«Про блюз нельзя сказать только одну вещь: что он забавен»
Стивен Стиллз .
[700x517]Мысли о блюзе. Блюз – это когда хорошему человеку плохо.
Блюз - это оптимизм пессимиста, проповедующего безудержное наслаждение, потому что завтра наступит конец.
Блhttp://www.liveinternet.ru/app/fotograf/index.php?s=photo_viewer&ev=photo_view&uid=3598058&bid=3598058&pid=1197569&id=4206448&mode=thisюз – это путь. Это такая тропинка. Через тьму, через страх, через твои собственные ночные кошмары. Если у тебя в груди живёт боль, и ты поёшь, ты играешь её – ты выводишь её в мир. Выводишь себя к свету. Поэтому музыка – это реальное волшебство. Блюз – это настоящая, истинная магия"
Блюзы — это всего лишь переживания хорошего человека, расставшегося с женщиной»
«Высшее мастерство в исполнении примитивной музыки — есть культура. С этим надо родиться.»
[600x598]«Простую музыку играть трудней всего, а блюз - простая музыка».
Альберт Коллинс
[600x400]Происхождение музыки блюз
В блюзе важен не только вокал, но и музыкальное сопровождение. Вокальные особенности блюза приписывают африканским племенам, исполнение которых очень напоминает первоначальные версии исполнения блюза. Кроме того, еще в 60-е годы очень многие группы, которые состояли из ударных или же духовых инструментов начали активно записываться на студиях и продавать свои альбомы.
Это были первые записи музыки блюз, такой, какой она было в то время. Если внимательно послушать стиль исполнения музыки блюз афроамериканцами, то можно услышать далекие отголоски музыки племен, дикой, необузданной, полной страданий, переживаний и страсти. Вот именно такой предстала перед слушателями музыка в стиле блюз в 60-е годы. Сейчас истинный блюз исполняют очень многие музыканты, которые известны своими композициями по всему миру.
Но истинными исполнителями, которые умеют очень тонко прочувствовать все особенности исполнения, текста и мелодии до сих пор являются афроамериканцы. Очень часто мы слышим облегченные варианты блюза, которые подстроены специально под самый широкий круг аудитории. Не смотря на то, что исполнение может быть действительно замечательным, это все же не обязательно будет истинный блюз.
[700x700]Печальный блюз.
Печальный блюз на пианино,
Играет грустная душа,
Любовь и счастье воедино,
Объединяя, не спеша…
От этой музыки, отпустит,
На сердце, тяжесть, боль и грусть,
Не будет радости, без грусти,
И лишь любовь, без грусти пусть.
Гитара плачет, вторит скрипка,
Слезу роняет на плечо,
Моя любовь, моя ошибка,
А как на сердце горячо…
[500x322]История блюза
Блюз по своей сути является не ответвлением джазового жанра, а вполне самостоятельным музыкальным жанров, расцвет которого пришелся на 60-70 годы. История блюза начинается в 20 веке и при этом тесно переплетается с историей джазовой музыки. Блюз, так же как и джаз, являлся изначально музыкой афроамериканцев из Гетто, и в нем просто описывались будни простого человека, который не может себя найти, у него нет работы, ему нечего есть, и поэтому он совершает множество разнообразных преступлений и в итоге погибает от шальной пули или на электрическом стуле. История блюза достаточно короткая, но при этом очень сложная.
Музыкальное значение блюза таково, что оно передает суть переживаний и внутреннего состояния души человека, который поет блюз. Слово «блюз» изначально обозначало состояние хандры, депрессии или меланхолии человека. Именно этими эмоциями и наполнены все блюзовые композиции. Этот жанр был совершенно не популярен вплоть до 1900 года. Все исполнители блюза стараются намеренно вызвать у себя состояние тоскливого ожидания и одиночества, так как верят, что именно в этом состоянии блюз исполняется лучше всего. Именно поэтому слово «блюз» означает не только музыкальный жанр, но и острую тоску.
[600x477]Основы блюза
Существует множество вариантов, используя которые можно исполнять блюз. Кроме того, исполнители блюза являются любителями удобства и постоянства, поэтому они используют в исполнении, в большинстве своем, определенные тональности. Чаще всего это тональность Е и А. Чаще всего именно благодаря особенности тональности было видно определенное отличие первоначально исполняемого блюза от джазовых композиций.
Существует так же определенная последовательность исполнения. Когда говорят «играть блюз», то чаще всего подразумевают именно определенную последовательность исполнения композиции. Такая последовательность исполнения появилась относительно недавно, но ее сразу же переняли многие исполнители. Блюз исполняется практически всегда в виде медленных композиций, которые могут включать не только импровизацию со стороны вокалиста, но и импровизированные пассажи со стороны одного из музыкантов, или же нескольких музыкантов последовательно.
