Не понимая ясно пьесы, в которой они играют роли, люди впадают в заблуждение, что они - обусловленные существа и проводят жизнь впустую, бросаемые из стороны в сторону волнами радости и горя. Суть проблемы заблуждения- в уме, который вводит человека в заблуждение, заставляя считать себя отдельным и ограниченным. Но истина в том, что мы живем в едином духовном организме, а не в отдельности! И все мы состовляем единое целое!
Когда раскрывается тайна, пьеса оказывается простой игрой, и ты понимаешь, что ты - это Он, и Он - это ты. Поэтому попытайся осознать Истину, скрытую за Жизнью, ищи Основное, смело продолжай погоню за настоящей Реальностью
Все страдающие болезнью невежества, должны читать и размышлять над книгами, содержащими описание лекарства от этой болезни, а именно: опыт древних на духовном поприще. Только тогда они смогут понять реальное положение вещей...
Люди в своем невежестве пренебрегают ограничениями, предписанными духовной практикой, рассматривая их как многочисленные путы на теле свободной жизни. Они осуждают Божественные указания и порицают Божественную Милость. Эти указания люди не только не понимают и не ценят, но и не выполняют их и даже выступают против. Мудрые люди, посеявшие пшеницу, пожнут богатый урожай, глупцы же будут плакать и причитать, потому что их пшеница не вырастет. Для каждого человека в мире, верит он или нет, два плюс два равно четырем, и результат не зависит от нашего желания или нежелания. Тот факт, что Высший находится в каждом живом существе, также неизбежная реальность. Бог не входит только по приглашению, и Он не исчезает, если в Него не верят. Он есть, и Он является сокровенной Сущностью каждого живого существа. Это - Истина, и если вы хотите знать ее и жить с ней, развивайте видение джнани, без которого вы не сможете понять Ее.
Как ребенок отказывается верить в то, чего он не видит, так и слабый, который боится потрудиться, чтобы достичь этого видения, Дришти, отказывается верить во всепроникающего и всеохватывающего Брахмана.
И он снова зовет нас в путешествие, внутреннее путешествие. Но самое важное, что следует понять - внутреннее путешествие требует глубокого мужества, ибо оно проходит в неизвестном мире.
Мужество состоит в том, чтобы оставить свое прошлое и броситься в бездну. Если у нас не хватает смелости, то мы остаемся со своим прошлым, мы продолжаем повторять прошлое снова и снова. Мы движемся по кругу. Вся жизнь становится сплошным повторением. И мужество выражается в том, что мы решаемся выйти из порочного круга, разорвать непрерывность, стать новым, заново родиться!
Мы должны быть мужественными и открыться ему, и тогда многое станет возможно. Он сможет дать новую гармонию, новый настрой. И когда мы настроены на Божественное, то наше существование становится иным, ибо теперь мы способны слышать космическую гармонию, музыку Вселенной. Сонастроенные с бесконечным, мы никогда уже не станем прежними.
Но чтобы начались изменения, лучше не сопротивляться, отдаться, не создавать препятствий. Надо разрешить, позволить Его любви омыть наше сердце. И в состоянии готовности ко всему, что бы ни произошло, вдруг, внезапно, спонтанно рождается трансформация. Мы возвращаемся из нее другими. И если мы ощутили проблеск бесконечного, коснулись океана любви- молочного, белого, сверкающего, то весь мир становится новым. В присутствии Бога Любви требуется лишь одно - открытость.
И тогда энергия божественности проникнет в нас!
Мое желание стать самой собой! Все остальное тщетно, вредно, опасно. На это можно потратить впустую всю свою жизнь, все свое существование. Надо принять себя!
Начни духовное паломничество прямо сегодня! Паломничество с доверием и решимостью, потому что Он гарантирует победу. Он - Вечный Учитель Гиты, Колесничий вашего сердца.
На страницах журнала, публикуемого с Его благословения и названного Им "Санатана Саратхи" была напечатана эта серия статей под общим названием "Джнана вахини", где Он с бесконечной любовью обращался к человечеству, опутанному сетями грехов и ортодоксального фанатизма.
Теперь эти статьи собраны в книгу и призваны вдохновлять вас и указывать вам светлый путь.
