Продолжаю делать обзор книг, прочитанных в 2018 году.
* Нил Саймон "Босиком по парку" , 4 из 5. Пьеса о молодости, о любви и семейной жизни, а также и о взрослых))
Три дня из жизни молодоженов, женатых на момент событий всего-то каких-то 6 дней. Первая квартира, которую они, вернее она, обставляет по собственному вкусу. И новая семейная жизнь, отличная от той, к которой они привыкли в отеле,где провели медовый месяц. И не совпадение характеров и взглядов, и привычек, и как следствие - разговор о разводе, который помаячил-помаячил в воздухе и исчез, растаял для героев в дымке: ведь в совместной жизни надо учитывать и уважать интересы противоположной стороны, быть внимательным, культивировать новые, совместные, интересы. И как это порой бывает, то, что сегодня было главным, завтра - это даже не второстепенно.
Кори. ... Мне вдруг стало ясно, что между нами нет АБСОЛЮТНО ничего общего!
Поль. Почему вдруг? Потому что я не хочу ходить зимой босиком по парку? Это еще не повод, Кори. Измена - это повод. Босые ноги - это еще не повод.
а на следующий день:
Кори. Поль, у тебя ледяные руки. ... Ты холодный как лед... Что ты делал?
Поль. А как ты думаешь, что я делал?(Ставит ногу на стул). Ходил босиком по этому проклятому парку.
Кори (поднимая одну штанину). А где же твои носки? Ты что, с ума сошел?
Полезный совет для семейной жизни дала Кори ее мама:
Не превращай свою жизнь в игру, в которую вы играете по ночам в той маленькой комнате наверху. Будь к нему внимательной и заботливой. Пусть он почувствует, как много он для тебя значит. Сможешь это сделать - тогда у вас будет чудесный, счастливый брак... Так это случается с одной парой из десяти.
Следует добавить, что такой же совет порой необходим и мужьям. Семейная жизнь - это результат работы двоих. Смогут ли герои данной повести стать этой самой одной парой из десяти, читателям предстоит решить самостоятельно. Автор показал, что попытку они все ж таки предприняли. А как оно будет дальше - жизнь покажет и собственный опыт читателя. Мне лично кажется, что разность характеров - это не повод для несчастной семейной жизни. Практика показывает, что и в таких случаях бывают прекрасные семейные пары. Как и наоборот - вроде и характеры похожи, и люди, каждый по отдельности, хорошие, а в семье - враги... У каждой пары собственный рецепт счастья или несчастья.
Интересная здесь и вторая линия - мама Кори, Этель, и их сосед, эксцентричный господин Веласко, Виктор Веласко. Счастье в любом возрасте - это случай и обоюдное стремление к нему.
Милая комедия, легкая, с долей юмора и житейской мудрости. Очень позабавили некоторые фразочки - ну прям один мой знакомый вместо Поля их произносит)))
* Екатерина Боронина "Удивительный заклад", 5 из 5. Небольшая повесть забытого автора...
Жаль, что эта книга не попала ко мне в детстве. Иногда удивляюсь тому, сколько интересных детских авторов/книг прошли мимо несмотря на то, что я была читающим ребенком. В свое оправдание скажу, что просто я как-то быстро перешла на классику и к более взрослым книгам.
Однако возвращаюсь к прочитанной повести. Здесь есть все - и красивый язык, и атмосфера начала 20-го века, и живые герои, и дружба мальчишек, и история, которая многому может научить ребенка или во всяком случае отложить в его подсознание, что такое хорошо и что такое плохо и к чему может привести желание иметь что-либо здесь и сейчас. История, о которой идет речь, интересна и правдоподобно, ей веришь и веришь Алексею Власьеву, от имени которого идет повествование. Через тридцать семь лет он делится воспоминаниями своего преступления, которое совершил в двенадцатилетнем возрасте. Но сделал он это не преднамеренно, а чтобы помочь другу Сёмке, круглому сироте. И как из отличника, претендующего на казенное обучение в гимназии, он чуть не стал преступником. Сёмка тоже интересный персонаж, настоящий друг. Отдельного внимания требует к себе Кронид Иванович, Хранид, владелец казенного ломбарда. Его роль в судьбе мальчишки оказалась очень существенной, а вот о его судьбе читатель узнает только в последней главе повести - и....
