• Авторизация


Super Звезды в "Музыкальной гостиной" Тим Райс & Эндрю Ллойд Веббер «Jesus Christ Superstar» 17-11-2019 10:55 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Dmitry_Shvarts Оригинальное сообщение

✨ Super Звезды в "Музыкальной гостиной" Тим Райс & Эндрю Ллойд Веббер «Jesus Christ Superstar»

«Jesus Christ Superstar.»

Первая версия

***

Вообще следует различать мюзикл и фильм. Они хоть сделаны и на одном материале, но основные вокальные партии к фильму переделаны. К моему глубокому сожалению


Картинки по запросу Иисус Христос - Superstar. Первая версия

(Про киноверсию читайте в следующей статье :Иисус Христос - Superstar. Киноверсия")

 

Начнём с того, что Эндрю Ллойд Веббер никакого отношения к року не имел. Он из семьи классических музыкантов (мама скрипачка, папа композитор, брат виолончелист), классическую музыку писал с детства, потом переключился на мюзиклы. Талант у композитора был несомненный, рок к 1970 году был в общем тренде, Вебберу не составило большого труда адаптировать музыку и партии к хард-року.



Эндрю Ллойд Уэббер (справа. 21 год) 

 

Впоследствии он никогда не писал уже опер в роке, предпочитая более лёгкие жанры.

Большинство вокальных партий записали английские исполнители, хотя мюзикл предполагался к показу на Бродвее. Это тоже понятно - Веббер англичанин, к этому времени Англия была законодателем в рок-музыке перехватив первенство у США в середине 60-х годов. Наверное это связано с тем, что в Европе существовала гораздо более прочная музыкальная база со средних веков. Подход был серьёзнее.

Так вот. На партию Христа позвали Яна Гиллана, певца из первой тройки на тот период. Тогда у Гиллана был прекрасный чистый голос с широким диапазоном, владел он им превосходно.  




А вот на другие партии Ллойд Веббер нашёл гораздо менее известных исполнителей. Всё-таки в жанре оперы работают несколько другие правила и требования - к чести Ллойд Веббера он был в теме.

 

На партию Иуды - вторая главная роль в фильме - был приглашён малоизвестный тогда вокалист Мюррей Хед




Мюррей вообще был не музыкантом, а актёром из актёрской семьи (мама актриса, папа режиссёр), но с хорошими вокальными данными. Голос Хеда отлично контрастировал с голосом Гиллана, что для проекта и было нужно.

 

А вот Марию Магдалину позвали из-за океана, правда из-за Тихого. Ей стала Ивонна Эллиман - ирландо-японка родом с Гавайских островов. В опере у неё всего одна ария. она глубоко второстепенный персонаж. А вот кто не второстепенный, так это Понтий Пилат - его исполнил Барри Деннен - тоже, как и Ивонн, американец. И в фильме он сыграл превосходно, чуть одеяло на себя не перетянул. Не зря его потом Стенли Кубрик позвал на роль в "Сияние".




Поскольку и Эллиман и Деннен и пели на пластинке, и участвовали в съёмках фильма в Голливуде на своих ролях, то о них расскажу во второй статье - про американскую версию Jesus Christ Superstar

 

На остальные вокальные партии Веббер набрал британцев мало кому известных. Самым известным был Майк Д'Аббо, который исполнил арию Царя Ирода в ритмах чарльстона - заметный эпизод в опере. Майк Д'Аббо в то время был вокалистом в довольно известной группе Mannfred Mann Earth Band, игравшей софт-рок

Когда всё это спели, сыграли и склеили, оказалось, что получилась очень хорошая рок-опера. Мало того, что это была вообще первая рок-опера в мире, так ещё в ней замечательно сплелись классические мотивы, хард-роковое исполнение, харизматичные исполнители и разнообразие мелодических решений

Ничего не оставалось, как перенести всю эту историю на киноплёнку, успех был бы гарантирован - но это уже другая история и она будет раскрыта в следующей статье.

А в заключение этой статьи вспомню опять про Мюррея Хеда. Он блеснул потом в 1984 году в поп-опере группы АВВА "Шахматы" (The Chess), в диско-стиле.
Мюррей спел и сыграл там партию американского шахматиста Фреда . Наиболее известна ария "Ночной Бангкок", она даже брала первые места в американских хит-парадах в исполнении Хеда и её через три года перепел наш Сергей Минаев.




------------------------------------------------------

 

Насколько опера изменила жизнь её создателей?

Биография великого создателя этой рок-оперы, Эндрю Ллойд Уэббера, подробно освещена и доступна. Кроме того, она пространна. Он – один из самых успешных деятелей искусства современности. Его другие большие музыкальные формы – «Кошки», «Эвита», «Фантом оперы» – хорошо известны слушателям во всём мире. Композитор удачлив в бизнесе. Одна деталь: в 1992 году Эндрю был посвящён в рыцари за заслуги перед родиной и стал именоваться сэром Ллойд Уэббером, а в 1997 году получил лордство и дефис в фамилию (теперь именуется лордом Ллойд-Уэббером, бароном Сидмонтонским).


