Осторожно идём с котом.
Не глядим никуда мы вдвоём.
Осторожно идём...
Олег Даль
Олег Иванович Даль (25 мая 1941, Москва - 3 марта, 1981, Киев) - выдающийся советский актёр театра и кино ( Википедия). Автор стихотворений и театральных постановок.
Герои Олега Даля узнаваемы и своеобразны. Актёру была свойственна необычайная широта творческого диапазона от детской сказки до трагедии. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра.
Актёр был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", у Гайдая в "Инкогнито из Петербурга". В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Александр Митта, Михаил Козаков. Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме "Земля Санникова", хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.
Даль позволял себе поступки, которые трудно понять, не зная причин, их вызвавших. Он мог внезапно уйти из театра и бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе с Ефремовым и с Эфросом в театре на Малой Бронной.
В то же время о роли Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» Даль мечтал ещё с того времени, когда впервые прочитал пьесу Вампилова и считал её своей. Также трепетно он относился к образу Печорина в телевизионном спектакле «По страницам журнала Печорина» (постановка Эфроса).
По мнению Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра. Эдвард Радзинский так отзывался о нём:
Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…
Вениамин Каверин писал о творчестве Даля:
Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своем собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен.
и ещё один интересный взгляд на Олега Даля и его творчество:
Олег Даль – зараженный вирусом Совершенства
Олег Даль походил на тех немного сумасшедших художников-авангардистов, которые жили на Монмартре в конце 19 века. Такой же взбалмошный, капризный и невероятно дотошный во всем, что казалось театра и кино, он требовал от себя и других совершенства, не меньше. Его стремление к идеалу походило на манию. Если он не мог жить своим персонажем, не мог влезть в кафтан чужой судьбы - он даже не старался.
Но, как и многие творческие увлекающиеся личности, Даль был полон сиюминутных причуд и совершенно алогичных мыслей. Его биография - удивительный клубок событий и эмоций, которые порой подменяли друг друга.
Он отказывался от ролей, покидал театры, создавал на сцене и в кино такие образы, которые сам затем называл «нелепейшей стряпней»; пытался стать режиссером, внезапно исчезал со съемочной площадки и бросал роли, скандалил из-за плохо сидящего костюма, доводил режиссеров до истерики своими выходками или, наоборот, заставлял всю съемочную группу надрывать животы от смеха.... Пожалуй, противоречий, соседствующих в душе Олега Даля, с лихвой хватило бы на десяток людей.
Даль являл собой тот образчик богемных денди, которые приводили в восторг молодежь и в ужас - людей пуританских взглядов. Его экстравагантная манера одеваться, лучистые глаза, ранимость, изящно-элегантные манеры и при этом потрясающая твердость суждений и гордая походка делали его человеком, по меньшей мере, неординарным.
Его болезненная тяга к совершенству играла с ним порой злые шутки. Олег Даль несколько раз менял театры. Вначале он работал в «Современнике», уходил оттуда и снова возвращался, репетировал во МХАТе под руководством Олега Ефремова, играл в Ленкоме, в Театре на Малой Бронной и в Малом театре... Однако за всю свою жизнь он так и не сыграл в театре ни одной главной роли. Между тем земля полнилась слухами и легендами о «гениальном театральном актере Олеге Дале».
То же происходило и в кинематографе. Он одинаково сногсшибательно играл и романтических наивных героев, и разведчиков, и несправедливо приговоренных к смерти. А кто не знает Шута из «Короля лир» в исполнении Даля? Кому неизвестен принц Флоризель?
Кинематограф стал для Олега практически всем. Благодаря ему Даль нашел свою любимую женщину, открыл в себе сотни новых граней, которые и воплощал на сцене, и даже исполнил мечту своей юности - сыграл лермонтовского Печорина («По страницам журнала Печорина»). Он так долго и самозабвенно желал этого, что во многом сам превратился в этого героя. Точно так же он был горд, точно так же не мог идти на компромиссы со своей совестью, и совершенно так же мир отвергал человека, не желающего вписываться в установленные рамки. Так, из-за отказа Даля сниматься в киноленте «Экипаж» руководство «Мосфильма» запретило снимать Олега в течении трех лет. Сам же актер не знал об этом еще долгое время.
Как и все личности, насквозь пропитанные тем духом творчества, которое не позволяет что-то делать плохо, он мечтал обо всем, причем сразу. Сниматься и снимать (для чего даже пошел на Высшие режиссерские курсы во ВГИК), созидать и разрушать... Для кого-то он был неврастеником, но для кого-то - гением. И последних много больше.
Однако такие творческие амбиции буквально высосали душевные силы О.Даля. К концу восьмидесятых в нем что-то сломалось. Умер Владимир Высоцкий - его друг и некогда коллега («Земля Санникова»), после чего в нем словно погнулся внутренний стержень. Олег начал чаще думать и говорить о смерти. Видимо, как и многие творческие личности, которые так и не смогли приспособиться к суровым реалиям этого мира, он предчувствовал собственную смерть. Была ли в этом доля позерства или чудовищная безысходность - вряд ли можно сказать сейчас. Но однажды утром Даль сказал своей жене: «Мне снился Володя. Он меня зовет».
Тут неуместны громкие фразы о «начале конца» и прочие пафосные заявления, однако Олег Иванович действительно больше почти не снимался, все больше пребывал в состоянии задумчивом и отрешенном.
1 марта 1981 года советский Печорин поехал на Украину - сниматься в лирической комедии...
