• Авторизация


Домик нашего ребенка 15-01-2011 00:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Под_музыку_флейты Оригинальное сообщение

Домик нашего ребенка



Лекция и статья взята из разных источников, но они дополняют друг друга. Статья найдено здесь www.grihastha.info/shkola-grihasth/semeynaya-zhizn/1000-domik-nashego-rebenka-statya


Лекция "Домик нашего ребенка" (Дмитрий и Наталия Питченко)

скачать>>>files.mail.ru/BS8BOV


участие старшего поколения в воспитании является фундаментом домика, в котором живет наш ребенок.

Первый этаж домика состоит из стен, олицетворяющих отношения между родителями, а домашняя утварь первого этажа – это отношения самого ребенка с родителями. Заметим, что если у домика есть даже хороший фундамент (социальные традиции), но нет стен первого этажа (хороших отношений родителей между собой), то и домашняя утварь, и все остальные детали второго этажа, и крыша не будут иметь большого значения.

Ребенок имеет право жить в здоровой атмосфере. В наше время родители гонятся за достатком, порой забывая, что главное богатство в доме – это мир и любовь. Ни за какие деньги вы не купите недостающего мира и любви в вашей семье. Если родители не могут жить в мире, это означает, что они не живут и духовной жизнью. Конечно, семья – это место, где всегда будут происходить определенные трения и конфликты, но очень важно, чтобы дети не становились их свидетелями и уж тем более участниками (не дай Бог, потерпевшими). Но даже если конфликт разыгрался в присутствии детей, родители должны приложить все усилия для того, чтобы успокоиться и на глазах у детей принести извинения друг другу и самим детям. Если мы не считаем себя наслаждающимися и эксплуататорами, то мы будем поступать именно так. Очень важно, чтобы семейные конфликты не носили затяжной характер. В идеале, ссоры не должны «увидеть свет завтрашнего дня».

Если папа по утрам наставляет всю семью, цитируя Бхагаватам, а остальное время ведет себя как царь Камса, то дети будут не только разочарованы в папе, но, что самое опасное, в их сердца закрадутся сомнения по отношению к самим священным писаниям. Если дети видят несоответствия в посторонних преданных, наблюдая за их неверными поступками, это не так страшно. Они могут найти правильные всему объяснения, противопоставляя сомнительное поведение какого-то преданного дяди правильным поступкам своих родителей. Ребенок всегда верит в то, что его собственные мама и папа никогда плохо не поступят. Но если те же неправильные поступки совершают родители, ребенок разочаровывается не только в родителях, но и во всех вайшнавах, и в самой философии.

Тем не менее, истории известны случаи, когда проблемные отношения родителей наоборот становятся причиной духовных поисков их детей. Можно подумать, что качество среды воспитания не имеет значения, если в старшем возрасте ребенок выбирает сознание Кришны. В таком случае мы не найдем разницы между царем Амбариши и царем Камсой, медитирующих на Кришну. Кроме того, практика показывает, что преданные, пришедшие из проблемных семей, в большинстве случаев неустойчивы в духовной жизни.

Если ребенок видит, что в отношениях родителей преобладают дружественные и любовные отношения, он естественным образом будет стремиться к налаживанию собственных отношений с ними. Родители не должны допускать того, чтобы их чадо развивалось автономно. Если у ребенка появились любимые игрушки очень странного вида (непривлекательные, старые, поломанные), необходимо бить тревогу. Это означает, что ребенку недостает внимания и ласки. В этих странного вида игрушках отражается его внутренне надломленное состояние.

Мама и папа могут быть очень заняты работой, на столько, что времени на дитя не остается. Это проблема номер один нашего времени. Мы сами выросли никому не нужными, и растим новое поколение ненужных детей. Веды называет таких ненужных детей «нежелательным потомством». Мы пытаемся оправдать свою занятость необходимостью поддерживать свое тело. Безусловно, в этот век в жизни все поставлено с ног на голову, и зарабатывать на жизнь становится все труднее и труднее. Но нам никак нельзя терять голову вместе со всей этой обезумевшей цивилизацией. Идеальная ситуация для здоровой семьи, это когда муж работает, а жена занимается домом и детьми. Это естественная схема, данная нам природой, но существуют две причины, по которым большинство семей не может ей следовать. В первом случае, мы искусственно завышаем свои потребности, и нам приходится вкалывать обоим. Это особенно касается больших городов, где сильна современная пропаганда гедонистического образа жизни. Во втором случае, мужчина не решается взять на себя полную ответственность за содержание семьи.

Ни бабушки, ни няни, ни, тем более, детский сад или школа (или даже гуру-кула) никогда не заменят ребенку того особенного отношения, которое ему могут дать его родные мать и отец. Имея близкие и доверительные отношения с родителями, дети становятся сильными и уверенными.

Второй этаж. И так, на первом этаже нашего домика живут сами родители, но второй принадлежит ребенку. Стенами второго этажа является подражание примеру взрослых, а внутреннее содержимое (вещи, игрушки, книги, компьютер…) – способностью принимать наставления.

Подражание примеру взрослых происходит на примитивном уровне сознания, когда ребенок лишь повторяет то, что воспринимает своими глазами. Мы знаем, что для духовной жизни, зрение имеет не такую важную роль, как слух. Ребенок копирует своих родителей во всем: он говорит как они, ходит как они, ест как они. Нам иногда кажется, что ребенок хочет показаться самостоятельным, но на самом деле он лишь хочет повторить что-то, что обычно делают его взрослые родители. Ребенок будет копировать нас и в том случае, если мы праведники, и в том, если мы негодяи.

