• Авторизация


Сказания древней Руси 22-01-2010 18:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


СКАЗАНИЕ О НЕВИДИМОМ ГРАДЕ КИТЕЖЕ

В заволжскихлесах есть озеро под названием Светлояр.Озеро невелико, но глубина его - до тридцати метров, и уровень воды всегда s одинаковый, что летом, что весной в паводок. Зимой на озере намерзает особый "кружевной" лед. Светлоярская вода необыкновенно чиста, прозрачна и облада-ет целебными свойствами. Местные жители говорят: "Пей воду прямо из озера - не бойся, несидомой -месяцами будет стоять, не испортится".М.М. Пришвин, побывав на Светлояре, писал в очерке "Светлое озеро": "...глянуло наменяизлеса спокойное,чистоеоко. Светлое озеро -чашасвятой воды в зеленой зубчатой раме".Здесь, на берегу озера Светлояр, возникло сказание о невидимом граде Китеже.В сказании говорится, что в давние времена великий князь Георгий Всеволодович поставил на берегу Волги город Малый Китеж или Городец, а затем, переправившись - через речки Узолу, Санду и Керженец, пришел к реке Людне, берущей начало из озера Светлояр.Места там были красивые, обжитые, и князь, "по умолению жителей", построил на берегу Светлояра город Китеж Великий, но сам в нем не остался, а вернулся в Малый Китеж.Вэто время, "как темныетучи по небу", на Русьдвинулись полчища татаро-монгол под предводительством хана Батыя. Враги подошли к Малому Китежу и взяли город приступом, перебив почти всех его защитников.
Князю Георгию Всеволодовичу с остатками войска удалось скрыться в лесах. Тайными тропами ушел он в Китеж Великий, чтобы собрать там новые силы.Батый не смог отыскать следов князя и стал "примучивать" пленных жителей Малого Китежа, желая узнать дорогу, по которой ушел князь. Один из пленных "не смог мук стерпети" и провел Батыя лесом к Великому Китежу.Татары осадили город, но вдруг, Божьим соизволением, Китеж стал невидим.Устрашенные свершившимся чудом, враги бежали.О том, как именно Господь сберег от врагов Китеж, в народе рассказывают по-разному.Одни говорят, что город по-прежнему стоит на своем месте, но только никто его не видит, другие - что город скрылся под высокими холмами, окружающими Светлояр. Писатель В.Г. Короленко, побывавший на Светлояре в конце XIX века, записал такой рассказ местного старого рыбака:"(...) наше, брат, место не простое... Не-ет... Не простое... Тебе вот кажет: озеро, болотина, горы... Асущество тут совсем другое. На этих вот на горах (он указал на холмы), сказывают, быть церквам. Этто во, где часовня, - собор у них стоит Пречистого Спаса. Арядом, на другом-те холме - Благовещение. Тут в стары годы береза стояла, так на са-амой, выходит, на церковной главе".По третьей версии, город вместе с жителями опустился на дно озера Светлояр. В нем по-прежнему живут люди, ииногда из-под водыдоносится звонкитеж-ских колоколов.Сказание о невидимом граде Китеже долгое время существовало в устной форме, передаваясь из поколения в поколение.В XVII веке в лесах Заволжья стали возникать раскольничьи скиты - тайные поселения приверженцев "старой веры", не признаваемой официальной церковью. Именно раскольники в XVIII веке впервые записали сказание о Китеже в сочинении "Книга, глаголемая Летописец".В изложении раскольников сказание приобрело ярко выраженный религиозный характер. В их представлении, подводный город - это монастырь, в котором живут праведные старцы, а видеть Китеж и слышать китежские звоны могут только люди, истинно верующие.Со временем озеро Светлояр стало местом паломничества для верующих. В.Г. Короленко рассказывал: "Сходятся на берегу Светлояра толпы людей, стремящихся хоть на короткое время отряхнуть с себя обманчивую суету суети заглянуть за таинственные грани. Здесь, в тени деревьев, под открытым небом день и ночь слышно пение, звучит (...) чтение нараспев, кипят споры об истинной вере. Ана закатных сумерках и в синей тьме летнего вечера мелькают огни между деревьями, по берегам и на воде. Благочестивые люди на коленях трижды ползут кругом озера, потом пускают на щепках остатки свечей на воду, и припадают к земле, и слушают.

