Решила не затягивать и не откладывать в долгий ящик то, что можно сделать здесь и сейчас. Или хотя бы постараться. А то как часто в последнее время бывает - то забуду, то что-то случится.... И обзор прочитанных за год книг откладывается, откладывается, откладывается... Так случилось, например, с обзором книг - 2017: дотянула до лета, наконец нашла время, начала его, а тут внезапно Бэтти не стало и уже не до него... впрочем, как
и не до много чего...
Вернусь, однако, я к книгам ушедшего, такого тяжелого для меня года (его последние дни тоже стали для меня неким испытанием и пр., и пр., но об этом потом, если соберусь с мыслями). Несмотря на то, что год выдался далеко не таким дружеским, каким я его себе представляла (как-никак, я - собачница со стажем и собачек очень люблю и они меня), книжные открытия были отличными и замечательными. Конечно, не все запланированное я прочитала - увы и ах - но то, что прочитала, пришлось по душе, было интересным и запомнилось. Итак,
* книжный год я начала со сборника "Убийство под Рождество", получивший у меня оценку 5 из 5. Сборник вполне удачен и как результат - замечательно проведенное время за чтением детективов в рождественские дни. Составитель постарался - объединил три повести не только по жанру, но и в некотором смысле временем. Еще тем, что три автора - женщины, а расследуют убийства в их книгах мужчины. Сборник начинается повестью Агаты Кристи "Убийство под Рождество". Именно на Рождество у англичан есть повод собраться всей семьей, провести время в согласии, доброй воле, когда в доме царит всеобщая благожелательность, а старые ссоры забыты, хотя бы на время. Но ведь тогда это время, когда возникают излишества, напряжение и как следствие -
легкая неприязнь или самая обычная ссора примут гораздо более серьезный характер
Эта идея Пуаро в данном произведении имеет наглядное подтверждение. Семья съезжается на праздник, но, как оказывается, "не все так просто в датском королевстве". Интересно было наблюдать, как автор подводит читателя к развязке (отмечу одно - я не из тех, кто хочет разгадать все сам и таким образом оценить возможности и способности автора и читателя). Единственное, уверенность Эркюля Пуаро в законах генетики вызвала у меня легкую улыбку. Конечно, он прав относительно закона доминирования, но ведь и в нем встречаются исключения. Правда, в данном случае все по науке происходит. Можно сказать, что наконец-то я познакомилась с леди Агатой как с мастером детективного жанра. До этого знала ее как человека, прочитав "Автобиографию".
Вторая повесть в сборнике, также принадлежащая перу англичанки - "Дочь времени", Джозефина Тэй. Как следует из эпиграфа, в качестве которого взята пословица, дочерью времени является правда. Действительно, история, особенно давняя, прикрыта таким слоем пыли, что запросто под ним может скрыться правда и наслоиться то, что выгодно современникам. Постепенно слой утолщается, правда принимает иную форму, вид и содержание. И только случайность порой может все изменить и выпустить ее наружу (или то, что более близко к ней). Или - сделать видимость правды? - увы, нам не дано этого знать наверняка...
Интересная повесть в своей идее и в своем исполнении. С описываемыми событиями знакома весьма поверхностно, что придало особый шарм произведению с моей точки зрения за счет исторической правдоподобности. Кстати, сам детектив очень даже статичен, динамичен исторический момент, но более в плане нон-фикшн. Прикованный к постели инспектор полиции ради развлечения рассматривает принесенные портреты исторических личностей. Один из них его заинтересовывает, заставляет более подробно изучить историю своей страны, а именно ее 15-й век. Когда с исторической арены сходили Плантагенеты и поднимались Тюдоры. А историю, как говорится, пишут победители.
Проходит время, и уже ничего нельзя изменить. С легендой не поспоришь
Это точно. Примеры легенд из самой книги - бостонская резня, Тоунипанди, ковенанторы (правда, в этих случаях победители не при чем). Сам же список можно продолжить (это уже я от себя).
Легенды нужны одним, другим они нравятся, а третьи от них страдают. Четвертые остаются в стороне, они просто принимают все как есть.
Иногда, правда, мифы развенчиваются. Даже если логически правда оказывается на поверхности, старая легенда все ж таки остается более удобной.
А рассматривать лица полезно. Взгляд человека может многое сказать (мое мнение из собственной практики)
Кстати, тест насчет Ричарда и Генриха среди моих знакомых на данный момент составляет 50/50.
Да и учебники даже в той же Англии (пусть и прошлого века) не идеальны (на примере учебников по истории, что цитируются в повести) (и там тоже хватает пафоса, даже поболе будет).
