С такими красавицами обычно не разводились. К тому же, все знали – Брюллов влюблён в Эмилию Тимм! И вдруг, спустя 41 день после свадьбы, знаменитый художник заявил, что расторгает союз. Эту историю обсуждали долго. Но повод к разводу так и остался неясным.
Безупречный овал её лица сразу поразил Брюллова. Эмилия блистала южной, то ли греческой, то ли итальянской красотой, хотя приехала из Риги. Она была дочерью тамошнего бургомистра, и к моменту встречи с Великим Карлом (как его почтительно называли в российской столице) ей исполнилось всего 17 лет.
Это была чистая случайность. Эмилия родилась в 1822 году и с того времени редко удалялась от балтийских берегов. А в Петербург переехал её брат Вильгельм: он учился в Императорской академии художеств. Однажды девушка решила его навестить, заранее не предупредив. Приезд получился спонтанным и радостным, Вильгельм бросился показывать Эмилии всё, что так нравилось ему в Петербурге. И с явной гордостью представлял знакомым: изящная, просто ослепительная сестра вызывала восхищённые возгласы.
Линия её жизни пересеклась с жизнью Карла Брюллова также удивительно внезапно. Сначала они мельком увиделись в театре, а потом у общих знакомых. На этом званом вечере Эмилию попросили сесть за фортепиано. Несколько легких движений – и из-под её тонких пальцев полилась изумительная мелодия. Девушка играла блестяще, она занималась музыкой с детства. Семья бургомистра всегда уважала ноты: младший брат играл на флейте, а близнец, Эмиль – на виолончели. Теперь игрой Эмилии околдованы были все. Брюллов осознал, что влюблён.
Был конец 1838 года, когда Великий Карл попросил руки красавицы. Умолял бургомистра устроить свадьбу быстрее. Его охотно поддержали: венчание назначили на 27 января 1839-го. Но перед самым алтарём художник словно охладел. Он не был похож на счастливого жениха. Брат Александр записал в свадебный день:
«Оделся, как он обыкновенно одевается… долго стоял молча, потом сел…. Молчание длилось еще несколько минут».
Церемония в церкви святой Анны (на улице Кирочной в Петербурге) проходила скромно, без блеска. Все отметили, что Брюллов почти не смотрит на великолепную невесту, и пытается поторопить священника. Приглашенные перешёптывались, что молодые о чём-то повздорили накануне, и только родители девушки смогли успокоить Карла. Подробности оставались неясными, а Эмилия хранила молчание. А затем ещё непонятнее: прошёл всего 41 день, и Брюллов заявил, что требует развода.
Молодожёны дали богатую пищу для сплетен. О чём только не говорили! Была версия о сцене ревности, после которой Великий Карл выставил жену на мороз без сапог. Говорили, что Брюллов поднял руку на жену (все знали, что он вспыльчив). И самое невероятное – что Эмилия оказалась «распробованным товаром». Причём к этому, якобы, был причастен её же отец.
Не желая терять ни минуты, Брюллов обратился к графу Бенкендорфу, и с помощью этого влиятельного человека получил одобрение своим планам. Сохранилось смутное воспоминание современников, что Карл упоминал, будто бы «был обманут». Эмилия вела себя спокойно и сдержанно. Если бы она внесла хоть чуточку ясности! Но молодая женщина быстро уехала в Ригу. Ни в одном из писем, ни в едином разговоре после этого она не упоминала свой короткий брак и провал этого союза (официально его расторгли в 1841-м).
Неясный повод к расторжению брака знаменитого художника не давал покоя петербуржцам. Брюллова осуждали, на его голову тоже вылили ушат холодной воды, так что пришлось вмешаться его давней подруге, графине Самойловой. Она стала заступницей Карла и в трудную минуту оказала ему самую большую поддержку.
Прекрасная бывшая жена осталась в доме своей семьи. Она занималась музыкой, выступала с концертами, принимала Ференца Листа и Шопена. Разглядев в девушке на редкость музыкальную натуру, Шопен уговорил Эмилию уехать в Париж, продолжать учиться игре на фортепиано. Что держало её в Риге? Во французской столице "мадам Брюллоф" поселилась у матери писателя Проспера Мериме. Она бывала при Дворе королевы Марии-Амалии, и там тоже произвела впечатление своей игрой. За Эмилией ухаживали, но она словно не замечала восторженных взглядов.
Вскоре к ней посватался сын петербургского издателя, Алексей Греч. Но согласия на брак он добивался несколько лет – его семья и отец Эмилии поначалу были против. Николай Греч писал в письме к другу:
«Она (Эмилия, прим.авт.) предобрая, но родня ее… особенно отец…. Фальшивый двоедушник!».
По всей видимости, Алексей запал в душу рижской чаровницы. 6 декабря 1844 года Греча и Эмилию обвенчали. Затем они поселились в Петербурге.
Маленькую квартиру Эмилия называла «мой ларец с драгоценностями». Она была там счастлива. Греч любил её, у них появились дети. Но это благоденствие продолжалось чуть меньше шести лет – Алексей умер в 1850-м. Недолгое время после этого Эмилия оставалась возле петербургской родни, а затем, забрав детей, уехала в Карлсруэ. Она считала, что там может дать им лучшее образование. Или же просто столица навевала слишком много неприятных воспоминаний?
В её жизни еще было много музыки – она давала концерты в Риге и Берлине, потом снова в Петербурге. Но любви – уже – не испытала никогда. Она умерла на руках дочери, в Павловске, 2 августа 1877 года. И до сих пор никто не может открыть тайну её союза с Брюлловым. Точнее, её развода, для которого потребовался неясный повод.