Принятие наставлений коренным образом отличается от подражания. Оно происходит из способности слушать. Мы говорим: «Какой непослушный мальчик!». Это означает, что ребенок не воспринимает наши наставления. Для принятия наставлений очень важна подготовленность разума и соответствие источника наставлений с самими наставлениями. Если разум ребенка готов «переварить» какую-то истину, остается, чтобы сам источник истины соответствовал ей. Допустим, поведение супругов, их отношения между собой, их отношения с самим ребенком не на высоте, стало быть, и уровень наставлений будет соответствующим.

К сожалению, очень часто мы видим такую картину, когда дети преданных подрастают и духовная жизнь перестает привлекать их. Увы, но на глазах этих детей происходил духовный рост их родителей от фанатизма до уровня более или менее осознанного преданного служения. Все ошибки, все несоответствия родителей отразились на внешнем восприятии детей.

Новое поколение преданных также будет проходить через разные этапы духовного становления. Мы не обойдемся и здесь без фанатизма и конфронтации, но опыт предыдущего поколения, должен помочь избежать многих проблем. Нам необходимо вырастить новое поколение молодежи в обществе Шрилы Прабхупады, которое будет способно принимать наставления. Умение принимать наставления не означает просто слепо им следовать.

Существуют разные типы людей с их разными способностями принимать наставления. Первые слушают о чьем-то опыте и, сделав выводы, поступают правильно. Вторые слушают, но им этого мало, им необходимо закрепить свою веру в наставления на собственном опыте. Это занимает много времени, но приобретя опыт они все-таки делают необходимые выводы. Третьи же не слушают и поступают, как им вздумается, но и после этого они не способны сделать правильных выводов. К первому типу относятся брахманы.

Кто-то, возможно, возразит: «Мы не ставим целью вырастить брахмана, у нас вообще девочка!» Но мы должны понимать, что наша задача вырастить поколение духовных людей, тех, кто в дальнейшем выберет вайшнавскую религию.

Давайте постараемся получше закрепить понимание того, в чем заключается различие между подражанием и принятию наставлений. Если рассмотреть примеры детей-маугли, детей, которых по воле судьбы воспитали дикие животные. Вернувшись в человеческое общество, они продолжали оставаться на животном уровне сознания. Никакие методы перевоспитания не давали результата. Но что интересно, ученые мужи определили, что головной мозг этих детей выглядел таким же как, скажем, у чемпиона школьных математических олимпиад. В каких-то навыках (звериного происхождения) они намного превосходили человека, например, метко кидали камень, были сильнее физически, могли определять след по запаху или слышать на большом расстоянии. Исследования показали главную причину деградации таких Маугли. В детском возрасте им не была знакома человеческая речь. Именно слуховое восприятие человеческой речи способно развить и укрепить разум ребенка.

Очень важно «что» и «от кого» слышит наш ребенок. Если наших детей воспитывает только один телевизор или школьная учительница – это большая беда. Открывать истину нашим детям – это наша предписанная Богом обязанность. Нам необходимо нести истинные знания детям и при этом находиться в соответствии с этими истинами.

Мы не просто так приводим сравнение принимаемых детьми наставлений с тем, что наполняет его комнату. Зайдите в детскую и посмотрите на те вещи, которые наполняют ее. Вы увидите внутренний мир вашего чада. Порядок там или хаос? Его игры созидательные, развлекательные или деструктивные? Сколько им прочитано книг? Какие картинки украшают стены: Радха с Кришной, человек-паук или певица Глюкоза?

Если мы видим явное несоответствие реального состояния с нашими розовыми мечтаниями, нам остается боль [359x265]ше времени и внимания уделить нашей молитвенной жизни.

Крышей домика нашего ребенка является его готовность к самостоятельной духовной жизни. Обычно в приключенческих книгах рассказывается о том, что чердаки – это самое идеальное место для мечтаний, построения планов и разного рода мистических откровений. Вот и в нашем случае крыша (или чердак) – это та деталь дома, которая соответствует готовности нашего чада к духовной жизни. Мы умышленно не пишем «готовность к духовному поиску», потому что твердо уверены в том, что наша высшая цель нам уже знакома и ее не придется более искать ни нам, ни нашим детям.

Наши дети находятся в безусловном выигрыше, им не приходится искать истину, все уже известно и определено, остается только встать на путь духовной практики и двигаться в сторону истины. Если еще наше поколение шарахалось по разного рода религиям и околодуховным обществам, то новое поколение похоже на тех, кто рождается в рубашке.

Для родителей очень важно, чтобы ребенка не одолевали сомнения по поводу намеченного нами пути. Нам необходимо расти духовно самим вместо того, чтобы ожидать, что наши дети сами нас спасут.

Искусство воспитания подготовленного к духовной жизни человека заключается в том, что мы знаем необходимый баланс между наставлениями и личным примером, регулируемыми чувственными наслаждениями и учебой, играми и помощью в домашнем хозяйстве, общением с материалистами и общением с духовными людьми. Фанатичная позиция родителей непременно отобьет у ребенка вкус к духовной жизни. Дисбаланс в приемах воспитания может привести к возникновению сомнений по отношению к избранному пути. Чрезмерный крен в материальную сторону естественным образом будет плодить привязанности, в то время как чрезмерный крен в сторону дисциплины и наставлений (и духовных в том числе) вызовет их отторжение. И то и другое в подростковом возрасте может проявиться как неприятие духовной жизни. Исключением могут являться те дети, которые уже в прошлой жизни достигли определенных успехов в духовной практике.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Домик нашего ребенка | Elena_Sumer - Самый полезный дневник! | Лента друзей Elena_Sumer / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»