• Авторизация


Булгаро – бурджанская проблема в свете арабо-персидских,армянских и визант.источников 11-03-2010 08:19 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

Статья С.И.Хамидуллина
      Живым представителем племени бурдж-оглы является башкирский род бурджан, населяющий юго-восток совремнной Башкирии - Бурзянский и Баймакский районы. Ниже я представляю свою статью, опубликованную в материалах коференции.

Булгаро – бурджанская проблема в свете
арабо-персидских, армянских и византийских источников

    В современной исторической науке сложилась традиция отождествления бурджан арабских источников с дунайскими булгарами. Этот посыл стал уже давно аксиомой, не нуждающейся в доказательствах, даже если некоторые источники прямо противоречат ему. Название бурджан в арабской письменной традиции имеет давнюю историю. Т.М. Калинина пишет, что «арабы называли имя бурджан начиная с IX века…Бурджан как придунайских булгар (а иногда смешивая их с волжскими булгарами) знал целый ряд арабо-персидских авторов» (1). В отечественной историографии традиция отождествления дунайских булгар с бурджанами берет свое начало с известной публикации А.Я. Гаркави, который утверждал: «…под Бурджан арабы разумели дунайских булгар» (2). Вывод Гаркави вполне логичен: аль-Фаргани (IX в.) помещает владение Бурджан где-то на Балканах, а другой арабский автор IX века аль-Хоррами пишет, что Македония, провинция Византийской империи, с юга ограничена «Сирийским» морем (т.е. Средиземное море), с запада – страной славян, с севера – страной Бурджан (3). Не имеет смысла перечислять многочисленные свидетельства, говорящие в пользу отождествления арабского термина «Бурджан» с Дунайской Булгарией. Между тем, тот же А.Я.Гаркави уже замечал нестыковки между этим отождествлением и данными других источников: «Правда, что у некоторых арабских географов есть путаница на счет бурджан, так, например, Йакут в Большом Словаре говорит, что это область Хазарии и что мусульмане нападали на нее во времена Османа» (4). Недоумение по поводу сообщения Йакута усиливается, если учесть, что, во-первых, халифат Османа длился с 644 по 656 годы, то есть когда Дунайской Булгарии еще не существовало, а во-вторых, арабы ни в это время, ни позже не вели сухопутных войн на Балканах. Поэтому Гаркави относит слова вышеназванного автора к числу недоразумений, которые нужно было как-то объяснить логически. Поэтому Маркварт заявил, что бурджаны идентичны также и северокавказским булгарам (5). В.В. Бартольд считал, что название бурджан можно распространять и на булгар волжских (6). Б.Н.Заходер (7), принимая эти отождествления, только недоумевает по поводу местоположения бурджан (читай: булгар) по данным аль-Казвини: «Бурджан – обширная страна в стороне севера. Краткость дня доходит там до четырех часов, а долгота ночи - до двадцати, и наоборот. Ее жители придерживаются веры магов и язычников. Они воюют со славянами. Они во многом похожи на франков. Они искусны в ремеслах и мореплавании». Поэтому, О.Б. Фролова выдвигает экзотическую гипотезу о тождестве бурджан и норманнов-викингов, предлагая читать «бурджан» как «лурман», «что соответствует названию северных захватчиков Испании в латинских хрониках - Lormanes» (8). А.П. Новосельцев пишет: «Необычен в данном случае этноним «бурджан», который в мусульманской литературе применялся к Дунайской Болгарии, тогда как северокавказские и волжские булгары названы булгар»(9). Вывод А.П.Новосельцева близок к истине. Термин бурджан, как мы покажем ниже, использовался применительно и к Северному Кавказу, но не обозначал булгар.
