Не миновала Сомерсета Моэма и скандальная слава. Он был бисексуалом, а Англия была единственной в Европе страной, где в то время преследовали людей нетрадиционной ориентации. Поэтому Моэм уехал из Лондона и жил в Америке и Франции.
«Одно время я развлекался тем, что воображал себя женатым человеком, — напишет Моэм в книге „Подводя итоги“. — Женатым в принципе, а не на какой-то конкретной женщине. В браке меня привлекали условия женатой жизни. Женившись, я обрел бы покой… покой и устоявшуюся и достойную жизнь. Я стремился к свободе и полагал, что обрету ее в браке».
Моэм не скрывал своей слабости даже после брака. В 1917 году он женился на Сайре Уэллкам, у них родилась дочь Лиза. Двенадцать лет супруга делила мужа с его друзьями-мужчинами, пока они не развелись.
Сомерсет Моэм с супругой Сайрой
Натюрморт
Жан Жовено
XX век
Ф. Леже «Крыши Парижа», 1922 год
Когда Моэм жил в Париже,он познакомился со многими арт-дилерами. По совету одного из них,Альфонса Кана, он приобрел работы Жана Жовено — ученика Жоржа Брака, который буквально голодал, а также картину Фернана Леже.
«Он был веселым, дружелюбный человек, но как многие тогда художники,находился в отчаянно затруднительном положении. Я купил абстрактную работу,которую Леже назвал „Крыши Парижа“. Мои друзья посмеивались надо мной и спрашивали, зачем я купил эту фантастическую композицию».
Натюрморт
Жан Жовено
XX век
В 1926 году писатель приобрел виллу«Мавританка» в Кап-Ферра на Ривьере. Она была построена для священника короля Бельгии — Леопольда II, и стала домом Моэма на следующие 40 лет. Когда юрист предложил записать виллу на имя дочери, Моэм ответил: «Спасибо,я читал «Короля Лира».
Во время Второй Мировой войны, когда Ривьеру заняли войска Муссолини, Моэм уехал на последнем корабле. Когда он вернулся после войны, вилла была разграблена: предметы искусства (кроме картин, которые были заранее перемещены в другое место) исчезли,фарфоровая облицовка бассейна разбита, в спальне лежал неразорвавшийся снаряд, а винный погреб опустошен. Моэм принялся за восстановление и вскоре вилла стала гостеприимным домом для многих писателей: хозяин приглашал погостить на берегу моря Т. С. Элиота, Киплинга,Арнольда Бенетта, Яна Флеминга… Жан Кокто таже там был гостем, как и Уинстон Черчилль.
Сомерсет Моэм, Кап-Ферра, 1951 год,фото: Henri Cartier-Bresson
По дороге на виллу с писателем произошла забавная история. Моэм знал о том, что его дом опустошен и купил самое необходимые вещи, которые у него поместились в 12 огромных ящиках. В Марселе его багаж принялись осматривать вся смена таможенников, а начальник проверять документы. «Он заглянул в паспорт, а затем с очаровательной улыбкой посмотрел на меня: „О, это вы написали „Унесенные ветром“, не так ли?“ — спросил он. Я подумал, что не время придерживаться строгой истины, но я не мог себя заставить нагло врать. Я принял застенчивый вид и протестующую улыбку, которую авторы дарят читателям, делающим льстивые комплименты». Таможенник быстро поставил белые крестики на весь багаж и отпустил писателя.
«В деловой жизни мошенничество сходит с рук, но в искусстве честность — не только лучшая, но единственно
возможная политика».
Сомерсет Моэм
В лодке
Мари Лорансен
1926
М. Лорансен «Девушка с веером»
«Я купил дом на Ривьере, где я и сейчас живу, и привез мои театральные картины из Англии. Некоторые я повесил в гостиной, другие — на лестнице. Для столовой я купил мебель в провансальском стиле, а на стенах повесил картины Мари Лоренсен,которые я купил несколькими годами ранее. Эффект был приятным».
Как-то Мари Лорансен позвонила Сомерсету и сказала, что хотела бы прийти посмотреть, как смотрятся ее работы, и писатель пригласил художницу на ланч. Моэм вспоминал, как Мари Лорансен подходила к каждой своей работе и не могла налюбоваться: «Какая хорошенькая!», воскликнула у первой картины. «Это восхитительно!» — наслаждалась она следующей. А у картины «Девушка с веером» Мари призналась: «Здесь не может быть сомнений — это шедевр!»