Снежок - это породистый кот, которого в возрасте пяти месяцев подарили семье Власьевых, вернее Лёшиной бабушке в благодарность за ее мастерство кружевницы. И этот самый Снежок стал индикатором человечности и порядочности.
Да, хочется отметить, что в книге упоминается и о классовом неравенство, но что поделать, если это тоже было.
Милая, поучительная история, рассказанная тепло и душевно. И несмотря на то, что это детская литература, она будет интересна и взрослым.
* Юрий Никулин "Почти серьезно...", 5 из 5. И в этом году повезло на интерсную автобиографию интересного и известного человека.
я хочу обратиться к молодым - ко всем, кто начинает свой путь: нужно верить в себя, добиваться, искать, пробовать, ошибаться. Не гнаться за успехом, но постоянно работать, учиться.
- именно так обращается Юрий Никулин, заканчивая книгу, и в этом - его взгляд на жизнь, на творчество, на работу. Он сам так жил. В его актерские способности приемная комиссия в свое время не поверила. Да и вообще, если посмотреть внимательно, в его талант изначально верили только его родители. И правильно делали! Со временем он покорил зрителей всего мира.
Клоун, актер, интересный рассказчик и просто удивительный человек - спокойный, внимательный, трудолюбивый, наблюдательный. Еще в бытность студенчества один из его наставников утверждал, что необходимо будить фантазию. И этому он следовал всю свою творческую жизнь. Искал себя на манеже, на киносъемках, в писательской работе. Его автобиография полна искренности, доброты и честности. На страницах книги оживают истории цирка, кино, довоенное, военное и поствоенное время. Мы знакомимся с неизвестными и известными людьми, животными-актерами, закулисной жизнью цирка, заграничными поездками, с тем, что осталось за кадром при съемках фильмов... со всем тем, что составляло жизнь этого замечательного человека.
Только, пожалуйста, ничего в ней не ври.
- так попросила Никулина его мама, когда узнала, что он собирается писать о себе книгу. Наверное, поэтому эта книга получилась открытой, оптимистичной, доброй, светлой - именно такое ощущение было у меня при ее чтение и осталось после.
Особенно мне нравились в ней эпизоды, в которых автор рассказывает о животных. Он делает это с такой теплотой...
* Лев Толстой "Воскресение", 4,5 из 5.
Однозначно, Лев Николаевич - мой автор. Мне нравится, как он пишет, о чем он пишет. Мне интересны его взгляды, которые в большинстве случаев не разделяю, а даже наоборот - не понимаю как минимум или отрицаю как максимум. И каждый раз я получаю удовольствие от прочтения его произведений: ведь это - возможность посмотреть "на вещи" с другой стороны и с другого ракурса, окунуться в психологизм его прозы, философские размышления и богатый красивый литературный язык, а также погрузиться в актуальность проблемы, затронутой автором.
