Древний священный обряд
Написание писанок – это древний священный обряд, и к нему готовились с большой ответственностью. Писанкарка постилась, пребывала в молитвенном настроении. Нужно было собрать яйца от светлых кур, которые неслись первый раз. Яйцо несет в себе магическую функцию преобразования неживого в живое, подобно тому, как из, казалось бы, неживого яйца, выходит живая птица.
Именно поэтому для писания традиционно брались только оплодотворенные яйца, преимущественно куриные или гусиные. Писанку писали обязательно на полных сырых яйцах, только тогда она имеет настоящую силу для воплощения мыслей. В результате забвения Традиции, а значит и веры в силу мысли и молитвы, истинное значение писанки также стерлось.
Люди понимают, что сырое яйцо долго не сохраняется, и не решаются его расписывать. Многие современные писанкари рисуют писанки на выдутых яйцах. От древнего магического оберега осталась лишь красивая скорлупа. Но пустая писанка не имеет силы. Конечно, она радует глаз своей красотой и вдохновляет на добрые дела, но лишена живительной силы.
Ведь вода имеет свойство сохранять информацию, то есть имеет память, о чем свидетельствуют опыты японского исследователя Масару Эмото, представленные в фильме «Вода». Если писанку расписать с чистыми мыслями, она не испортится, а ее содержимое со временем высохнет естественным путем. «Живую» писанку так приятно держать в руках!
Кроме яйца, особенное символическое ритуальное значение имели и другие вещи, которые использовались при написании писанок: вода, воск, огонь, краски. Вода для мытья яиц и составления красок бралась «непочатая», то есть набраннаую около 3-х–4-х часов утра, желательно из семи родников или криниц.
Такая вода имеет особую целебную силу. Или же брали снеговую талую непочатую воду. Нести эту воду писанкарка должна была, не поворачиваясь назад и по сторонам, при встрече с прохожими не должна была здороваться и отвечать на вопросы, выдерживая строгое молчание. Тогда вода была «немая», чистая, то есть не несла никакой информации и поэтому не могла повредить или исказить писанку.
Этой живой (наполненной Живой) водой писанкарка заливала сушеные травы, лепестки цветов, кору деревьев, семена и ставила на пару часов в печь. Так изготавливали краски для писанок. С развитием промышленности стали использовать искусственные анилиновые краски, но особенно преданные обычаю мастерицы все же избегали фабричных красок, считая недопустимым употреблять их для писанок.
С утра мастерица принимала баню, купалась в травах.
Садилась опрятной, в праздничной вышитой одежде, желательно новой. Большое значение имело использование всего нового, чистого, ибо происходило рождение нового мира, и ничто чужеродное не должно было повредить.
Писанкарка должна была быть в спокойном, ровном, доброжелательном настроении, поскольку ее состояние тоже отражается на писанке. Начинался обряд написания писанки с молитвы. Зажигалась свечка.
Мастерица хорошо обдумывала, что она планирует на год, составляла образ, намерение в своем воображении, что нужно было проявить.
Далее – думала-гадала образы, знаки-символы, которые лучше всего подойдут для воплощения задуманного. То есть изображала в виде узора то, что желала, чтобы случилось. Были родовые символы, испробованные на протяжении многих веков. Если узор не приносил удачи, его больше не использовали.
Существовала своя система кодирования у каждого рода.
В процессе написания писанки мастерица приговаривала, «замовляла» каждый символ, представляя тех людей, для которых он предназначался или ту ситуацию, событие, которым символ должен был помочь воплотиться. Формулами-заговорами она как бы закрепляла магическую силу узоров. Таким образом, древние узоры, символы – это молитвы-просьбы о здоровье, добром урожае, семейном счастье и т.д.
Узоры наносят на яйцо с помощью писачка – конусообразной трубочки. В писачок закладывается воск, держат писачок над огнем свечи, тогда воск растапливается и свободно вытекает. Воск сохраняет узор: места, где находится воск, не закрашиваются. Воск имеет целительные свойства, его душистый аромат пробуждает родовую память, открывает духовно-магические способности, горение свечи благословляет священнодействие стихией огня.
Далее писанку опускают в краску.
Пока она находится в краске, мастерица читает молитвы, приговаривает. И снова по закрашенной поверхности наносятся воском узоры, после чего писанку помещают в следующую краску. В самом конце писанку держат над огнем (раньше клали в печь), воск растапливается и аккуратно вытирается – писанка готова.
ЗОРЯНА ЗДЗЕБА
*БЫЛОЕ*
[604x401]