Усталые, между двумя мирами, при огнях на небе и на воде, они отдаются баюкающему колыханию берегов и невнятному дальнему звону... И порой замирают, ничего уже не видя и не слыша из окружающего. Глаза точно ослепли для нашего мира, но прозрели для мира нездешнего. Лицо прояснилось, на нем "блаженная" блуждающая улыбка и - слезы... А кругом стоят и смотрят с удивлением те, кто стремился, но не удостоился по маловерию... И со страхом качают головами. Значит, он есть, этот другой мир, невидимый, но настоящий. Сами не видели, но видели видящих..."Вера в реальное существование невидимого града сохранялась в окрестностях Светлояра и в более поздние времена. В1982 году фольклористы записали рассказ местной жительницы: "Люди рассказывают, что где-то на середине озера есть дырка - неочень уж большая - ну вроде каксковш будет. Только найти ее очень трудно. Зимой лед на Светлояре бывает чистый-чистый. Так надо прийти, разгрести снег, и можно посмотреть, что там надне делается. Атам, говорят, всякие чудеса: дома белокаменные стоят, деревья растут, колокольни, церкви, рубленные терема, люди живые ходят... Только не всякому покажется, не всякий эту дырку найти сможет".В конце 1930-х годов от некоего старика Маркелова была записана такая история. Жил у них в селе "мужик, смелой такой". Этот смелый мужик заинтересовался норой, которую обнаружил под корнями поваленной березы, - и полез туда. "Лез-лез, потом видит место светлое, и на том месте сидят старцы светлоликие и дела крестьянские разбирают. И он своего деда узнал, а дед ему пригрозил клюкой, не велел больше лезть".Другой местный житель в 1982 году рассказывал со слов своего отца, кактот "в граде Китиже бывал - накормили его там, денег дали". Отец рассказчика "ходил в извоз", и вот однажде его подрядили с обозом отвезти мешки с зерном. "И тронулся обоз. Только на тракт вышли - стемнело. Уж не знаю, сколько часов ехали и куда, только видят - ворота тесовые. Вроде как монастырь. Въезжают. Темнотам, какие-то дома стоят. Пока разгружали обоз, всех провели в дом, накормили, дали денег - и щедро. А перед рассветом ворота отворили, и поехал обоз, уже пустой, назад... Где же они ночью были? (...)

Пока судили-рядили, обернулись -аворот-то уж никакихнет".Рассказы о том, как китежане покупали у крестьян хлеб, местными жителями воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Один рассказчик уточняет: "Хлеб китежские старцы у вятских покупали". Другой приводит случай "с одним вятичем", который "привез из своего Вятского края на базар в село Вос-кресенское рожь продавать. И вот (...) подошел к нему старичок седенький, посмотрел зерно, попробовал на зуб и говорит: "Я куплю у тебя весь воз ржи (...). Только я попрошутебя, добрый человек, отвезихлебец-то кнам во Владимирское. Я тебе за это лишнюю плату за каждый мешокдам". Вятич согласился. Возле Владимирского (ближайшего села от Светлояра) он увидел монастырь. Монахи встретили его, помогли ссыпать зерно в амбар. Получив плату, вятич поехал обратно. "Отъехал сколько-то от озера, остановился и хотел помолиться на монастырь за удачу с продажей. Оглянулся назад -а монастыря-то и нет". (Запись 1974 года.)Местным жителям, по их словам, известны случаи, когда китежане помогали людям в самых обыденных делах. "Помнится, мне, еще мальцу, бабушка рассказывала про то, что жил тут в деревне у озера - во Владимирском или в Шадрине, что ли, старик один. Так вот, пошел тот старик как-товлес за грибами. (...) Ходил-ходил, и все без толку - ни одного грибочка нет! Умаялся старик, устал. И вот сел он на пенек, отдохнуть захотелось. (...) Обидно ему, что много обошел, а сбора никакого нет. Тут и подумалось ему что-то: "Хоть бы старички китежские помогли". Не успел подумать, как дремота на него напала. (...) Через какое-то время проснулся старик, открыл глаза, глянул в корзину - и глазам своим не верит: в ней до краев грибы. Да еще какие - один к одному, да все белые!"Сказание о Китеже нередко сравнивают с легендой об Атлантиде. Историчность невидимого града (также, как и Атлантиды) неоднократно пытались доказать или опровергнуть.

С середины XIX века сказание о Китеже стало объектом исследований. Оно вызывало интерес у самых разных специалистов - фольклористов, литературоведов, историков, археологов. На Светлояр не раз снаряжались научные экспедиции . В 50-70-х годах XX века было установлено, что озеро Светлояр образовалось в результате "провала" - внезапного, сильного сдвига почвы, причем это произошло приблизительно в то время, к которому легенда относит исчезновение Китежа. На дне озера была обнаружена некая "аномалия" - полуметровый слой полужидкой породы, в которой во множестве присутствуют обломки древесины. Экспертиза показала, что на этих обломках "имеются следы режущих орудий", то есть они обработаны руками человека.Поэтический образ града Китежа вдохновлял многих поэтов, художников, композиторов. О Китеже писали Максимилиан Волошин, Николай Клюев, Сергей Городецкий. НА. Римский-Корсаков написал знаменитую оперу "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", Н.К. Рерих создал живописное панно-занавес для этой оперы -"Сеча при Керженце".Легенда о граде Китеже - чудесно спасенном Богом от разорения врагами, укрываемом и сберегаемом до лучших времен, когда он вновьявится миру, сохранив древний корень, древнюю веру и правду - одна из самых заветных легенд русского народа, втечение веков подвергавшегося нашествиям внешних врагов.
 (98x98, 7Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Сказания древней Руси | VERA_NIKA_A - дневник | Лента друзей VERA_NIKA_A / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»