"Воскресение" - роман, написанный в 1899 г. И уже одним своим годом написания он обязан был стать итогом литературы XIX в. и началом литературы XX в. И он им стал. Однако, он еще - и последний роман Л.Н. Толстого, его т.н. "лебединая песня", которую он писал долго, меняя акценты, подвергая серьезному редактированию первоначальный вариант. В результате получилось масштабное полотно современной автору жизни. Здесь есть все - чиновники всех мастей и сословий, их семьи, преступники, революционеры разных направлений и взглядов, крестьяне и рабочие, дворяне и мещане... И в центре всего - пенитенциарная система. Тема серьезная, важная и актуальная. Преступление и наказание - их причины и следствия - будут интересовать пытливые умы еще не одно столетие. Впрочем, как и обычных обывателей: ведь именно они чаще всего оказываются жертвами преступников. Именно поэтому идею (из серии "а судьи кто?") многоуважаемого и многознающего и понимающего автора не приемлю. Получается, любое преступление можно оправдать и преступник становится вроде бы и не преступником.... Ну да, действительно, ему детей кормить надо, поэтому он крадет у другого человека, работающего и зарабатывающего трудом, а вот пойти работать и зарабатывать у него ума не хватает и сил. И да, у преступника всегда (согласно учению Толстого) найдется оправдание - общество ему должно, должно еще со времен его предков. Только должно общество - а отдавать приходится кому-то конкретно. Нет, не согласна с автором. И изображение преступников белыми и пушистыми немного настораживает и воспринимается как наивность и близорукость. Впрочем, чаще всего самые настоящие уголовники умеют так показать себя несчастными, белыми и пушистыми, что диву даешься.... Одним словом, верить в постулат, что в тюрьме все безвинно пострадавшие, мне не хочется да и не можется... И да, я устала от такого изображения преступивших закон. В этот момент Лев Николаевич заметил бы, мол, а кто эти законы пишет-то... Тем не менее они есть и не все их игнорируют, просто живут в пределах адекватной честности. Автор рассказывает на страницах своего романа об уголовнике-красавце Федорове, для которого цель жизни - наслаждение. Ничего иного он не знает и знать не желает. Тем не менее, по мнению Толстого, в его преступности виновато общество. Рассуждать на эту тему и в обозначенных границах можно бесконечно долго, только результата-то не будет все равно. Единственное, в чем я согласна с многоуважаемым автором, так это в том, что тюремная система не исправляет, а еще усугубляет ту безнравственность, которая стала причиной преступления и в большинстве случаев становится кузницей определенных кадров.
Толстой в своих размышлениях утверждает, что государственная служба развращает людей, делает из них жестоких, незадумывающихся исполнителей указов и приказов. Я и с этим не согласна. У человека всегда есть выбор. Всегда есть возможность вести себя в соответствии со своими нравственными убеждениями. Кто, например, издавал указ конвойному офицеру проявлять жестокость, рукоприкладство к заключенному? И таких примеров можно привести из одного романа достаточно много, а из жизни - так вообще...
Главным героем в романе выведен князь Нехлюдов, в котором лично мне видется сам Лев Николаевич. Молодой, наивный, но ищущий и страдающий от осознания того беспредела, который на тот момент существовал и который он увидел. Он предпринимает попытки исправить хоть что-то в сложившейся ситуации, но дается все это ему с трудом и далеко непросто.
Катюша Маслова - жертва молодого Нехлюдова. Жертва любви и животной страсти, которой поддались оба, но расплачиваться пришлось ей одной. С другой стороны, как сказала Аграфена Петровна, женщина, уже пожилая, и тоже, как и Маслова, из народа:
Со всеми бывает, и если с рассудком, то все это заглаживается и забывается, и живут
Причина ведь не в безвыходной ситуации - у Катюши был выбор, как минимум два: или в прачки пойти, или стать жрицей любви. Последнее оказалось привлекательнее - и руки не изъедены, и платья красивые носить можно. Платья же и определили ее выбор.
Очень ярко и четко выведены автором второстепенные персонажи, каждый из них, даже промелькнувший, несет определенную смысловую нагрузку. У каждого свое место и своя роль. И именно среди этих персонажей есть тот, кто мне близок и понятен более всего. Это - Набатов,
Революция, в его представлении, не должна была изменить основные формы жизни народа -...... - революция, по его мнению, не должна была ломать всего здания, а должна была только иначе распределить внутренние помещения этого прекрасного, прочного, огромного, горячо любимого им староко здания
Концовка романа ожидаема, она реальна, она логична. Показательна сцена в детской в доме у генерала, когда Нехлюдову
стало завидно и захотелось себе такого же изящного, чистого, как ему казалось теперь, счастья.
И это желание - закономерное, нормальное, естественное. Именно оно способно удержать человека, спасти.
Роман заканчивается цитатами из Евангелия. Хочется верить, что Нехлюдов найдет себя. И Катюша, и все остальные.
Еще один важный вопрос поднимает автор в этом романе, вернее, не поднимает, а только касается его - это религия. И официальная, православная, и оккультная. И в каждой он видит и демонстрирует недостатки.
И как заключение, хочется сказать, роман - непростой, достаточно сложный и интересный. Он не произвел на меня такого сильного впечатления, как "Крейцерова соната", тем не менее стал причиной размышлений. "Кто виноват?" и "Как с этим жить?", и "Что делать?" - классические вопросы, возникающие после прочтения "Воскресения". И ответов, однозначных, найти, мне думается, невозможно.
