• Авторизация


Топиарное искусство. 18-04-2012 09:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Волшебный_сад Оригинальное сообщение

Топиарное искусство.

Словари определяют понятие Топиари (topiary) как искусство художественной обрезки и придания декоративных форм кронам деревьев и кустарников. Слово имеет латинские и греческие корни: латинское topia- фреска с изображением ландшафта, topiarus- более подходящее – садовод. А греческое слово topis означает усадьба.

Уже только тот факт, что слово топиари имеет столь древние корни, говорит о том, насколько древним является само искусство художественной обрезки крон.

Несмотря на то, что семнадцатый век считается пиком популярности топиари, искусство придания геометрических форм деревьям и кустарникам уходит своими корнями в Древний Египет и Персию. Уже тогда люди отдавали предпочтение сочетанию внешней формы и функциональности и широко применяли этот принцип в архитектуре. Таким образом, и получили распространение симметричные геометрические сады с прямыми дорожками, фонтанами, декоративными бордюрами, и, конечно же, аккуратно подстриженными кустами и живыми изгородями.

А немного восточнее долины Нила, искусство создания геометрических садов достигло такого невероятного размаха, что появилось одно из величайших чудес древнего мира - висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Несомненно, что топиарное искусство, достигшее невероятных высот за время развития человеческого общества, взяло свое начало с аккуратно подстриженных миртовых деревьев.

Во время римской экспансии на Ближний Восток, топиарное искусство было привезено в Рим с потоком рабов из Египта, Палестины, Персии и Сирии. Это объясняет появление внутренних двориков и симметричных цветочных клумб в римских поселениях на территории всей империи вплоть до Британии.

С упадком Римской империи и приходом христианства искусство топиари не умерло, оно сохранилось и продолжало развиваться и культивироваться новым духовным сословием. Монахи, всегда ценившие тишину и уединение садов для молитв и медитаций, усовершенствовали искусство создания узловых садов и цветников. Главным образом они использовались для выращивания лечебных и пряных трав для медицинских и кулинарных нужд монастырей.

Почти тысячу лет топиарное искусство было сокрыто за монастырскими стенами. Так было до наступления эпохи Ренессанса и расцвета всех видов искусства, в том числе и искусства создания классических садов в так называемом формальном стиле. Таким образом, топиарное искусство тоже пережило возрождение. К середине 15 века произошли огромные изменения в мировой политике, с одной стороны сократилось количество войн, а с другой – если и случались военные действия, то главную роль в них теперь играла артиллерия. Пушка была настолько совершенным орудием, что с ее помощью легко можно было разрушить даже самые мощные укрепления и бастионы. Так был ли смысл тратить состояния на бессмысленные укрепления? Отныне строительство особняков, дворцов и поместий приобрело совсем иное значение – создание домашнего очага, зачастую излишне яркого и напыщенного. В моду вошла показная роскошь. Итак, топиарное искусство возродилось!

Одним из первых садов в формальном стиле стал сад дворца Версаль вблизи Парижа, созданный Андрэ ле Нотром для короля Людовика XIV. И, начиная с 20-х годов 16 века, Версальский стиль стал образцом для подражания у большинства европейских монархов и их приближенных. В последующие 100 лет основы, созданные в Версале, совершенствовались. Ярыми поклонниками искусства топиари стали британские садоводы. Тогда как подстриженные живые изгороди по всей Европе были лишь жалкой копией Версальских, в Британии и Голландии они стали уникальными произведениями садового искусства. Во времена Френсиса Бэкона помимо типичных садов в формальном стиле широкое распространение получили лабиринты.

Как и любое увлечение, топиарное искусство в 18 веке переживало периоды роста и спада. Когда в моду вошли так называемые естественные ландшафты топиари было практически предано забвению. Папа Александр резко критиковал и осмеивал топиарное искусство. Однако, стремление к созданию более уютных садов в поместьях вызвало новый всплеск интереса к топиари в 19 веке. Самые прогрессивные садоводы оформляли загородные дома редкими фигурно подстриженными кустарниками, тисовыми изгородями и полуформальными узловыми садами и аккуратно подстриженными газонами. Так родился стиль, считающийся в настоящее время исключительно британским.
***
Один из известных английских парков топиарного искусства-это Levens Hall Garden.
Левенс Холл по праву считается Меккой для топиаристов.
Было время, когда подобных садов было множество. Но, Ланселот «Могучий» Браун со своими сторонниками по-варварски выкорчевывали сады, чтобы создать на их месте «естественные» парковые насаждения. К счастью, чаша сия минула Левенс Холл.

В 1688 годы Полковник Джеймс Грэхм (James Grahme), некогда Хранитель личной казны короля Джеймса II, купил или выиграл в карты поместье и решил разбить там сад.

Для дизайна сада был приглашен знаменитый француз Гийом Бомон (Guillame Beaumont). Он был создателем Хэмптон Корт Плэйс (Hampton Court Place) и других английских садов, но до наших дней из его творений дожил только Левенс Холл. Есть мнение, что он был учеником другого великого французского садовода Ле Нотра (Le Notre).В работах Бомона прослеживается определенное влияние стилистического направления, созданного Ле Нотром, но при этом они совсем не похожи на традиционные французские сады того периода.

Левенс Холл, с момента своего появления, привлекал живой интерес публики. Вероятно, большинство экземпляров топиари относятся именно к тому периоду, когда сам Бомон жил в поместье. Впоследствии, в ландшафте появилось немало новшеств, особенно во времена правления Королевы Виктории. Расцвет топиарного искусства придал каждому из экземпляров настолько индивидуальный и неповторимый дизайн, что деревья стали повелевать людьми. И по сей день целая армия садовников вручную занимается подрезкой самшитовых изгородей, а стрижка тисов может затянуться с августа до декабря. У многих деревьев и кустов есть свои имена, например «Королева Елизавета и ее фрейлины», «Судейский Парик», «Беллингхемский Лев» и «Кувшины Марокко». Любопытно, что последнее название появилось благодаря крепкому пуншу, который готовили во время ежегодного майского Праздника Редиски.

Кроме того, в поместье есть Елизаветинский домик, и оно окружено множеством чудесных садов, которые сделают Вас еще большим поклонником топиарного искусства.

[700x467]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Топиарное искусство. | Светвик - Дневник Светвик | Лента друзей Светвик / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»