Это цитата сообщения
fakelife Оригинальное сообщениеНовый проект Ивана Шаповалова
«Будет ли в России создана «Партия пиратов» – вопрос, как говорится, открытый. Но движение в этом направлении явно прослеживается. Не являются ли российские «пираты» очередным кремлёвским партийным проектом? Вполне возможно. Основание для таких предположений даёт состав представителей России на Венской конференции 2007 года». Для начала – хорошие новости: в ходе голосования по выборам депутатов в Европарламент, которое в Швеции прошло в воскресенье 7 июня, шведская «Партия пиратов» («Piratpartiet») заняла третье место после социал-демократов (25 % голосов) и консерваторов (18,5 % голосов), набрав 7,4 % голосов избирателей, что даёт ей право занять два из восемнадцати шведских мест в Европейском парламенте. Порог прохождения составлял 4 %. Об этом утром 8 июня сообщило агентство «Аssociated Рress» (по данным других информагентств, «ПП» может рассчитывать только на одно место в Европарламенте). С момента организации партии в 2006 году количество членов шведской «Партии пиратов» утроилось, приблизившись к отметке в 48 000 человек. Также в выборах в Европарламент участвовала аналогичная партия в Германии, но она получила лишь 0,9 % голосов избирателей.
Будет ли в России создана «Партия пиратов» – вопрос, как говорится, открытый. Но движение в этом направлении явно прослеживается. Не являются ли российские «пираты» очередным кремлёвским партийным проектом? Вполне возможно. Основание для таких предположений даёт состав представителей России на Венской конференции 2007 года. При такой постановке вопроса особый интерес представляют три человека. Первый человек – эксперт «Национальной ассоциации участников электронной торговли» (НАУЭТ) Алексей Черняев. Небезынтересным является и ответ на вопрос: что собой представляет эта ассоциация? Второй человек – это незаурядная личность: Иван Николаевич Шаповалов, в первой половине 2000-х годов являвшийся продюсером скандальной отечественной группы «TATУ», музыкальные альбомы которой разошлись во всём мире миллионными тиражами, и которая в 2003 году представляла Россию на конкурсе «Евровидение». Наконец, третий человек: приглядимся к Кате Ледокол, как к представителю нового общественного движения «ICEBREAKER-Ледокол». Есть смысл поговорить подробнее и о самом движении «Ледокол». Обзор героев начнём в обратном порядке.
КАТЯ ЛЕДОКОЛ И САМ «ЛЕДОКОЛ»
[254x340]Интернет – хорошая штука! В Интернете можно найти если и не всё, что тебя интересует, то весьма многое – это точно. Если, конечно, сумеешь разглядеть необходимое в интернетовской информационной помойке.
Как вспоминает сама Екатерина в своём блоге (
http://blogs.mail.ru/mail/katya_ledokol/), с Иваном Шаповаловым она познакомилась в 2004 году, когда он ещё являлся продюсером группы «TATУ». Иван Николаевич на тот момент приступил к реализации нового проекта – «“TATУ” в Поднебесной», который стартовал в январе 2004 года на телеканале «СТС» как реалити-шоу: в прямом эфире группа планировала записать новый альбом. На 13-м этаже гостиницы «Пекин» Шаповалов устроил студию, где также принимал демо-записи молодых исполнителей, из которых был составлен сборник «Поднебесная №1». Однако, в итоге, альбом «TATУ» записан не был, а Шаповалов вскоре сложил полномочия гендиректора компании «Неформат», которой принадлежал брэнд «ТATУ». В том же, 2004-ом, году Иван Шаповалов начал продюсировать певицу Nato – Наталью Шевлякову из Челябинска, которая познакомилась с Шаповаловым во время его работы в «Поднебесной». В его планах было выступление певицы в одежде шахидки. В этот период Катя Ледокол и начала работать с Иваном Шаповаловым, выступая в качестве генерального менеджером артистов Поднебесной (Nato и Хеля). Два года назад в московском издательстве «Яуза-Пресс» 10-тысячным тиражом была выпущена книга Кати Ледокол «ПодНеБесы», презентация которой состоялась 24 апреля 2007 года в одном из магазинов книготорговой сети «Букбери» (кстати, в нынешнем году владелец сети – Олег Дерипаска – принял решение продать её в связи с нерентабельностью).