Заканчивается сборник повестью американской писательницы - Элен Макклой "Две трети призрака". Время действия - декабрь, то солнечный день, то снежный... Место действия - США, Нью-Йорк. Писательско-издательская среда - писатели, издатели, критики. С вкраплением актерской, а именно Веры, жены преуспевающего, модного писателя. Как раз благодаря этому можно посмотреть как представляется подобная жизнь Голливудом, и какая она есть на самом деле. Да и как это жить по канонам голливудской сказки. А еще в этой же среде оказывается полиция - писатели могут быть полицейскими (или, может, полицейские - писателями?).
Дополнительный плюс книги - это психологическая картина героев.
И здесь, кстати, тоже есть место легендам, вернее, как они создаются - биографии писателей, статьи критиков...
"Две трети призрака" - это между прочим игра такая и очень даже интересная.
* М. Шолохов "Судьба человека", оценка 5 из 5. Небольшая повесть, совсем даже маленькая, но сколько в ней судьбы человеческой, трагедии и надежды на возможное счастье. Очень хочется верить, что сердце главного героя продержится, чтобы поднять на ноги мальчишку-сироту, подарить ему родительскую любовь и заботу. Две судьбы, опаленные войной, встретились и, дай Бог, чтобы эта встреча была на многие года.
Это как раз тот случай в моей практике, когда фильм посмотрела не единожды, а произведение прочитала только вот...
* а от этой книги захмелеешь без вина: А. Черкасов "Хмель". , 5 из 5, лучшая книга этого года!
Мелководная река воркует, журчит, будто сказку бормочет....
Бурная - камни перекатывает, с ног сшибает. Не река - кипень студеная.
Вот так и история России, история Сибирского края - будто бурная река, а жизнь человеческая - с мелководной схожа... Да только верно, видно, сказывают старообрядцы, что судьбами людей наделяет бог с высоты седьмого неба. И судьбы эти могут очень странным образом переплетаться. И жизнь их не вечна: она уходит, гаснет и покрывается золою времени. И чем больше временное расстояние меж ними, тем больший шанс, что
под этой золою никто не узнает и не поймет, как ты жил.
Мало ли на деревне разных фамилий, а кому известны истоки их? Письменно не врублено в лист, а память людская куцая, как заячий хвост.
Алексей Черкасов на страницах своего романа воскресил из прошлого историю России и Сибири, а вместе с нею жизни давно ушедших в небытие людей, дворян и крепостных, бунтовщиков и смиренных, верных царскому престолу и стремящихся его упразднить, а то и вовсе сбросить в тартарары, старообрядцев и православных, духовников и их паству, ищущих правду, истину в святом Писании и беспрекословно верящих написанному, узнавших Любовь и тех, кого она обошла стороной, ссыльных и законопослушных, каторжан и конвой, военных и мирных граждан, революционеров и антиреволюционеров, сторонников Временного правительства и большевиков... Масштабная панорама получилась - охвачено автором более ста лет истории. И показаны они ярко, насыщенно событиями, от общего к частному и наоборот - от частного к общему. Описание природы завораживает - оно здесь не ради украшения текста, оно позволяет как можно более достоверно погрузиться в описываемые события, представить край, который полюбила заочно (но может все-таки сбудется моя мечта???), оно вплетено в канву произведения и сделано это так мастерски, что невозможно их представить независимо друг от друга. А язык, которым написан роман, - литературный, богатый - окутывает будто без хмеля тут явно не обошлось.
Читаешь роман - и не хочется, чтобы он заканчивался. Погружаешься в событийный ряд, окунаешься в эпоху, переживаешь за героев и наблюдаешь за их жизнью, рассуждаешь о прочитанном, соглашаясь с автором, а порой и споря, удивляешься, поражаешься вековой дремучести, в которой жили люди и из которой выходить не хотели (а иногда самостоятельно в нее погружались). Самая яркая картина - в начале романа - сожжение Акулины с ее шестипалым младенцем: согрешила, видите ли, с дьяволом... ооо, религиозности здесь вдоволь - старообрядцы это вам не еретики-щепотники. И характеры у них - кержацкие.
Вторая центральная тема - революционная: эволюционировала она от пугачевщины через декабристов до Временного правительства и как следствие - большевиков. Да уж, и эта тема о многом заставляет подумать и призадуматься. Логические цепочки много мыслей порождают...
Трагическая сцена финальная. О чем она? К чему? Каждый найдет ответ свой. Или несколько вариантов этого ответа. А впереди - продолжение о судьбе края и его жителей в двух последующих романах автора. И сколько еще перемелется этих судеб в жерновах революции и последующих событиях бурного XX века? когда нет права на ошибку, на сомнение, на искание, на вопросы...
