Не успели немного утихнуть страсти по НТВ.ru (которое, как выяснилось, не имеет никакого отношения к телекомпании НТВ), как в российском Интернете случился очередной скандал, связанный с бывшими изданиями "Медиа-Моста". Уволенных из "Итогов" и "Сегодня" журналистов из любви к свободе слова приютил на сервере "Ленты.ru" главный редактор издания Антон Носик. Как сказал он в интервью "Ленте", "для меня, как московского жителя и постоянного подписчика "Итогов" на протяжении нескольких последних лет, прекращение выпуска этого издания является без преувеличений личной трагедией. Решение это не имеет никакого отношения ни к экономике, ни к правам собственника. Это наглая и варварская попытка лишить российскую интеллигенцию лучшего еженедельника всей постперестроечной эпохи".
Теперь "Итоги" делятся на "настоящие" (издание Сергея Пархоменко "Настоящие Итоги - это мы" выходит по адресу itogi.lenta.ru) и просто "Итоги" (
www.itogi.ru). Первые - про новый информационный порядок, вторые - про футбол как национальную идею. Первые - только в Интернете, вторые - в Интернете и на бумаге. Дизайн сайтов хотя и не идентичен, но похож до степени смешения. Видимо, это, как и использование в названии слова "итоги", послужило причиной гнева Дмитрия Бирюкова - главы издательского дома "Семь дней", которому принадлежат права на "Итоги". Бирюков направил в адрес Носика одно за другим два письма с описанием своих претензий. Носик резонно ответил на "Ленте", что претензии предъявлены не по адресу, поскольку "Лента" лишь предоставляет хостинг "Настоящим Итогам", а в редакционную политику не вмешивается. Бирюков, не дождавшись официального ответа (а "Ленту.ру", как сказал в разговоре с нами глава "Семи дней", он не читает), подал жалобу в Министерство печати. Следующий этап - суд. "У нас есть достаточно серьезные основания для того, чтобы считать, что мы дело выиграем", - сказал Бирюков.
Сложно сказать, какие именно основания имеются у г-на Бирюкова, но разумность его действий вызывает серьезные сомнения. Судебные перспективы дела, мягко скажем, неоднозначны. Непонятно даже, кто будет ответчиком. "Лента" в данном случае действительно формально выступает лишь в качестве хостинг-провайдера, Itogi.lenta.ru в качестве СМИ не зарегистрировано и, соответственно, закон о СМИ на издание не распространяется. Кроме того, опыт создания изданий-двойников в России уже есть: в 1997 году не поладивший с "ЛУКойлом" и "Онэксимом" главный редактор "Известий" Игорь Голембиовский основал "Новые Известия" .
Практически со стопроцентной уверенностью можно прогнозировать, что судебный процесс, если он все же состоится, вызовет широкий резонанс. Говорить будут, конечно, в основном про то, как наймиты душат свободу слова и лишают российскую интеллигенцию лучшего еженедельника. Пикантности ситуации добавляет то, что проект, который оказал поддержку журналистам "Итогов" и "Сегодня", был в свое время создан Фондом эффективной политики и по сей день частично ему принадлежит, что и обозначено на первой странице "Ленты". Это лишний раз показывает некоторую искусственность противостояния между "борцами за правду" и "душителями свободы слова" - и те и другие слишком хорошо и давно друг друга знают.
Впрочем, вряд ли дело дойдет до суда. Как нам было обещано, в скором времени "Настоящие Итоги" прекратят свое исключительно онлайновое существование и начнут выходить на бумаге - уже с новым названием, о котором г-н Пархоменко пока умалчивает, опасаясь, видимо, провокаций. Старая команда "Итогов", естественно, не считает Интернет полноценной средой для издательской деятельности: денег на онлайновой рекламе не заработаешь и нормальную редакцию содержать не удастся. Будем надеяться, что отдельные представители российского чиновничества в порыве административного восторга не будут незаконными методами препятствовать становлению нового еженедельника.