"Как мгла исчезает с восходом Солнца, так и невежество рассеивается светом знания". Знание достигается непрерывными исследованиями. Человек должен постоянно занимать себя исследованием природы реальностями "Я и мир во мне и я в Мире", изменениями, происходящими с индивидуумом из-за рождения, смерти и тому подобное. Как шелуху снимают с риса, так же вы должны очистить ум от невежества, прилипшего к нему, постоянно используя для этого исследования духа, "свое Я".
После того, как человек достигнет осознания Духа, он должен придерживаться пути осознанности и действовать в соответствии с новой мудростью. он должен с безграничной любовью и искренней решимостью следовать указаниям Священных Писаний и совести; это - настоящее подвижничество и оно ведет к высшей цели. Духовность может многому научить психологию относительно этого пути трансценденции.
Хотя вечный океан духа есть единство без всякой двойственности, бесконечное сознание налагает на себя таинственные чары, создавая ум. Так увлекаемое могучими силами ума, двойственным миром наслаждений и страданий, желаний и порывов, эго и чувств, бесконечное сознание ошибочно принимает на себя отличия и ограничения - отдельные имена и формы - видимость, которая отдельна от себя самой - двойственность. Зачем безграничное приняло на себя это заблуждение - это величайшая тайна творенья.
Ум, который тщательно контролируют и тренируют, способен привести человека к освобождению. Он должен быть пропитан мыслью о Боге; это поможет исследованию природы Реальности. Сознание эго исчезнет само, когда ум освободится от тяги к чему-либо и когда он станет чистым. Ум гонится за внешними объектами только потому, что его тянут чувства или потому что существует заблуждение, вызванное проекцией на внешний мир таких характеристик как вечность, постоянство т.д. Поэтому необходимо снова и снова возвращаться на путь, ведущий к правильной цели. Самореализация не достигается на небесах, сварге или на горе Кайласа, путь к ней лежит через непривязанность к миру в любой ситуации!
Ум невозможно победить, пока не уничтожено пламя желаний. Ум - семя, желание - дерево. Вырвать это дерево с корнем может только познание природы реальности. в действительности, ум сам по себе вселенная, для человека ум - весь мир.
Таким образом, эти три вещи взаимосвязаны: ум, желание и познание Высшего-Вселенная.
Ищущий человек развивает видение природы удовольствия и неудовольствия И невозмутимость по отношению к ним. Тот, кто подчинил ум, всегда останется неизменным: и в хорошие времена, и в неблагоприятные. Радость и горе - всего лишь заблуждения ума.
Он знает, что богатство, мирская радость и удовольствие не заслуживают внимания, но они будут приложены, если на то есть причина.
Он принимает похвалу, ругань и даже гонения со спокойной уверенностью, его не волнуют ни честь, ни бесчестие в глазах людей, но перед истиной его совесть чиста. Конечно, дживанмукта достигает этой стадии только после долгих лет систематической тренировки и постоянных усилий, в то время как сомнения и искушения пытаются сбить его с пути.
Ошибки только делают его самоконтроль строже, и он серьезнее следует предписанным правилам. Дживанмукта не имеет и следа "желания жить", в любой момент он готов скользнуть в лоно смерти. Но только потому, что полностью принимает мир, которыму радуется каждый момент своей жизни.
Не существует ничего невероятного или невозможного, и ему все ясно (нет смятений, нет тревог), потому что он полностью доверяет себе, зная что в нем высший разум. Досигается такое состояние духовными практиками(взять себе за правило относиться к выполнению регулярной практики с полной серьезностью.):
также следует делиться с другими блаженством воспевания Имен Бога.
Постоянно присутствующая и ни от чего не зависящая радость, удовольствие- удовлетворение.
Фактически, у него нет желания искать радость в чем-либо внешнем. Он удовлеворен внутренней радостью, которую он получает. Величие знающего, выше любого описания, даже выше всего, что вы можете себе представить!
Как все реки текут к морю и исчезают в нем, так же и желания исчезают в лучезарном сознании Реализованной души, потому что она в реальности обладает всем. Вор, укравший у нас восхитительное сокровище, каковым является реальность - не кто иной, как ум; но если вор пойман и наказан, сокровище можно вернуть. Обладатель этой драгоценности будет немедленно вознагражден тем, что погрузится в примет единение. На самом деле этот физический мир подобен дереву манго, возникшему по мановению волшебной палочки; он - произведение фокусника, имя которому - УМ.