Содержание книги вкратце таково: главная героиня романа Кати Ледокол на собственном опыте узнает, что шоу-бизнес – это не только мир умело раздетых и отлично одетых девушек, влиятельных продюсеров с длинными руками и огромными деньгами, но и самая настоящая борьба за место под солнцем, в которой побеждают не те, у кого хороший голос или привлекательная внешность. Побеждает сильнейший. Желающие попасть на голубой экран должны усвоить правила игры и стать супергероями. Среди отзывов на труд было немало критических: рецензенты отмечали вымученность и ходульность сюжетных построений автора. Екатерина Александровна, как это следует из её дневников в блоге, ведёт активную тусовочную жизнь и даже знакома с самой Ксенией Собчак! При этом в своё время Катя Ледокол окончила МГЮА (Московскую государственную юридическую академию) по специальности «Юрист». С января 2005 года и по настоящий момент Екатерина занимается проектом «Ледокол». Идея этого проекта, если верить биографической справке Ивана Шаповалова на Ru.wikipedia.org, была в том же, 2005-ом, году озвучена Иваном Николаевичем. Шаповалов заявил, что намерен снять реалити-шоу на специально приобретённом ледоколе, который осуществит тур по Северному Ледовитому океану. Чуть позднее идея трансформировалась в реализацию очередного масштабного проекта – первого в мире кругосветного музыкального путешествия на ледоколе по маршруту: Мурманск, Южный Хэмптон, Амстердам, Лиссабон, Гибралтар, Барселона, Найплс, Палермо, Мальта, Афины, Мармарис, Сокха, Акаба, Салалах, Мускат, Дубай, Мумбай, Коломбо, порт Келанг, Сингапур, Гонконг, Киланг, Осака, Лос-Анджелес, Акапулько, Нью-Йорк, Мурманск. Однако и этот проект остался нереализованным. Поэтому когда в июне 2007 года на конференции пиратских партий в Вене Катю Ледокол представили как активиста НЕДАВНО организованного Шаповаловым движения «ICEBREAKER-Ледокол», это было некоторой натяжкой. К тому моменту движение существовало уже около двух лет. Другой вопрос, что на момент проведения встречи в Вене Шаповалов в очередной раз «перезагрузил» свой «ледокольный» проект. На этот раз – с заточкой на борьбу с мировым злом в лице сторонников жёсткого копирайта. Чтобы вы смогли понять причину новой «перезагрузки», необходимо немного рассказать про самого Ивана Шаповалова.