Не находя возможности примирить между собой содержания терминов «булгар» и «бурджан» арабо-персидской традиции, некоторые исследователи склонились к признанию термина «бурджан» следствием lapsus calami (10). В.В.Полосин перевел проблему в иную плоскость, предположив, что «булгар», «бургар», «бургаз» и «бурджан» представляют собой четыре разных написания этнонима булгар в арабской литературе, где третья согласная передает звук «г». Это вполне вероятное допущение: в диалектах арабского языка звуки «г» и «дж» часто чередуются. По его мнению, в слове «бурджан» третья согласная (арабская буква джим) передает, на самом деле, звук «г». Таким образом, правильнее будет читать не «бурджан», а «бурган». Но В.В. Полосин на этом не останавливается и тут же делает второе допущение: он предлагает также изменить последнюю букву в слове «бурган» и читать «бургар» (11). Словом, В.В. Полосин априорными допущениями свел историческую булгаро-бурджанскую проблему к вопросам филологии. Выходило, что народа-носителя этнонима бурджан вообще никогда не существовало и, что сам этот этноним был лишь результатом либо lapsus calami (по Т.Левицки), либо фонетических метаморфоз (по В. Полосину).
Ошибочность переноса указанной проблемы в область чистописания была очевидна еще В.В. Бартольду, который писал, что «чтение бурджан…подтверждается стихом, который приводит Якут». Трудно себе представить, чтобы несколько независимых друг от друга авторов или переписчики их сочинений допустили одинаковые ошибки или что механизм превращения звука «г» в «дж» и звука «н» в «р» при фиксации этнонима булгар действовал автоматически и в то же время избирательно: одни и те же лица, например Масуди или Казвини упоминают и бурджан и булгар в отдельности, причем в контексте синхронной исторической ситуации, не сомневаясь в том, что это разные народы. Почему, в одном случае фонетические превращения происходят, а в другом - нет, так и осталось загадкой. Отрицание существования этноса под названием бурджан так же опровергается данными этнографии. В родоплеменной номенклатуре башкирского народа существует поколение бурджан – живой представитель некогда могущественного народа.
Имеющиеся в нашем распоряжении данные говорят в пользу существования страны Бурджан. Ибн Хордадбех писал: « Владыки, которых Ардашир называл шахами: Бузург Кушан-шах, Килан-шах, Буз Ардаширан-шах, что значит [владыка] Мосула, Майсан-шах, Бузург Арманийан-шах, Азарбазган-шах, Сиджистан-шах, Марв-шах, Карман-шах, Бадашваркар-шах, Йаман-шах, Тазийан-шах, Казаш-шах, Бурджан-шах, Амукан-шах, Сабийан-шах, Мушкиздан-шах (в Хурасане), Аллан-шах (в Мугане), Барашкан-шах (в Азербайджане), Куфс-шах (в Кирмане), Макран-шах (в ас-Синде), Туран-шах (в [стране] тюрок), Хиндуван-шах, Кабулан-шах, Ширйан-шах (в Азербайджане), Райхан-шах (из ал-Хинда), Гиган-шах (в ас-Синде), Балашаджан-шах, Давархан-шах (в стране ад-Давар), Нахшабан-шах, Кашмиран-шах, Бакардан-шах, Кузафат-шах — все это имена владык» (12). Как видно из списка, Сасанидский шаханшах Ардашир считал Бурджан-шаха независимым правителем наряду с царями Армении, Азербайджана, Ширвана, Алании, Кушании, Турана. Вопрос только в том, где находилось царство Бурджан? Йакут аль – Хамави, как говорилось выше, считал Бурджан областью Хазарии, на которую нападали арабы в правление Османа. В 32 г.х. (652/653 гг.) полководец Абд ар-Рахман ибн Раби’а и его брат Салман организовали большой поход на территорию Хазарии. Ал-Куфи пишет: «Он (то есть Салман) достиг одного из хазарских городов, который назывался Йаргу…» (13). Город Йаргу, как уже доказано, является искаженным при переписке Таргу, то есть селением Тарки близ Махачкалы.
