У Достоевского есть такой роман о прежней русской жизни:
«Бедные люди». Теперь русские, пройдя через ад ХХ века
и в большинстве оставшись бедными, скорее — страшные
люди. Страшные не «по-человечески», а, скажем так,
метафизически. Да, обаятельные даже в бандитизме и
пьянстве, как брат Витя. Да, душевные и вообще клёвые,
как брат Даня. Порой пленительные. Но при этом, повторяю
— страшные. Причём неизвестно, кто страшнее: просто
киллер Витя со своей дикарской верой в силу денег, или
киллер-идеалист Даня со своей русской правдой. Ибо они
именно БРАТЬЯ. Вот это и есть вопрос, оставленный нам
Алексеем Балабановым.
Его фильм оказался культурной миной замедленного действия,
чей смысловой потенциал раскрылся в полной мере лишь
теперь, когда «москаль», стреляющий в «хохла» становится
военно-политической реальностью, а российские политологи,
с виду вполне нормальные, призывают нас возводить новый
«железный занавес» и не бояться международной изоляции.
Песня «Гуд бай, Америка», звучащая в финале «Брата-2»,
стала пророчеством о великом разводе путинской России
с Западом. Пограничное состояние сейчас на всю страну
транслирует телевизор в лице Дмитрия Киселёва,
пообещавшегоАмерике ядерный «кирдык». Ещё чуть-чуть
и с думской трибуны заявят, что сила — у нас, ибо с нами
— правда божья, не говоря уже о боеголовках, освящённых
лично патриархом. Того и гляди, наш политический
истеблишмент усвоит лексикон иранских правдоискателей,
назвав США и ЕС большим и малым шайтаном
соответственно. Да что там говорить, если самого
президента РФ мир заподозрил в пограничном состоянии!
Однако надо признать, основания для этих подозрений
появились ещё тогда, когда будущий президент-
«пограничник» произнёс волшебное слово «мочить»...
Путин — это, скажем грубо, Витя и Даня в одном лице.
Он и деньги уважает, и «за правду» стоит. Особо
страшное, непостижимо русское сочетание. Подобно
братьям Багровым, которые, всё посылая на хер,
утверждали в Америке свою справедливость, Путин
топчет международное право, будучи предвестником
совершенно новых, сумеречных времён. Россия —
родина и источник «апокалипсиса».
Правы те, кто говорил, что именно здесь-то и родится «антихрист».
Земной рай — извечный русский проект — так и не состоялся, зато
нам вполне может удаться проект земного ада. И вот это чёрное
солнце грядущего хаоса, чёрную дыру зовущей бездны, её трепет
и нарастание в русской душе гениально почувствовал Алексей Балабанов.
Если Сальвадор Дали когда-то написал картину «Предчувствие
гражданской войны», то Балабанов вполне мог бы назвать свой
фильм «Предчувствие МИРОВОЙ войны». А ещё лучше —
«Мировой Кирдык».
Балабанов, конечно же, недооценён. Он выступил пророком
МИРА ИНОГО — двусмысленное звучание в данном случае
уместно.
http://rufabula.com/articles/2014/04/04/scary-people