ИВАН ШАПОВАЛОВ И ШОУ-БИЗНЕС
Иван Шаповалов родился 28 мая 1966 года в городе Котово Волгоградской области. Отец – Николай Александрович, художник, преподавал в одной из местных школ черчение и рисование. Мать – Надежда Ричардовна, школьный учитель физики. Окончил заочную физико-математическую школу. Учителя характеризовали Ивана как целеустремлённого и умного мальчика. В 1990 году Иван Шаповалов окончил Саратовский медицинский институт со специализацией «Детская и подростковая психиатрия», после чего занимался частной психиатрической практикой в городе Балаково Саратовской области. В 1992 году, после знакомства с массовыми психотехнологиями на специальном семинаре, оставил медицину и создал службу формирования общественного мнения «Контекст». Некоторые издания сообщают, что её услугами пользовался предвыборный штаб Дмитрия Аяцкова во время губернаторских выборов, что является явным преувеличением. Выборы Д.Ф. Аяцкова на пост губернатора Саратовской области состоялись в сентябре 1996 года, когда Иван Шаповалов уже трудился в столице нашей Родины. В 1992-1993 годах Иван Шаповалов работал в отделе рекламы и маркетинга саратовской страховой компании «Славия» (Евгений Моторный) и негосударственного пенсионного фонда «Российский капитал» (Сергей Родионов). В конце 1994 года НПФ «Российский капитал» зашёл на столичный рынок, но вскоре московские офисы пришлось закрыть. Шаповалов остался в Москве, начав работать в рекламном бизнесе. С 1996 года Иван Шаповалов работал в «Русской винно-водочной компании» (РВВК), а в 1997-1998 годах – в рекламном агентстве «Ark J. Walter Thompson». В 1998 году Иван Шаповалов снял рекламный ролик прохладительных напитков
[показать]«Пейте без остановки напитки из Черноголовки» компании «ОСТ», в озвучивании которого принимала участие Лена Катина – будущая солистка группы «TATУ». На съёмках этого ролика он познакомился с Еленой Кипер, журналистом телекомпании НТВ (программа «Впрок») и будущим сопродюсером группы. В 1999 году Иван Шаповалов и композитор Александр Войтинский приступили к созданию музыкальной группы, которая чуть позже явилась миру под брендом «ТАТУ» («TATY»). И.Н. Шаповалов становится продюсером группы и генеральным директором компании «Неформат» (продюсерский центр Ивана Шаповалова). В дальнейшем Войтинский отказался от сотрудничества, мотивируя это тем, что проект, по его мнению, является аморальным. В мае 2001 года Иван Шаповалов подписывает контракт с российским отделением лейбла «Universal Music». По контракту, Шаповалов должен был выпустить три альбома, при этом одним из условий контракта был пункт, согласно которому продюсер не мог изменять состав группы. Позднее Шаповалов подал судебный иск против «Universal Music Russia», обвиняя рекорд-лейбл в нарушении договора и требуя выплаты дополнительного вознаграждения.
В мае 2003 года Иван Шаповалов собирался снять демонстрационный клип для «Евровидения» на Красной площади с участием нескольких сотен девушек в школьной форме. Однако сотрудники милиции пресекли мероприятие, вытеснив всех собравшихся и задержав самого продюсера. По этому поводу Шаповалов заметил: «Видимо, Кремлю не нужны „TATУ“ на „Евровидении“». В том же году эта группа, несмотря на скрытые интриги организаторов конкурса, заняла на «Евровидении», финал которого проходил в Лондоне, почётное второе место. В 2004 году Иван Шаповалов сложил с себя полномочия гендиректора компании «Неформат». В октябре того же года на церемонии вручения премии «BMI Honours Top European Songwriters and Publishers at Annual London Awards» И.Н. Шаповалов был награждён медалью в номинации «Pop Awards». Композиция «All the Things She Said» группы «TATУ», соавтором которой был он сам, прозвучала в эфире более 2 млн. раз, заняв в номинации поп-музыки первое место, опередив знаменитую песню «It`s My Life» группы «No Doubt». Далее, как уже говорилось, было продюсирование певицы Nato, а также рок-группы «7Б». 2005 год – идея с туром по Северному Ледовитому океану. …Автор этих строк всегда с большим интересом наблюдал за карьерой Ивана Николаевича. Даже тогда, когда он не имел никакого отношения к финансированию наших медиа-проектов. Благо, что с Иваном Шаповаловым я познакомился ещё в 1994 году, причём, при весьма оригинальных обстоятельствах. И уже тогда в полной мере оценил изобретательность и нестандартность мышления Ивана Николаевича.
