959/
Слушай учительницу
Крайне дестабилизирует (проще говоря, вызывает растерянность) ребенка даже не содержащее в себе внутренней угрозы, простое и доброе воззвание родителей:
- Будь внимателен! Слушай учительницу! Учись хорошенько! (без рассмотренного выше "... иначе будет плохо...")
Одно дело, если вы научите ребенка быть внимательным. Совсем другое - если просто повысите его тревожность непонятной для него задачей.
Одна шестилетняя девочка полола грядку. Получалось так себе. Проходя мимо, взрослые несколько раз останавливались и говорили:
- Серафима, не стараешься! Нужно стараться!
В очередной раз увидев, что наставление не возымело действия, ребенка решили наказать. Но в этот момент мама Серафимы увидела в растерянных глазах дочки, что та просто не знает, чего именно от нее хотят! Она присела рядом:
- Смотри, рукава нужно засучить, чтобы не мешали, вот так. Траву рвать обеими руками, и напрягать при этом
руки - вот здесь. Чувствуешь, какими они делаются крепкими? И потом складывать траву вот сюда, кучкой. Когда руки устанут, потрясешь ими вот так, они расслабятся, и ты снова сможешь работать.
Все! Просто? Просто. Так научите своего первоклассника заранее, как конкретно нужно быть внимательным. Дайте ему технологию, как это сделала мама Серафимы.
Тогда у вас будут основания полагать, что вы говорите на одном языке, что ваш ребенок понимает, чего вы от него хотите, и как он этого может достичь. Или уж промолчите, что ли... Потому что отреагировать на ваше напутствие "будь внимательным" ребенку просто невозможно. Хорошо, если он просто пропустит его мимо ушей. Хорошо? Нет, я оговорилась. Это вовсе не хорошо. Это очень плохо - это начало привычки пропускать мимо ушей ваши слова - как докучливое жужжание, как неосмысленный фон, как нечто привычно журчащее, но погоды не делающее. Вам это надо?
Но может быть вариант и еще худший: "Мама сказала на прощанье, чтобы я был внимательным. Значит, она хочет, чтобы я был внимательным. Я буду внимательным. Я буду очень-очень внимательным. Я ничего не пропущу из слов учительницы. Что-то она сказала сейчас. Что? Я пропустил! Я прослушал! Какой ужас! Мама же просила меня быть внимательным! Я подвожу маму. Я делаю что-то не то..." И так далее. Тем временем снаружи, в реальном мире что-то происходит, учительница что-то говорит, другие детки как-то реагируют. А ваш бедный ребенок все пытается "быть внимательным".
[300x300]
У тебя способности, ты обязательно будешь отличником!
Очень травмируют родительские ожидания, высказанные ребенку: "Ты должна хорошо учиться, ты должен себя хорошо вести, у тебя способности к математике, поэтому будешь по математике учиться только на пять". Ужасно, когда родители вешают на детей собственные разочарования и ответственность за несложившуюся жизнь: "Я не мог учиться, так уж ты выучись, сынок!" Ребенок не может ни учиться, ни жить для вас и за вас - только за себя.
- Но послушайте, уважаемый Психолог, может быть, отцу действительно пришлось пойти работать вместо института? Почему бы сыну об этом не знать?
- Знать ребенку об этом не грех. Грех взваливать на него обязанность выполнить невыполненное отцом.
- А как правильно?
- Правильно сказать: "Мой отец, твой дед, рано умер. Я не смог выучиться, хотя и хотел. Но я, слава Богу, жив-здоров, работаю и могу заработать тебе на учебу. И если ты захочешь учиться, я сделаю все, чтобы помочь тебе".
- А если он бездельник, если бездарь? Если не хочет в институт, а хочет в конюхи?
- Тогда он волен выбрать другой путь. Свой. Приятно, когда твой ребенок успешен, радует тебя, когда все гладко и хорошо, но много ли семей, где жизнь идет безоблачно и просто? Я таких не знаю. Поэтому важно разделить то, чего хотелось бы мне, родителю, и то, каким путем реально идет мое чадо.
Авторы: A.Гиппиуc и C.Maгид
http://adalin.mospsy.ru/l_02_00/l_02015.shtml