* весной как не почитать о любви, тем более первой?! И. Тургенев "Вешние воды". Тургенев... которого читала только в школе и юбилей которого был в этом году... 5 из 5.
Очень непросто оказалось поставить оценку этой повести. Во-первых, нельзя сказать, что книга великолепная и, захватив, держала в напряжении с первой страницы до последней. Во всяком случае не меня. Начало было даже немного высокопарно восторженным и размеренным. Однако, это ведь воспоминания давно минувших дней немолодого уже человека - и неспешное повествование как раз то, что надо. Его молодость, заграничное путешествие, случайная встреча и - неожиданно, внезапно возникшее чувство первой любви. Той, которая навсегда останется в сердце и в душе независимо от последующих событий. А вот последняя часть - просто великолепна!!! Романтично-сентиментальный век - а страсти разыгрались под стать современным.
Просмотрев рецензии, отметила одну особенность - основная масса рецензирующих ставит на Дмитрии Санине клише "слабовольный", "слабый человек" и т.д. и т.п. Удивительно, какие все умные, мудрые, во всем разбирающиеся и все понимающие... Интересно, а если им судьба подарит встречу с такой вот Марьей Николаевной (неважно какого пола, я говорю о типаже), как они поступят? Сразу же раскусят ее намерения? ретируются до накала страстей? переиграют ее? - и проявят себя сильной, устойчивой личностью, или - поддадутся ее чарам, не заметив как она манипулирует, расставляет сети/капканы, плетет паутину, а потом назовут себя слабой личностью?
Семейство Полозовых - очень непростое семейство, они действуют, можно сказать, сообща. И от этого вдвойне опасны. Ничего не предвещало беды: со всеми деловыми предложениями обращайся к супруге, - ответствовал Санину друг по пансиону . Действительно, г-н Полозов даже по внешнему виду на дельца не похож. Совсем другое дело - его жена. Дочь миллионщика. Красавица, умница. Все трое, Полозовы и Санин, - ровесники, но какие разные! Автор противопоставил благородство, честность, искренность, наивность, еще чистую юность и "внутреннюю" извращенность при внешней благопристойности. В этом конфликте, думается, первое обречено. Пусть не всегда, но в большинстве случаев. Тем более в таком, о котором рассказывается в повести.
Джемма.... Ее судьба как нельзя лучше демонстрирует - что не делается, все делается к лучшему. И ее письмо, ее прощение в финале - это здорово! А желание Санина ее увидеть, воспользовавшись намеком, тоже понятно: первая любовь - она такая...
И вообще, жизнь - очень сложная штука. И в данной повести Тургенев показал жизненную историю. Историю роковой встречи. Историю, на которую не будет однозначного ответа.
Весна... Любовь.... а если еще и первая... Вешними водами смоется она. Но где-то там ее ручеек останется. И он будет питать человека всю его дальнейшую жизнь.
* "Хмель" - это первая книга трилогии и я решила, что просто необходимо познакомиться со всем циклом, тем более дальнейшие судьбы героев интересны, а слог автора - отдельные дифирамбы. Поэтому, неудивительно, что следующей книгой оказался роман "Конь рыжий", написанный А. Черкасовым в соавторстве с П. Москвитиной (по совместительству и его женой, это так, к слову), так же получивший 5 из 5.
...двое в одной кошеве, чуждые друг другу и вместе с тем в чем-то близкие,-
вот так и Судьба, то ли милостивая, то ли нет, распоряжается человеческими жизнями: вроде бы и вместе определит людей и в то же время раздельно. И едут они по одной дороге, в одном направлении, но - разные, чужие и чуждые друг другу. Или - вроде и близкие друг другу, но в тоже время далекие, выбравшие разные направления. Впрочем, вариантов может быть много.
1917 год.... Непростое время, опасное. Бурление умов переросло в бурление тел - война на дворе гражданская. Отец против сына, сын против отца, брат на брата... Одни вершили власть - кто за белых, кто за красных, другие выживали то при белых, то при красных. Сложное время, сложные отношения, страшные события...
Река катает камни, бьет их друг о дружку, шлифует, и камни становятся гладкими, круглыми или плоскими, и тогда говорят: обкатаны водой.
Людей обкатывает жизнь и время....
И у каждого своя мера жизни.