Это может быть сольное исполнение гитариста, барабанщика или же, если таковой имеется, музыканта, играющего на одном из духовых инструментов. Чаще всего используется именно гитара, которая в полной мере может выразить всю глубину чувств и смысловые характеристики композиции.
[520x520]Влияние блюза на другие музыкальные стили
Исторически блюз возник более 80 лет назад. В наше время его влияние распространилось на многие иные музыкальные стили, причем произошло это очень плавно и практически незаметно.
Даже сейчас, слушая рок-музыку, опытный музыковед сможет услышать в ней отголоски блюза, которые плотно вплетены в весь стиль исполнения. Кроме того, доподлинно известно, что блюз в значительной степени повлиял и на поп-музыку. Причем это влияние распространилось не только на музыку американских исполнителей, но и исполнителей всего мира. Вплоть до 1950 года блюз был музыкой исключительно для так называемых «черных» исполнителей. Тем не менее, после 1950 года он стал широко и быстро распространяться и среди остальных, и при этом довольно известных, исполнителей.
Именно блюз положил начало такому замечательному и всеми любимому рок-н-роллу. Рок-н-ролл заслуженно считают одним из более поздних (если считать с момента основания блюза) стилей блюзовой музыки. Претерпел он изменения так же еще и в том, что рок-н-ролл, в отличие от блюза стал включать в свои тексты и ритмы более оптимистичные ноты и сочетания. Блюз же, вплоть до 50-х годов, был как бы своеобразным стилем, который исполнялся примерно так же, как и фолк.
* Блюграсс
[500x375]Расцвет музыкальных афроамериканских стилей
Ближе к концу девятнадцатого века трения между белыми и афроамериканцами становились все заметней и острей. В это время музыкальные стили претерпевали значительное изменение. Все стили, которые существовали к тому времени, афроамериканцы начали исполнять по-своему. В связи с этим появилось множество новых музыкальных течений и жанров, которые остаются популярными и по сей день. Это и джаз, и рэгтайм, и рэгги. И конечно же блюз. В то же время черные писали множество песен, в которых они представлялись незаслуженно униженными или обиженными, угнетенными.
Но при этом они так же высмеивали все остальные расы. Себя же они показывали не только невинными, но и, одновременно, исключительно безнравственными. Их песни выражали презрительное отношение к тем, кто поступает с ними неправильно и ко всему миру в целом. Исполнения этих песен были пропитаны таким количеством эмоций, что ночные клубы, в которых часто выступали эти исполнители, были полны слушателей. Естественно, что этими слушателями были исключительно «черные братья». Несмотря на гонения со стороны практически всего мира, музыкальные жанры, и, в первую очередь, блюз, продолжали развиваться очень стремительно. Они окрашивались новыми тонами, а них появлялась определенность и закономерность, музыка становилась более разнообразной и душевной.
[401x500]Расцвет музыкальных афроамериканских стилей
Ближе к концу девятнадцатого века трения между белыми и афроамериканцами становились все заметней и острей. В это время музыкальные стили претерпевали значительное изменение. Все стили, которые существовали к тому времени, афроамериканцы начали исполнять по-своему. В связи с этим появилось множество новых музыкальных течений и жанров, которые остаются популярными и по сей день. Это и джаз, и рэгтайм, и рэгги. И конечно же блюз. В то же время черные писали множество песен, в которых они представлялись незаслуженно униженными или обиженными, угнетенными.
Но при этом они так же высмеивали все остальные расы. Себя же они показывали не только невинными, но и, одновременно, исключительно безнравственными. Их песни выражали презрительное отношение к тем, кто поступает с ними неправильно и ко всему миру в целом. Исполнения этих песен были пропитаны таким количеством эмоций, что ночные клубы, в которых часто выступали эти исполнители, были полны слушателей. Естественно, что этими слушателями были исключительно «черные братья». Несмотря на гонения со стороны практически всего мира, музыкальные жанры, и, в первую очередь, блюз, продолжали развиваться очень стремительно. Они окрашивались новыми тонами, а них появлялась определенность и закономерность, музыка становилась более разнообразной и душевной.
[600x700]«Звуки, похожие на блюз, составлены из чувств, изящества и страха».
Билли Гиббонс. Исполнители блюза:
Сочинение и исполнение блюза Исполнители блюза Репертуар исполнителей блюза Характер блюза и его исполнителей Особенности исполнения блюза Блюз в России Отис Раш (Otis Rush) Джонни Винтер Чак Берри – гений контрастов Вилли Диксон Мадди Уотерс Эдди Джеймс Хаус младший Чарли Паттон Роберт Джонсон (Robert Johnson)