Все имена и формы, наполняющие эту вселенную, составляющие ее природу, - не более, чем творения Ума. Поэтому, чтобы постичь Истину, нужно контролировать ум и успокаивать его капризное воображение. Чтобы ясно увидеть дно озера, необходимо дождаться, пока рябь на поверхности исчезнет. Так же необходимо и чтобы рябь невежества исчезла с поверхности ума.
Точно так же, как глина принимает форму кувшина, чашки, тарелки, а через некоторое время становится опять глиной, бесформенной глиной, так и все - это лишенная форм Сат-Чит-Ананда; Ниракара возникает вместе с Акара на некоторое время, за счет заблуждения и невежества ума. Некоторые вещи полезны, некоторые - бесполезны, это зависит от их имени и формы.
Все формы - Он; все есть Он. Ты тоже Он, который находится выше и вне прошлого, настоящего и будущего. Ты не это тело, связанное со временем и пойманное в сети того, что было, есть или будет. Всегда придерживайся такой позиции, живи постоянно размышляя о том, что твоя природа Парабрахман; таким образом ты вырастешь в джнани.
Садхака должен искать тех, кто достиг этого Знания- Джнани и перенимать у них опыт, почитать их и разделять с ними их радость. В самом деле, такие садхаки благословенны, т.к. они находятся на пути духовной независимости, свараджа. Понимание того, что не существует другого, (кроме Брахмана), - вот тайна Брахмана. Это атмаджнана, трансцендентное знание. Благодаря влиянию Бога он излучает Любовь, Благочестие и Милосердие везде, где появляется. (В Брахмавид-вариште так сказано о любом "освобожденном" человеке, даже если эта саттва гуна отсутствует). Саттва гуна сопровождается такими явными сопутствующими условиями, как сияние, мудрость, блаженство, спокойствие, чувство братства, чувство единства, уверенность в себе, святость, чистота и др. качества. Только тот, кто пропитан саттва гуной, может свидетельствовать об образе Атмы внутри. Когда же саттва смешана с тамасом и раджасом, она загрязняется и порождает невежество и иллюзии. А каковы тамасические качества? Тамас притупляет видение, уменьшает активность интеллекта, приумножает лень, сон и глупость, увлекает человека на ложный путь, уводящий от цели. Он может превратить даже "видимое" в "невидимое". Если человек находится в тамасе, он может впасть в заблуждение даже относительно собственного опыта. Тамас способен дезориентировать даже большого ученого, потому что ученость сама по себе еще не означает моральной стойкости. Ученый, Пандит, пойманный в сети тамаса, не способен делать правильные выводы.
Все волнения исчезают в ту минуту, когда человек задает себе вопрос "Кто я?" Эта практика была открыта Рамана Махариши, и он преподавал ее своим ученикам. Это также самая легкая из всех духовных практик. Сначала нужно, чтобы возникло желание продвинуться вперед в духовном развитии (субхеччха). Это в свою очередь приводит к изучению книг о Брахмане, поиску общения с благочестивыми людьми, воздержанию от чувственных удовольствий и к жажде освобождения. Даже великое изречение, (махавакья), "Ахам Брахмасми " имеет след невежества, отразившегося на нем; Ахам (я) рассматривается, как отдельное, хотя и тождественное. Это Ахам настолько живуче, что исчезнет только когда человек будет постоянно медитировать на значение "тат твам аси ", "ты есть то " и на Атму или Брахмана, содержащего в себе все. С помощью этого ум очень быстро может быть зафиксирован на созерцании Брахмана. Каждая стадия - ступень вверх по лестнице трансформации.
Змея сбрасывает кожу, и эта кожа становится бесполезной для нее. Развивайте способность не привязываться. Избегайте иллюзий тела. Слабый никогда не сможет осознать этот факт. С помощью постоянной медитации на Атму и ее славу, человек может избежать мирских ловушек и соблазнов. Садхака, если он имеет серьезные намерения, не должен обращать внимания и тратить силы на объекты чувственного мира, он должен сосредоточиться на Вечном Брахмане.
Необходимо также прочно усвоить и запомнить, что простого отказа от внешней деятельности, связанной с удовлетворением чувственных желаний недостаточно; необходимо также искоренить внутренние желания. Слово тришна означает и то, и другое, внутренние побуждения и внешние действия. Когда исчезнут все побуждения, наступит муктатришна. Знание Атмы и вера в Атму - только это может разрушить несметные желания.