ИВАН ШАПОВАЛОВ И РЕКЛАМНЫЙ БИЗНЕС В САРАТОВЕ
Весной 1994 года НПФ «Российский капитал» начал разворачивать в Саратове и Саратовской области массированную рекламную кампанию по привлечению денежных средств граждан, желающих обеспечить себя второй, негосударственной, пенсией. Схема, надо сказать, отлично работает во многих так называемых цивилизованных странах. В России идея негосударственных пенсионных фондов начала воплощаться в жизнь примерно с 1992 года, в результате чего… достойную старость обеспечили себе такие инициативные люди, как Сергей Игоревич Родионов. Ладно, что говорить о грустном… Иван Шаповалов принял активное участие в разработке концепции рекламной кампании «Российского капитала» и в практической реализации креативных наработок. И если с креативом проблем не возникало, то с его реализацией в суровой саратовской действительности всё обстояло не так уж радужно. Когда Шаповалов понял, что его дела совсем плохи, он решил пригласить профессионала. Так в рекламной кампании «Российского капитала» появился Андрей Ежов. Андрей Вячеславович возглавлял одно из наиболее мощных на тот момент саратовских рекламных агентств – «PROспект», где работали многие его друзья и знакомые по комсомольской юности. Впоследствии, когда рекламный бизнес постепенно стал монополизироваться, – и это отразилось на количестве и качестве клиентуры в регионах – Ежов ушёл из рекламного дела.
В 2004-2005 годах Андрей Ежов руководил Комитетом по информации, анализу и общественным отношениям Администрации города Саратова, был главным «пиарщиком» мэра г. Саратова Юрия Аксёненко, затем работал в аппарате председателя Комитета по физической культуре и спорту Государственной Думы ФС РФ Владислава Третьяка, а затем вновь ушёл в рекламный бизнес. Но на этот раз Ежов стал заниматься рекламой уже на совсем ином, московском, уровне. Предварительно пообщавшись с Шаповаловым, Андрей Ежов понял, что одним из эффективных каналов продвижения услуг «Российского капитала» могут стать печатные СМИ Саратова и региона. Соответственно, потребовался райтер, или – текстовик. Так, по приглашению Андрея Ежова в этом проекте появился я, на тот момент работавший в газете «Саратовские вести». На первую встречу с руководством фонда мы пришли втроём: Шаповалов, Ежов и я. Офис НПФ располагался в нескольких комнатках общежития на улице им. Степана Разина. Это потом, когда корпорация разрослась, был арендован целый этаж в бизнес-центре «Интеграл». А «в начале славных дёл» всё было намного скромнее. Руководство фонда, сверля нас суровым взглядом, потребовало отчёта о проделанной работе. «А – вот!» – Шаповалов, развалившись на стуле в непринуждённой позе, кивнул в нашу с Ежовым сторону. «И – где?!» – так же сурово вопросило руководство. И тут до нас с Ежовым дошло: Шаповалов, «просохатив» все сроки выполнения взятых на себя обязательств, решил в качестве своеобразного буфера выставить нас. Так состоялось моё знакомство с гением и воином креатива – И.Н. Шаповаловым. Если же говорить серьёзно, то в изобретательности, нестандартности мышления и практичности Шаповалову не откажешь. В свете последнего соображения весьма странным, на первый взгляд, выглядело известие от февраля 2007 года о том, что Иван Шаповалов стал совладельцем интернет-проекта Mp3search.ru, принадлежащего компании «Флай Mp3» и продающего музыку в Сети. Такая трата денег Шаповаловым сначала выглядела весьма нелогично.