Эндрю Ллойд Уэббер
Эндрю Ллойд Уэббер

В 1998 году Ллойд Уэббер вновь возвращается к року и к теме Иисуса Христа – человек, которого принимают за Спасителя, становится главным героем его рок-мюзикла «Свистни по ветру» (Whistle Down The Wind), созданного вместе с Джимом Стейнманом, знаменитым автором песен Мит Лоуфа и Бонни Тайлер.

Можно сказать, что везунчиком оказался и исполнитель партии Христа Ян Гиллан. Это самый легендарный голос группы «Дип Пёрпл», и она побила все рекорды живучести, являясь одной из самых старых в мире действующих рок-команд. Большим поклонником Deep Purple является экс-президент, а сегодня премьер министр России Дмитрий Медведев, и коллектив часто выступает у нас в стране.


murray head
Мюррей Хэд тогда...

 

Очень странная судьба выпала темпераментному солисту Мюррею Хэду, исполнившему партию Иуды. Кстати, традицией сценической постановки «Иисуса-суперзвезды» стало то, что на роли Иуды Искариота по возможности приглашался темнокожий исполнитель. Однако несравненный Мюррей Хэд был и остаётся белее белого.

Хэда не пригласили в одноимённый кинофильм, снятый в 1973 году режиссёром Норманном Джуисоном, хотя певец все семидесятые достаточно успешно снимался в кино. Только в 1984 году Хэд вновь оказался в центре всеобщего внимания – после выхода рок-оперы (!) «Шахматы» на тот момент уже бывших музыкантов группы «АББА» Бенни Андерсона и Бьёрна Ульвеуса. Композиция One Night in Bangkok («Одна ночь в Бангкоке») в его исполнении стал международным хитом. Позже Хэд выпустил несколько пластинок на французском языке и стал (в частности, с песней из знаменитого фильма «Мужчина и женщина») популярным во Франции и Канаде, однако после вселенской славы «Иисуса» это – пыль. Кстати, в 1970 году относился к своей работе с Уэббером не очень серьёзно, чего не скажешь по могучей энергетике записи.


Emotions
...и сейчас

Про Барри Деннена, исполнившего роль Понтия Пилата, говорят, что он в своё время способствовал творческому становлению Барбары Стрейзанд. Впрочем, это было задолго до «Христа». В автобиографии My Life With Barbra: A Love Story (1997), получившей восторженные оценки критиков, Барри подробно рассказал о своих взаимоотношениях со Стрейзанд, а также и о том, как в течение многих лет шёл к осознанию того, что является гомосексуалистом. Говорят, именно он выступил застрельщиком создания кинофильма, предложив его снять режиссёру Джуисону. Неудивительно, что тот пригласил его на роль Пилата. В 2003-2004 годах с Карлом Андерсоном (темнокожим, игравшим Иуду в этом фильме) Деннен провёл успешные гастроли по США в составе с Jesus Christ

Superstar Show.

Барри Деннен
Барри Деннен в роли Понтия Пилата, 1973

Кстати, дурной сон, воспетый в опере, согласно Библии, увидела жена Понтия, но Барри Деннен был настолько хорош, что арию «Бедный Иерусалим» (Poor Jerusalem) предоставили ему. И ведь как поёт!..


Ивонна Эллиман
Ивонн Эллиман

Прекрасно поёт и Ивонн Эллиман, исполнившая партию Марии Магдалины. Получила широкое хождение красивая история о том, как Эндрю Ллойд Уэббер обнаружил будущую звезду в одном из баров, где эта никому не известная девушка пела под гитару гавайские песни. Ивонн пригласили на ту же роль и в фильм. Следующим её достижением стала песня If I Can’t Have You, написанная «Би Джиз» для знаменитого фильма «Лихорадка в субботу вечером» с Джоном Траволтой.


gary-glitter1970
Гари Глиттер

Пол Рэйвен, исполнивший партию священника, в дальнейшем прославился под именем Гари Глиттер, а вот Майк д’Або (Ирод), весьма известный солист к 1970 году – наоборот, в дальнейшем впал в безвестность…
----------------------------------------------------------------------------------------------------

Вместо послесловия

По оценкам некоторых экспертов, запись рок-оперы «Иисус Христос – суперстар» – самая популярная в истории человечества. Количество легальных копий давным-давно перевалило за 100 миллионов и не поддаётся никакому учёту, поскольку, предположим, в одной только России все они – контрафактные (ну, или почти все). Кроме того, музыканты всего мира по-прежнему продолжают удивлять публику всё новыми версиями гениальной оперы.

Постановки оперы на советской и российской сцене, с попытками петь про Христа по-русски, оказались несостоятельны в принципе: сценическая возня убивала сам дух легенды, её воздух и сумрак. Театральные коллективы поспешили погреть руки на рекордно модной (по продолжительности) теме. Впрочем, оценки – это дело вкуса. Важно то, что опера каким-то образом живёт. В Интернете можно найти перевод либретто, выполненный Андреем Воскресенским. Этот текст может помочь сориентироваться в опере меломану, не очень хорошо знающему английский.