Всего два года: зима 17-го - зима 19-го гг. XX ст. - а сколько всего произошло, сколько смертей, сколько поломанных судеб... Роман насыщен событиями, динамичными, сложными, затронувшими огромное количество участников - как новых героев, так и уже знакомых по первому роману трилогии. Переворачивая как-то очередную страницу произведения, подумала, не запутаться бы в этих идеях-направлениях, кто, когда и за кого - и признаюсь, не запуталась, а закрывала книгу с мыслью: "в тексте боишься запутаться, а люди в этой реальности жили". Во второй части трилогии религии значительно меньше, главная же роль, как того требует описываемое время, отведено политике, противостоянию белых и красных, волюшке вольной и свободе, а также казачеству, которое здесь на первом плане, если можно так сказать. Главный герой - Конь Рыжий, собственно Ной Васильевич Алехин-Лебедь, потомок славного Ермака, казачий хорунжий, очень интересная личность, спокойный, рассудительный, обстоятельный. Его поступки, мысли вызывают уважение. Все ключевые события, описываемые в романе, проходят через призму его восприятия, миропонимания, нрава и характера, что, на мой взгляд, позволяет и читателю оценивать все происходящее здраво и с пониманием.
А время было жестокое. Кровавые были года. И правда с неправдой уживались рядышком. Свободой прикрывалась жестокость, злоба - добротой, алчность - всеми возможными и доступными способами.
Много мыслей породил роман, их все не озвучишь, да и надобности в том нет. Единственное, хочется отметить, книга эта для вдумчивого чтения, написанная красивым языком и достаточно обстоятельная, вобравшая в себя красоту Сибирского края и непростую его историю.
* "Жизнь взаймы" Э.М. Ремарк, 5 из 5. Так уж получается, что с творчеством Э.М. Ремарка знакомлюсь преимущественно по книгам из серии "о любви", к которой и относится очередной прочитанный мною его роман - "Жизнь взаймы или Небо не знает фаворитов". Грусть, печаль, обреченность и жажда жизни, и любовь к ней - все это здесь есть. Как и сама Любовь. Как это - жить взаймы? жить, зная, что ты обречен? С другой стороны, если посмотреть, то любая жизнь - она ведь взаймы, разница только в одном - знаешь об этом наверняка или даже не догадываешься. А потому все в ней относительно. Вечность в один миг оказывается мгновением, всего какими-то парочками дней/недель/месяцев.
Человек, которому предстоит долгая жизнь, не обращает на время никакого внимания; он думает, что впереди у него целая вечность. А когда он потом подводит итоги и подсчитывает, сколько он действительно жил, то оказывается, что всего-то у него было несколько дней или в лучшем случае несколько недель. Если ты это усвоил, то две-три недели или три месяца могут означать для тебя столько же, сколько для другого значит целая жизнь.
На самом деле человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он меньше всего обращает внимание на время и когда его не подгоняет страх
- вот это верно подмечено. С другой стороны, именно в это время человека может поджидать беда, потому как он расслабился, он счастлив...
Почти ни один человек не думает о смерти, пока она не подошла к нему вплотную. Трагизм и вместе с тем ирония заключается в том, что все люди на земле, начиная от диктатора и кончая нищим, ветуд себя так, будто они будут жить вечно. Если бы постоянно жили с сознанием неизбежности смерти, мы были бы более человечными и милосердными
- а здесь посмею не согласиться. Так думают, оказавшись в беде, но если бы с этим жили постоянно, то ко всему бы привыкли и все шло своим бы чередом.
Этот роман поделен мною на две части, вернее, даже не так. Этот роман был прочитан мною в разных эмоциональных состояниях: первая половина, когда я была счастлива, а вторая - когда узнала горечь потери одной из составляющих своего счастья. Поэтому и отзыв немного сумбурен, и впечатления неоднозначны, и то, с чем была изначально согласна, теперь согласна в немного других красках. Одним словом, есть до, есть после.
все на свете содержит в себе свою противоположность; ничто не может существовать без своей противоположности, как свет без тени, как правда без лжи, как иллюзия без реальности, - все эти понятия не только связаны друг с другом, но и неотделимы друг от друга...
- а также радость и печаль, счастье и горе... Чтобы узнать насколько ты был счастлив, судьба посылает тебе испытания и потери и тогда ты понимаешь, но порой бывает уже поздно... Интересно, настолько уж принципиально где жить - внизу, где живут здоровые (конечно относительно) или наверху, в пансионате для больных туберкулезом? Думается мне, куда важнее просто жить. Все зависит от собственного отношения к тому образу жизни, который выпал по жребию Судьбы. Встреча Лилиан и Хольмана в конце романа риторическая (а может показательная) в этом плане. Судьбы Клерфэ, Волкова да и многих других как демонстрация того, что небо не знает фаворитов, у него есть только любимчики и только на какой-то определенный срок... А остаться навсегда молодой(ым), красивой(ым) и т.д. - это ли не особая отметина Рока, вариант счастья, которое дарит Смерть? У каждого на это найдется свой ответ.
(продолжение следует)