Сомерсет Моэм симпатизировал художнице и не считал ее восхищение собственными работами тщеславием — напротив, ему нравилось ее простодушие. Несколько лет спустя Лорансен написала портрет Моэма и подарила его художнику.
М. Лоренсен "Сомерсет Моэм", 1956
М. Лоренсен "Поцелуй"
Когда началась Вторая Мировая война, Моэм оставил на хранение свою коллекцию в безопасном месте и уехал в Америку,до конца войны жил в Нью-Йорке. В 1944 году был опубликован роман «Остриё бритвы», ставший бестселлером. Кинокомпания «Twentieth Century Fox» купила права на его экранизацию и пригласила Моэма приехать в Голливуд помочь со сценарием. В телеграмме сообщалось, что писатель приглашен на две недели работы над сценарием и за ним остается право назвать гонорар. Сомерсет работал две недели и еще три месяца, прежде, чем получился сценарий, который его удовлетворил. Когда писатель сказал вице-президенту компании Дэррилу Зануку, что за работу не надо платить, тот даже растерялся: за всю жизнь ни один человек у него не соглашался работать бесплатно. Тогда Дэррел решил, что сделает литератору подарок.
Даррелл обратился к другу Моэма Джорджу Кьюкору, узнать, как можно отблагодарить писателя и что бы его могло порадовать. Между ними произошел следующий разговор: «Может, он хотел бы иметь золотой портсигар?» — спросил Дарелл. «У него есть золотой портсигар» — ответил Кьюкор. «Может, он хотел бы иметь автомобиль?» «У него есть автомобиль». «Чего же он хотел бы, черт побери!» — воскликнул вице-президент нетерпеливо. «Я думаю, он бы хотел картину».
К. Писсарро «Зимний пейзаж. Лувесьен», 1874 год
За работу над сценарием (который так и не был использован кинокомпанией) Сомерсету Моэму предложили купить картину за счет не дороже 15 000 долларов.
Никогда раньше Моэм не покупал работы за такие деньги и горячо благодарил Дэррила Занука. Он купил в Париже «Даму с зонтиком» Матисса,«Зимний пейзаж» Писсарро и картину Лепина «Вид за пределами Парижа».
Почему выбор пал на эти работы и как они оказались в коллекции Моэма?
В Нью-Йорке писатель обратился к своему другу, директору музея современного искусства, с просьбой помочь купить картины. Несколько дней они провели в поисках: «Была одна картины, которая меня особенно привлекала. Это была сцена в гавани в Руане Писсарро. Может, это была не лучшая картина, которую мне предлагали, но она мне понравилась. Ведь Флобер родился в Руане, и когда он писал „Мадам Бовари“, он должен был делать паузы, чтобы смотреть за оживленный город. По совету моего более опытного друга я купил картину Матисса, но не мог выбросить из головы картину Писсарро; я думал, что всегда буду сожалеть о том, что не купил ее, поэтому я обменял Матисса на Писсарро».
Набережная Сен Север в Руане
Камиль Писсарро
1896, 73×92 см
«…Чуть позже я купил Будена, но не одну из тех очаровательных картин с модными дамами на пляже Трувиля, которые он писал, чтобы заработать на жизнь, но картину с изображением воды и деревьев. Она тронула меня, потому что я узнал в ней маленький кусочек Франции, такие места редко посещают туристы, но они мне знакомы с самого детства».
Эжен Буден «Берег реки в Кальвадосе», 1886 год
Во время двух поездок в Нью-Йорк Моэм купил работы Вюйара, Жоржа Руо, Боннара и Ренуара
Ж. Руо "Распятый Христос"
О. Ренуар "Три девушки на прогулке"
«Ренуар жил на Ривьере, недалеко от того дома, где жил я и ходила история, что его любимой моделью была кухарка. Когда он заканчивал свою работу, запланированную на день,он ей говорил: «Теперь беги, одевайся и начинай готовить обед».
Обнаженная. Габриэль
Пьер Огюст Ренуар
1915
«Во время моей последней поездки в Нью-Йорк у одного дилера я увидел работу Пикассо „Смерть Арлекина“. Я был ею очарован. Это была очень трогательная работа. Но она стоила больших денег, а я занимался восстановлением дома, что требовало больших расходов. Я не мог ее себе позволить, и, безутешный, вернулся во Францию. Но я продолжал думать о картине, я ужасно хотел владеть ею. Это была прекрасная вещь. Я чувствовал,что буду всю жизнь жалеть, если ее уведет кто-то другой.