* Владимир Набоков "Защита Лужина",4,5 из 5.
Счастье как будто было рядом, где ключевое слово - как будто. Было ли оно вообще рядом? И что такое счастье? Гениальность - это счастье или горе? Это дар или проклятие? Или это скорее пограничье между нормой и безумием? И где кончается норма и начинается патология? Ум и безумие - это противоположности как инь и янь, как белое и черное, как Смерть и бессмертие, как добро и зло, как... Человеческая память как бездонный колодец, темный и холодный, со своими тайнами и скелетами, а также поджидающими в любой момент опасностями... Это жизнь человеческая - единственная и неповторимая, но порой такая сложная...
Маленький Лужин - он не такой как все, он скрытый, он - иной, а потому ему сложно, его не понимают, в школе делают изгоем (и в этом вина перво-наперво лежит на учителе), врачи лечат впрыскиваниями мышьяка (на сегодняшний день это выглядит кощунственно, но в то время верили в силу данной процедуры), единственный мир, который ему открылся, который его манит и поддается - это мир шахмат. Красивая игра, четкая, завораживающая... И в этот мир прячется Лужин-младший раз - и навсегда. Вся его жизнь - это шахматы, шахматные задачи, турниры - и ничего личного, ничего лично для себя. Некий Валентинов (а-ля тренер) сумеет правильно, в свою сторону, воспользоваться талантом Лужина-младшего, в принципе в некоторой степени погубив его. Судьба подбросит Лужину шанс - женитьбу на милой барышне - такой же, как и он, эмигрантке, только эмигрантке, у которой есть за спиной внушительное наследство. Впрочем, это сама невеста больше способствовала тому, чтобы они поженились. Ей казалось,
она чувствовала в нем призрак какой-то прсвященности, недостающей ей самой
Эта тургеневская девушка будет пытаться "спасти" Лужина, вернуть его в настоящую жизнь. А он - он будет играть собственную партию с Судьбой...
Читая роман будто сам разыгрываешь партию под названием "Жизнь Лужина". Лужин - ребенок, дача, француженка, родители, возвращение в город, дом в Москве, школа, внутрисемейная атмосфера, "третий лишний", смерть матери,... - и над всем властвуют шахматы, дар во благо, а оказалось - на беду.
Лужин живет в своем мире. В своем мире живет и невеста, впоследствии жена Лужина, и ее мать, и ее отец, и знакомая из советской России, и все, все... впрочем, как и каждый из нас. Поэтому, как заметил наш преподаватель по нервным заболеваниям, нет идеально психически здоровых людей, даже любую привычку можно рассмотреть как наличие отклонения)) Тем не менее, есть границы нормы и вот выход за них чреват последствиями.
Финал предсказуем. Болезнь Лужина очевидна, потому все логично и печально...
Отдельно хочу отметить литературную составляющую романа, которая мне очень понравилась. Такой образный язык, такая пронзительная атмосфера, некая хрустальность текста... чем-то напомнило мне прозу Бунина...
Знакомство с В. Набоковым (несколько случайных страниц из "Лолиты", которые точно вынесли вердикт, что роман не мой, и прослушанный в филармонии на творческом вечере мастера художественного слова рассказ, очень даже понравившийся, - можно не принимать во внимание) оказалось успешным.
Вот и весь список. В декабре начала, а сейчас продолжаю читать "Жерминаль" Эмиль Золя. Книга интересная, но более подробно уже расскажу о ней в рубрике (или отчете) за 2019 год. О наступившем году что хочу еще сказать - читательский год 2019 обещает быть таким же интересным как и 2018. Желаю себе, чтобы это обещание исполнилось. И моим читателям также желаю интересных книжных открытий! Ведь каждая книга - это мир, который мы можем посетить и изучить совершенно бесплатно, а порой что-то и вынести оттуда полезного. Книга дарит нам самое экономное и богатое путешествие - как по странам, так и по временам, как по характерам, так и по судьбам. Хороших нам путешествий - как книжных, так и реальных!