Какие области, согласно той же арабо-персидской традиции, находились на территории Дагестана севернее Дербента? Баладзори и Кудама ибн Джафар рассказывают о встрече, состоявшейся между персидским шахом Хосровом Ануширваном и тюркским каганом в местности ал-Баршалия, севернее Баб-ал-Абваба (Дербента). По мнению многих исследователей ал-Баршалия находилась в долинах Терека и Сулака (14). Следовательно, ал-Баршалия и Бурджан являются названиями одной и той же территории. Подтверждение тому мы находим в армянских сочинениях. В «Армянской географии» упоминаются города «царства гуннов»: «на западе (от Каспийского моря – С.Х.) у Кавказа (то есть в предгорьях Кавказа – С.Х.) город гуннов Вараджан, а затем города гуннов Чунгарс и Мсндр», то есть Семендер (15). Основываясь на очевидном сходстве названий Берзилия и Вараджан, М.И.Артамонов пишет: «…местность Баршалия в сообщениях арабских географов, названию которой, мне кажется, отвечает имя города Варачан у армянских авторов, дает достаточно определенные указания относительно местонахождения племени барсилов, страны Берзилия…» (16). Топоним Вараджан без сомнения отражает название Бурджан.
Армянская историческая традиция знает народ берзилов со II века н.э., когда они вместе врываются в Закавказье «через врата Чора», то есть Дербент. Независимости царства Берзилия (Бурджан) положило конец возвышение Хазарии. Автор VII века Анания Ширакаци пишет, что посреди реки, «которую турки называют Атль (Итиль)» есть остров, на котором «укрывается народ Баслов (берзилов) от сильных народов Хазар и Бушхов» (17). В последних М.И. Артамонов видел башкир (18), а А.В. Гадло булгар (19). Так или иначе, поколение берзула/бурджан оказалось в составе и тех и других. О том, что одну часть волжских булгар составляло племя б-р-сула (Ибн Русте) или б-р-зула (Худуд ал-‘алам) известно из сочинений Ибн Русте, Гардизи и анонимного сочинения «Худуд ‘алам». После распада Великой Булгарии на Кавказе часть булгар во главе с ханом Аспарухом мигрирует на Балканы. О составе орды волжских булгар нам известно, что в нее входили племена булгар, исгиль/чигиль, берзула, баранджар (по Ибн Фадлану) и, возможно, юрми. Уместно предположить, что состав орды дунайских булгар был схожим. Подтверждение этому, по крайней мере, относительно берзилов дают данные византийских писателей Феофана и Кедрина: под 774 годом упоминается о намерении булгарского хана Церига послать в Берзитию (Βερζητια) 12 тысяч воинов и переселить народ в Булгарию (20). Из этого следует, что берзилы после прибытия на Балканы проявили стремление к независимости и отделились от Булгарии. П. Шафарик считал, что Берзития, имевшая независимых князей, находилась между Булгарией и Пелопоннесом, «в Македонии, может быть даже в Фессалии или Ливадии» (21). Арабы, именно в этот период производившие морские нападения на Византию могли познакомиться со знакомой им по Кавказу Берзитией, имевшей выход к морю в районе Салоник, и перенести на них и булгар привычное название «бурджан». Между Булгарией и арабами существовали контакты. Согласно Масуди, «мусульманам, отправившимся в поход на Византию со стороны Средиземного моря, булгары предложили свои услуги» (22).
Впрочем, Масуди отделял булгар от бурджан, когда писал о походе византийцев и их союзников в 838 году: «царь греков Феофил, сын Михаила, выступил со своей армией; с ним были цари бурджанов, булгар и сакалибов и другие соседние с ними цари народов»*(Mcoudi.
Les Prairies d’or. Texte et traduction par C. Barbire de Meynard et Pavet de Courteille, t. VII, p. 133-134). Однако, у других авторов произошло механическое наложение имени одного из булгарских племен (берзула/бурджан) на весь народ – явление довольно заурядное в истории: турки называют немцев алманами по имени германского племени алеманов, так же и греков на Востоке называют юнан по названию греков-ионийцев, живших в Малой Азии.