Наконец, я сказал себе: „К черту,расходы“ и сделал дилеру предложение. Я знал, что у него есть монументальная картина стоящей женщины Пикассо,которую непросто разместить… У меня было подходящее место в зале для этой картины, и, предполагая, что это поможет соблазнить дилера, включил ее в мое предложение. К моей радости,он принял его, и две картины, в конце концов, оказались у меня».
Смерть Арлекина
Пабло Пикассо
1906, 68.5×96 см
«Гениальность — не что иное, как бесконечная работоспособность».
Сомерсет Моэм
Моэм купил работу Тулуз-Лотрека «Полировщик» за очень умеренную цену. Дилер объяснил, что если бы это была обнаженная женщина — цена была бы намного больше, а сейчас покупатели не очень спешат приобретать обнаженную мужскую натуру.
Моэм часто спрашивал своих гостей, кто, по их мнению, автор этой картины. Только один из них смог ответить. «Один мой старый друг, Сэр Кеннет Кларк, посмотрев на нее минуты две, сказал: „Никто не смог бы так написать, только Тулуз-Лотрек“ и, конечно, он был прав».
Полировщик мрамора
Анри де Тулуз-Лотрек
1887, 101.9×86.4 см
Реальный «Театр» Сомерсета Моэма
Bannister and Suett in George Coleman the Younger’s 'Sylvester Daggerwood'
Моэм собирал также работы, связанные с театральным искусством. Он очень ценил свою коллекцию и хотел ее подарить Национальному Театру в Лондоне, что и сделал в 1950-е годы. Театр тогда только строился, и его коллекцию приняли уже после смерти писателя. Во время одной из временных выставок, которая проходила в вестибюле, четыре картины были украдены. Неудивительно, что администрация театра несколько лет назад с огромной радостью и облегчением передала большую часть работ из собрания Моэма Музею Холбурна в Бате.
Сцена из трагедии Томаса Отуэя "Спасенная Венеция"
Иоганн Цоффани
XIX век
«Мне представляется, что на мир, в котором мы живем, можно смотреть без отвращения только потому, что есть красота,которую человек время от времени создает из хаоса. Картины,музыка, книги, которые он пишет, жизнь, которую ему удается прожить. И больше всего красоты заключено в прекрасно прожитой жизни. Это — самое высокое произведение искусства» — Сомерсет Моэм
Г. В. Сазерленд «Сомерсет Моэм», 1949 год
Недавно была опубликована книга«Сомерсет Моэм и его тайная жизнь» Селины Хастингс. Писательница стала первым биографом, получившей доступ к личной корреспонденции знаменитого литератора. В одном из интервью,Хастингс поделилась своими впечатлениями о характере писателя и о том, что он скрывал от всех:
«Моэм пытался скрывать свою настоящую сущность, насколько он был страстным, ранимым и очень эмоциональным человеком. Себя он демонстрировал миру совсем другим: циником, для которого не было ничего святого. И это более чем далеко от правды. Он был нравственным,храбрым человеком и истинным реалистом. Ничто в человеческой натуре не могло его удивить».
Биограф также рассказала, что в последние годы у писателя было психическое расстройство. Возможно,этот факт объясняет его необычные поступки. В 1962 году Моэм объявил дочери, что лишает ее наследства и сомневается в том, что она ему родная дочь. Он усыновил своего секретаря,с которым жил долгие годы, намереваясь оставить свое состояние ему. Дочь обратилась в суд с иском о праве на наследство и отмену усыновления и выиграла дело.
Сомерсет Моэм с дочерью Элизабет в день ее свадьбы, 1936 год
Дочь Сомерсета Моэма - Элизабет Моэм, баронесса Глендевон
Сомерсет Моэм, 12 октября 1929 года
Сомерсет Моэм, 14 июля 1954 года
Были ли в коллекции Моэма работы, которые он особенно ценил? В спальне напротив кровати Сомерсета Моэма висел пейзаж с рекой Станисласа Лепана. Этот вид писатель видел, засыпая и просыпаясь — он намеренно расположил его так,«исключительно для собственного удовольствия».
Пейзаж с набережной
Станислас Лепин
XIX век
«Забавная вещь эта жизнь. Если Вы отказываетесь принимать все,кроме самого лучшего, вы очень часто получаете это лучшее».
Сомерсет Моэм
___________________________________________