ИВАН ШАПОВАЛОВ, ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ И ПРЕТЕНЗИИ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ
По данным «Национальной ассоциации участников электронной торговли» (НАУЭТ), в 2007 году объём музыкального рынка Рунета оценивался в сумму порядка $ 25-30 млн. в год. Газета «Московские новости» (статья «Пираты без чёрного флага» в номере от 18.06.2007 г.) приводила несколько иные цифры. По данным этого издания, уровень «пиратства» в России – в области программного обеспечения – составлял порядка 80 % (при общем объёме рынка – около $ 4 млрд.); в области мобильного контента (картинки, мелодии, игры для сотовых телефонов) – около 30 % (общий объём – около $ 80 млн.); в области продаж музыки в Интернете доходил до 99 % (при общем объёме продаж примерно в $ 40 млн.). На тот момент, по оценкам специалистов, порядка 95 % всех продаж лицензионной музыки через Интернет в России контролировали три сайта: Fidel.ru, Soundkey.ru и Mp3search.ru, причём, все три сайта, по признанию владельцев, работали «в режиме инвестиций». То есть – в убыток. Mp3search по состоянию на февраль 2007 года являлся одним из крупнейших онлайн-магазинов по продаже mp3-композиций. Проект был основан группой российских студентов в 1999 году и изначально рассматривался своими основателями как система для поиска бесплатных музыкальных файлов в Сети. На сайте компании о её достижениях сказано так: «К 2004 году Mp3search стал одним из наиболее коммерчески успешных проектов в Рунете. Количество посетителей достигло 100 000 в сутки, многие крупные российские и западные компании неоднократно пытались купить музыкальный ресурс» (
http://www.mp3search.ru/about.html). То есть, несмотря на засилье «пиратской» продукции (а, возможно, как раз благодаря этому), ресурс был «одним из наиболее коммерчески успешных». В 2006 году в связи со сменой владельцев деятельность сайта была временно приостановлена. В начале декабря того же года ресурс снова заработал в новом техническом и контентном формате. Тогда же было заявлено об очередной реинкарнации проекта «Ледокол»: совладельцы Mp3search говорили, что «Ледокол» будет поддерживать малоизвестных, а также начинающих исполнителей и музыкальные коллективы, у которых нет продюсеров. То есть, фактически, любой музыкант может прислать на этот веб-ресурс свои записи, которые будут доступны всем желающим. Предполагалось, что в дальнейшем будут составляться некие рейтинги наиболее популярных треков на основе голосования. Сам Иван Шаповалов в феврале 2007 года отмечал уникальность проекта
www.ledokol.com, которая состояла в том, что он будет частично включать в себя бизнес цифровой дистрибуции, который входит в нерегулируемое поле отношений, либо регулируемое недостаточным образом. «Данный проект, – говорил Иван Шаповалов в своём комментарии интернет-порталу Cnews.ru, – как некое движение, существует относительно давно. В тестовом режиме он будет запущен до 22 марта». Тогда по адресу Ledokol.com был выложен видеоролик, снятый в советское время и повествующий о создании первого ледокола с атомной энергетической установкой.
В начале августа того же года звукозаписывающая компания «Gala Records» подала иск в Московский арбитражный суд, в котором обвинила музыкальный интернет-магазин Mp3search.ru, в незаконном распространении альбома «Трудный возраст» певицы Maksim, очень популярной в молодёжной среде. Свои убытки правообладатель оценил в 1 млн. рублей и очень хотел, чтобы владелец Mp3search.ru (ООО «Флай Mp3»), а также ООО «Хронопэй Сервисез» (специализируется на проводках платежей по банковским картам в Интернете) выплатили ему эти деньги. Гендиректор «Флай Mp3» Владимир Нифонтов тогда заявил, что проблему можно было решить по телефону, но в «Gala Records» почему-то пошли своим путём. Иван Шаповалов отметил, что целью иска, вероятно, «является ограничение доступа населения к произведениям артиста. Но это приведёт лишь к тому, что музыка уйдёт из интернет-магазинов к пиратам и в файлообменные сети Интернета». Глава «Хронопэй Сервисез» Павел Врублевский удивился роли ответчика: «Платежи от “Яндекс. Деньги” действительно попадают на наш счёт, но потом они переводятся интернет-магазину». Зачем Ивану Шаповалову понадобилось инвестировать свои средства в интернет-торговлю? Почему портал
www.ledokol.com и в 2007 году, и сейчас являет собой весьма странное зрелище? Причём здесь «Хронопей Сервисез», Павел Врублевский и сам Иван Шаповалов? Наконец, какое отношение ко всем этим интернет-баталиям имеет Венский конгресс «пиратов» и эксперт «Национальной ассоциации участников электронной торговли» (НАУЭТ) Алексей Черняев?