«Jesus Christ Superstar»

Киноверсия

***


 

После оглушительного успеха даже не бродвейских постановок, а двойного винилового альбома Jesus Christ Superstar, конечно встал вопрос об экранизации. На самом деле Веббер планировал экранизацию ещё в процессе написания музыки. Поступил дальновидно, надо сказать, потому что скорее всего держал в уме будущую картинку.Конечно и либреттист Тим Райс строил планировку сюжета, учитывая грядущий видеоряд.

Однако из-за согласований с Ватиканом (а там прекрасно помнили слова Ильича про важнейшее из искусств) начало съёмок отложили аж на три года. Тем не менее Ватикан, к удивлению многих, дал добро, несмотря на альтернативную трактовку библейской истории и съёмки начались.

Замечательно то, что как только появился видеоряд, так сразу произведение перешло в разряд настоящей оперы - потому что видовая и звуковая картинка в опере неотделимы.

Как и классическая опера, Jesus Christ имел увертюру, полноценные смены частей. актов и действий, сольные арии и арии коллективные - то есть имел все атрибуты классической оперы, имевшей вековые традиции.

Увертюра:



 

Съёмки режиссёром-канадцем Норманом Джуисоном велись непосредственно на евангельских местах - в Палестине, среди памятников библейской архитектуры. Ему повезло с операторами - планы замечательные, картинка очень привлекательная, цвета отличные. Великолепна так же задумка сюжета - современные актёры приезжают на автобусе в пустыню давать представление о Святой неделе, в итоге протагониста Христа распинают на кресте, а труппа спокойно уезжает на том же автобусе. Этакая связь современности и древности (а в фильме легионеры носят автоматы, в видениях Иуды появляются танки и летают военные самолёты, учитывая арабо-израильский конфликт всего лишь пятилетней давности, вылезает третий слой фабулы и заставляет задуматься в принципе).

Это всё плюсы, а минусы (на мой скромный взгляд) такие. Ни Ян Гиллан, ни Мюррэй Хед к этому времени сниматься уже не могли - гастрольные графики, да и прошло три года, запал сменился. В итоге Джуисон на роль Иисуса привёл Теда Нили, американского актёра и певца, а на роль Иуды пригласил американского же чернокожего актёра и музыканта Карла Андерсона. И если с Андерсоном, при всей спорности расового несоответствия оригиналу, вышло неплохо, то с Тедом Нили режиссёр просто не попал, Тед в этой роли просто не убедителен. Повторюсь - это мой мнению, к тому же невозможно представить каков бы в этой роли был Гиллан, может ещё хуже. Но самое неприятное, что и вокальные партии зачем-то в саундтреке заменили на вокалы Нили и Андерсона соответственно. Таким образом огорчив поклонников вокала Яна Гиллана и слегка смяв изначальную антагонистичность пары вокалов Гиллан-Хед.

Тем не менее Андерсон сыграл и спел совсем неплохо

Вступительная ария Иуды:



 

Весь остальной подбор актёров удался. Особенно хороши прокуратор Понтий Пилат и первосвященник Кайафа, которых сыграли Барри Деннени Боб Бингэм. Все остальные вокальные партии оставили из оригинала (Кайафу ещё на альбоме спел блюзовый исполнитель Виктор Брокс)

Ария Кайафы и первосвященников:



 

Минусом также я считаю неистребимый налёт Голливуда в картине. И если окружение Христа очень органично вписалось в движение хиппи - параллель однозначна, то на роль Петра зачем-то пригласили американского порноактёра Филиппа Тобуса. Он парень, конечно, фактурный, но такой ход лично мне не понравился.

Зато Царь Ирод (вокал Майк Д'Або) с единственной чарльстон-арией в фильме прекрасен:



Хороши сцена бичевания Христа и сцена Суда Пилата с умыванием рук, прежде всего засчёт игры и вокала Барри Деннена. Отлично получились Тайная вечеря, как ужин коммуны хиппи, пляски в клешах в арии Симона Зилота

Ария Симона Зилота (вокал Джона Густафсона, британского сессионного басиста и вокалиста, который по стечению обстоятельств через два года играл в сольной группе Яна Гиллана)



Фильм вышел необычным, без провалов и пустых мест, интересным. Может быть финал немного затянут, но он и в рок-опере затянут. Картина заслуженно взяла Оскара 1974, но всего лишь за лучшую музыку, разумеется. Андрю Ллойд Веббер неплохо постарался, ничего не скажешь.

Финал. 

Сифмонический, по классическим канонам и своременный по видеоряду




Про аудиоверсию рок-оперы написано в предыдущей статье !Иисус Христос - Superstar. Первая версия"



Еще одна, заслуживающего внимания,постановка 2016 года.






 music-video.mirtesen.ru   астор Майя Злата  

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Super Звезды в "Музыкальной гостиной" Тим Райс & Эндрю Ллойд Веббер «Jesus Christ Superstar» | Seven79 - Дневник Seven79 | Лента друзей Seven79 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»