***
В понедельник компания "Ростелеком" отключила компании "Мемонет" доступ к каналам связи на Западную Европу и восточные регионы России. Интересно, что известие об этом дошло до интернет-СМИ только в среду, причем первым сообщил о произошедшем русскоязычный израильский сайт MIGnews.com. Вскоре выяснилось, что отключение произошло за долги: "Мемонет" задолжал "Ростелекому" в общей сложности около 100 тысяч долларов. Генеральный директор "Мемонета" Владимир Ленский сообщил "Интерфаксу" следующее: "Отключение от сети было вызвано исключительно нашей халатностью - вовремя не оплатили услугу. Никаких других оснований для отключения не было и быть не могло". По словам Ленского, у "Мемонета" с "Ростелекомом" "отличные отношения" и он надеется, что после перевода денег "инцидент можно считать исчерпанным". Наверное, это просто случайность, но случайность, произошедшая крайне не вовремя. Чиновники "Ростелекома", принимая решение об отключении, могли бы и подумать, какой резонанс вызовут их действия в сложившейся ситуации. Ленскому же следует отдать должное: он не стал раздувать скандал и ограничился констатацией фактов и признанием собственной вины.
***
Текстом недели, вероятно, следует признать пространную статью в "Независимой газете" о моральном и политическом облике галериста Марата Гельмана. Называется сей опус "Гельман из галереи", подзаголовок - "Начальник предвыборного штаба Сергея Кириенко на досуге дрессирует человека-собаку". Ссылка, по традиции, внизу. Для тех, кто целиком со статьей знакомиться не желает, приведем одну довольно пространную цитату, касающуюся предвыборной кампании Конгресса русских общин и генерала Лебедя в 1995 году.
"В художественной среде отношение к тоталитарно ориентированному генералу Лебедю всегда было, мягко сказать, настороженным. Поэтому многие не верили или не хотели верить появившимся слухам, что Марат Гельман тайно работает на КРО. Известный художник Богдан Мамонов с неприязнью рассказал мне, как Гельман предлагал ему поработать на раскрутку генерала Лебедя: "Когда Гельман предложил мне конкретный проект, я не поверил своим ушам. Это предложение было за пределами добра и зла. Я хотел просто трахнуть его стоявшим рядом факсом".
О сути предложения г-н Мамонов долго отказывался говорить, поскольку "Гельман все-таки немало сделал для современного искусства и это может бросить на него тень". Но все же рассказал, как, предложив ему 5 тыс. долл., г-н галерист попросил устроить выставку "Дети рисуют Лебедю". Причем можно было "соорганизовать или нарисовать самому в детском стиле.
Маленькое интервью дал мне и художник Осмоловский, который о конкретных методиках предвыборной агитации говорить не стал, так как "давал подписку о неразглашении", но только заявил, что методики эти "скучны" и построены на "элементарных провокациях". О предвыборной работе Марата Гельмана я опубликовал небольшую заметку в "Независимой газете". На следующий день Анатолий Осмоловский уже просил меня, чтобы я больше нигде не публиковал ни единого слова из нашего интервью, поскольку у него могут быть слишком серьезные неприятности. За опубликованный мной кусочек интервью его наказали тем, что не выплатили гонорар размером в 4,5 тыс. долл. Еще через неделю я узнал от сотрудника отдела культуры "Независимой газеты", что г-н Гельман предлагал ему за неплохие деньги выкрасть пленку с интервью. К тому времени Осмоловского из ФЭПа попросили, и на его место назначили поэта-авангардиста Тимура Кибирова, который в литературных кругах известен как талантливый стилизатор: может "подделать" текст практически любого автора. Но особенно любит писать стихи в стиле парадных советских поэтов сталинских и брежневских времен".
Не будем обращать внимания на имеющиеся здесь и в других местах фактические ошибки: с кем не бывает. Выскажем лишь одно соображение.
Трудно отделаться от впечатления, что в большинстве случаев результатом стремления критиков Гельмана раскрыть людям глаза и рассказать им страшную правду является романтизация имиджа объекта критики. Гельман выходит эдаким Робин Гудом, бесшабашным парнем, циничным, конечно, но привлекательным. Предположить, что это осознанная политика, мы не решаемся. Скорее всего, дело в том, что, как заметил другой автор в другом месте, "взгляды" и эстетические пристрастия обычно плохо сочетаются.
В заключение упомянем, раз уж речь зашла о Гельмане, появившийся на неделе автоматический симулятор известного галериста. По адресу
www.guelman.ru/2 любой желающий может пообщаться с ним в чате. Временами получается очень даже любопытно. Например, на вопрос "1968?" "Гельман-2" неизменно отвечает "Так, немножко".