Когда джнани произносит "Я есть Брахма", он выражает словами истину о реальности своей жизни. Когда грубое и тонкое превзойдено, когда ум, интеллект и энергии (манас, буддхи и праны) возвышены, т. е. когда "Я" больше не связано цепями чувств, мыслей, побуждений и инстинктов, остается только Сат, Существование - чистое и непорочное, Парабрахман. Джнани чувствует единство с Вездесущим.
Осознание этого есть "джнана", "Высшая Мудрость".
Сат-Чит-Ананда - выражение, обозначающее Вечность. Ниракара означает лишенный акара или формы. В какую форму мы можем поместить то, что вездесуще и что включает в себя все? "Пара" или "Парам" означает "сверх, выше, за пределами, обладающий беспредельной славой". Парабрахман означает существо, которое вне и выше всего, более великое, чем что-либо в трех мирах. Оно лишено двойственности, изначально, вечно и безгранично. "Два" означает различие, раскол, неизбежные разногласия. Однако Брахман пронизывает все, Он - Один и только Один. Он неделим и неразрушим.
Слово Брахман происходит от корня брих, означающего расширяться, возрастать, увеличиваться и т.д. Брихат означает большой, возросший, объемистый, высокий и т.д. Корень в слове Пуруша, При означает наполняться, обретать завершение. Пур означает город, "полный" жителей, т.е. образно выражаясь, тело. Тот, кто наполняет или пронизывает тело, или тот, кто живет в нем, - Пуруша.
Корень слова Атма, а- означает достигать, получать, завоевывать, преодолевать и т.д. Тот, кто знает Атму, может достичь полного знания, он уже обладает всем, знает все, потому что Атма вездесуща. Затем он погружается в Сат-Чит-Ананду, которая является воплощением Брахмана. Сат - сущность бытия Сантам, Чит - сущность знания Джнаны. Вместе с блаженством (анандой) они образуют форму Сварупа Брахмана или воплощения Брахмана.
"Благодаря блаженству все рождается; все живет благодаря блаженству; в блаженство все погружается и все покоится в блаженстве". Так же, как и понятие Брахман, понятие антаратма наделяется этими признаками. Она также рождена из блаженства, наполнена блаженством, погружена в блаженство. Чем полнее мудрость, тем яснее сознание блаженства. Радость для джнани - правая рука, помогающая при любых обстоятельствах и всегда готовая прийти на выручку.
Знай, что вселенная (джагат) - это форма, наложенная на Сверхдушу Брахмана - она возникла и проявляется, чтобы стать всем этим, Внутренней Движущей силой.
Она есть Первопричина, из-за которой все Творение стало проявленным. осознания, что сущность выше всех этих второстепенных различий, бхакти, путь любви и преданности лучшее средство. Преданность погружается в джнану и растворяется в ней. Преданность Богу вызревает внутри джнаны; поэтому не стоит говорить, что они отличаются друг от друга. Первоначальное состояние называется бхакти, следующее - джнана. Сначала сахарный тростник, потом - сахар.
Осознание этой тайны вселенной, ее происхождения и существования - вот джнана. Джнана - это достижение чувства Единства, осознание того, что нет низшего или высшего. Это истинный Божественный Принцип.
"Джнана" означает понимание, но это не просто проявление интеллектуального искусства. "Есть" не означает просто класть в рот пищу. Еда имеет смысл только тогда, когда пища пережевана, проглочена, переварена, впиталась в кровь, доставлена в мускулы и кости и преобразована в силу и энергию. Также и понимание (джнана) должно пропитать и дать силы всем проявлениям жизни. Оно должно найти выражение во всех органах и чувствах, во всех кармендрийах и во всех джнанендрийах. Вот на эту высокую ступень должен подняться человек.
Для достижения знания, джнаны, есть много путей, и самый главный из них - путь преданности и любви, бхакти, путь, пройденный Васиштхой, Нарадой, Вьясой, Джаядевой, Гаурангой и другими великими личностями. Как масло необходимо для того, чтобы зажечь светильник, так бхакти, преданность необходима, чтобы зажечь Джнану.
Небесное древо Радости джнаны взрастает на освежающих водах преданности и любви. Пойми это. Любовь освещает скрывающуюся Истину. В тех, кто способен на такой самоконтроль, внутренняя сила постепенно пробьет себе дорогу, и Реальность, которая прежде воспринималась искаженно, очистится от пелены.