Теперь талант человека, положившего свою жизнь на алтарь Красоты и Совершенства, пылится на полках с грустным названием «Ретро». Поколение за поколением память о нем угасает, обращаясь в выцветшие фотографии и переведенные в DVD-формат фильмы. Такого ли хотел достигнуть Олег Даль, когда терпел несправедливый бойкот «Мосфильма»? К этому ли стремился, дубль за дублем ломая себя и перевоплощаясь в вымышленного персонажа?.. Впрочем, как ни грустно, такая судьба ждет всех «лишних людей», которым стал Олег Даль, уподобляясь своему любимому герою. Забвение. Забвение, которое мы можем только отсрочить...
Влада Гриневски
и всё-таки закончить мне хочется чем-то иным... ибо такие , как Олег Даль не будут преданы забвению
Однажды Олег Даль записал в дневнике: «Как стать единственным? Где неповторимость? В чем она?» Может быть всё началось с этого?
Из дневниковой записи 1972 года: «Писатель — как священник... Даже если ваш отец умирает — и вы с разбитым сердцем стоите у его постели, то и тогда вы должны запоминать каждую мелочь, как бы это ни было больно». Все это сказал Хемингуэй, и, если заменить в его словах «писатель» на «артист», все это точно отнесется к моей профессии. Это верно и честно, и в этом нет ничего героического и тем более сверхъестественного».
«Что есть — ТЕАТР?» — спрашивал он себя.
И отвечал:
«РАЗНОСТЬ ТЕМПА И РИТМА».
«Почему мы узнаем о ритме только в момент его слияния, столкновения с темпом?
Можно ли играть Ритм?
Или его можно только ощущать?
Как его найти и ощутить?
Не поможет ли в данном случае ТЕМП?
То, что эти два явления взаимосвязаны, в этом нет сомнений.
Грубо говоря, ТЕМП —ФОРМА, РИТМ — СОДЕРЖАНИЕ.
...Нужен пример. Опыт. Жизнь. Практика».
У него была жизнь. И — опыт обдумывания. Он знал, что такое глубокая печаль и глубокий звук. Он падал в них, как в глубокий колодец...
Отсюда его неповторимость и единственность.
И как следствие — одиночество.
Он был безнадежно одинок в своей профессиональной среде.
Как говорит А.К.М.: «Пища для гения готовится на кострах одиночества».
В конце июня 1979 года записал в дневнике молитву:
«Господи, дай мне душевный покой, чтобы принимать то, чего я не могу изменить, мужество изменять то, что могу, и мудрость — всегда отличать одно от другого!»
Где-то за полгода до смерти Высоцкого сказал: «Сначала уйдет Володя, а потом я...»
Высоцкого не стало в июле 1980 года, а Даля — 3 марта 1981-го.
Запись октября 1980 года:
«Стал думать часто о смерти.
Удручает никчемность.
Но хочется драться. Жестоко.
Если уж уходить, то уходить в неистовой драке.
Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю.
Главное — с д е л а т ь ! ! !»
Олег Даль был не только гениальныи артистом, в нём жила и поэзия...
В. Высоцкому, брату. Монино. январь 1981.
Сейчас я вспоминаю...
Мы прощались... Навсегда...
Сейчас я понял... Понимаю...
Разорванность следа...
Начало мая...
Спотыкаюсь...
Слова, слова, слова.
Сорока бьёт хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей.
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей.
Покой-покой...
И одиночество, и злоба.
И плачу я во сне и просыпаюсь...
Обида - серебристый месяц.
Клеймённость - горя проба.
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь,
Держа в руках разорванное сердце...
Ночной путь.
* * *
зима. Монино 1981.
Помоги и спаси,
О, Господи.
Сбереги и укрой,
О, Господи.
Мягким снегом меня занеси, Господи.
И глаза свои не закрой, Господи.
Погляди на меня,
О, Господи.
Вот я весь пред тобой
О, Господи.
Я живу не клянясь,
О, Господи.
Подари мне покой,О, господи
Его жизнь, его Путь , его судьба многому учат и на многое открывают глаза... И всё же , Олег Даль выполнил своё предназначение, как и Владимир Высоцкий) Или Вы иного мнения?
и в заключение...
Из цикла “Прогулки с котом”
Осторожно идём с котом.
Не глядим никуда мы вдвоём.
Осторожно идём...Вечер будут опять темнеть,
Ветер будет опять шуметь
Мы идём...Мы идём с ним опять, опять
В тёмный вечер идём гулять
Мы вдвоём...Фонари нам и так, и сяк
Зажигают они огни.
Мы с котом никуда, впросак,
Улыбаются нам они.Это что за тень у кота
Длиннолапыий у хвоста
И за ним ползёт?..Фонари ушли и огни
Задрапировали они.
Тишина.
Синева.И идём мы опять вдвоём
Переулком идём молчком
Вот и дом...Кот идёт, хвост несёт трубой.
Он ведёт меня за собой.
Мы пришли...Улыбнулся в окно фонарь.
Кот прилёг у окна как встарь.
На меня глядит...Завтра снова пойдём опять
Мы с котом фонарей ругать.
Вдвоём...Тишина всё густей, густей
Кот почти исчезает в ней...
Этот абрис чей?..Фонаря?..
Иль кота?..Тишина.
уже был закончен пост, но мне повезло, благодаря smotrikino увидеть фильм , которым хочется с Вами поделиться
Олег Даль. Между прошлым и будущим (ТВ Центр) 2011.05.24
___________________________________________________
А также читайте ещё один пост об Олеге Дале, публиковавшийся ранее в сообществе:
ОЛЕГ ДАЛЬ. Наедине с тобою, брат. Моноспектакль.