Об этнонимах бурджан и берзула следует сказать следующее. Древнеиранский корень «берез», то есть «высокий», «великий», лежащий в основе обоих названий, со временем проделал определенную эволюцию, которая хорошо иллюстрируется на примере названия священной горы древних иранцев Хара Березайти («Высокая Хара»): Хара Березайти (авестийская форма), затем Хар-Бурз или Хар-Бурдж (среднеперсидская форма) и, наконец, Аль-Бурз/Аль-Бурдж (Эльбрус). Корни «берз» и «бурз/бурдж» являются вариациями одной протоосновы – «берез». Что касается суффиксов берз + ула и бурдж + ан, то первый является общеиндоевропейским уменьшительным формантом (например, Венесу + эла = «малая Венеция», urs + ula = «медвежонок» и т.д.), который существовал и в скифских наречиях Евразии (23), а второй является формантом множественности и коллективности во всех иранских языках. Вполне возможно, что под берзула и бурджан мы имеем разделение одного и того же племени на два объединения по принципу «больших» и «малых» орд (например, Большие и Малые Ногаи). Возможна и другая этимология. Арабский автор XIV века Нувайри при перечислении кипчакских племен называют племя бурдж-оглы (24), то есть «сыновья бурджей», из которого происходил знаменитый мамлюкский султан Бейбарс. В русских летописях этому племени соответствует орда Бурчевичей: бурч + евич (формант отчества), что, по сути дела, является калькой кипчакского названия бурдж-оглы, которое, в свою очередь, всего лишь калька алано-сарматского berzula, которое, с учетом тюркского и русского семантического ряда, также можно перевести как «дети бурзов/берзов/бурджей».


1)Калинина Т.М. Сведения ранних ученых Арабского халифата, М., 1988, с. 93;
2)Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских, Спб., 1870, с.20;
3)там же, с. 32;
4)там же, с. 20;
5)Бартольд В.В. Болгары. – Сочинения, т.V, М., 1968, с. 510;
6)там же, с. 505-520;
7)Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе, т. II, М., с. 36;
8)Фролова О.Б. Об этническом названии «бурджан» у арабских географов. – УЗ ЛГУ, № 395, вып. 20, 1977, с. 195;
9)Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа, М., 1990, с. 97;
10)Lewicki T. Zrodla arabskie do dziejow slowianszcyzny. T. I. Wroclaw-Warsazawa-Krakow, 1956, b. 24-27;
11) Полосин В.В. Этноним «булгары» в арабских источниках // Краткие сообщения VII научной сессии ЛО ИВ АН СССР, Л., 1971, с. 145;
12) Бартольд В.В., указ.соч., с. 510;
13) Ал-Куфи. Книга завоеваний, Баку, 1981, с.11;
14) Караулов. Сведения арабских географов о Кавказе. – СМОМПК, XXXII, с.29; Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963, с.128-129; Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962, с, 45-49; Федоров А.Я., Федоров Г.С. Ранние тюрки на Северном Кавказе. М., 1978, с.70;
15) Патканов К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому // журнал министерства народного просвещения, СПб., 1883, март, с. 31;
16) Артамонов М.И.Очерки древнейшей истории хазар, Л., 1936, с.89;
17) Патканов К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому // журнал министерства народного просвещения, СПб., 1883, март, с. 29;
18) Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962, с. 234;
19) Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV – X вв. Л., 1977, с.64;
20) Шафарик П. Славянские древности, т. II, кн. I, М., 1848, с. 365;
21) там же;
22) Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских, Спб., 1870, с.145;
23) Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы, М., 1965, с.80;
24) Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, т.1, СПб, 1884, с.540-541;


Опубликовано: Межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 115-летию со дня рождения А.З. Валиди Тогана «Научное наследие А.З. Валиди Тогана и современные проблемы федерализма в России (5-е Валидовские чтения), Уфа, 2005, с. 241-244».
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Булгаро – бурджанская проблема в свете арабо-персидских,армянских и визант.источников | Денн - Дневник Дена | Лента друзей Денн / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»