Свет - это мудрость. Если нет света, то это тьма. Если ты не будешь бережно нести светильник знания, джнаны, чтобы осветить путь, тебе придется ковылять во тьме, имея страх в качестве попутчика. Нет большего лжеца, чем страх, нет невежества могущественней его. Потому путешествуй лучше при дневном свете джнаны и будь достоин жизни человека. С помощью своего успеха ты сможешь даже сделать достойной жизнь других.
Родившись шудрой, человек может стать брахманом благодаря постоянным усилиям и садхане; если же человек, родившись брахманом, не предпринимает попыток достичь Бога, он становится шудрой.
Вы можете видеть без помощи глаз, слышать без помощи ушей, говорить без помощи языка, воспринимать запахи без помощи носа, прикасаться без помощи тела, ходить без помощи ног; да, даже познавать без помощи ума. Потому что вы - Сама Чистая Сущность, вы - Высшее "Я".
Вы не осознаете эту Истину; это значит, что вы погрязли в невежестве. Вы осознаете себя только как эти чувства, поэтому вы испытываете страдание. Пять чувств связаны с умом; именно ум побуждает чувства действовать и заинтересован в их реакции. Человек воспринимает при помощи глаз, связанных с умом, и потому он ошибается. Но у джнани есть божественный глаз, дивьячакшу, с помощью которого он обретает божественное видение; он может слышать и видеть без помощи чувств. Если джнани принимает благие решения, если его цели и побуждения чисты, он будет наделен особыми силами, с помощью которых получит все, чего бы ни пожелал. Величие положения джнани поистине непередаваемо, оно превышает любое представление. Его положение имеет ту же природу, что и сияние и могущество самого Бога. Он становится Брахманом, которым всегда и был. Поэтому говорят: "Брахмавид Брахмайва Бхавати, Брахмавид арноти парам", т.е. "тот, кто знает Брахмана, сам становится Брахманом, он достигает состояния Брахмана". Тот факт, что этот мир нереален, а реален только Брахман, должен стать твердым убеждением, после чего все побуждения уйдут, и невежество растворится. Сокровище джнаны украдено умом, но, похищенное, его можно вернуть. Сокровище даст вам право получить статус и звание Брахмана, которое будет присвоено вам немедленно.
Вы, возможно, сомневаетесь, имеет ли знание о вещах, отличных от вас, таких, например, как Сварга (Небеса), полученное из писаний, определенную ценность; но не стоит сомневаться в этом! В тех же писаниях сказано (при помощи махавакья или великих высказываний), что ты есть Сам Брахман, и никто иной. Как человек может понять это? Нищий не может осознать, что он - король; так и изменяющееся существо, типа человека, не может постичь неизменного Брахмана или решить, что он - Брахман. Размышляя над этим вопросом, он, возможно, поймет, что "Я" - неизменный и вечный свидетель, атма, которая забыв свою истинную природу, под влиянием невежества считает себя подверженной изменению. Когда он постепенно сосредоточит мысли на своей сущности, он поймет: "Я не викари, Я - свидетель эго", эго, которое претерпевает постоянные изменения; потом, на следующей ступени он отождествит себя с Видящим или Свидетелем (Сакши). После этого уже нетрудно осознать "Ахам Брахмасми".
Как грустно, что человеческая жизнь, являющая собой дорогой, бесценный алмаз, обесценилась до истертой, ничего не стоящей монеты. И бессмысленно сожалеть, когда уже время потеряно, когда прошло оно без размышлений о Господе, без садханы, направленной на то, чтобы осознать Господа. Какой смысл думать о том, чтобы вырыть колодец, когда дом уже охвачен огнем? Когда его рыть? Когда доберешься до воды? Когда погасишь пламя? Это невозможно. Вот если бы колодец был построен заранее, как бы он пригодился в этот критический момент. Начинать размышлять о Господе в последние минуты жизни - это все равно что начинать копать колодец, когда пожар уже начался. Поэтому, если человек с этого момента станет занимать свой ум размышлением о Господе, то это ему очень пригодится в последние годы его жизни. Начинайте сегодня садхану, которая предназначена на завтра. Никто не знает, что готовит ему следующий момент, поэтому не следует откладывать практику садханы. Садхана требует определенной физической выносливости, поэтому надо заботиться о теле, помня, однако, что излишнее внимание наносит ему ущерб. За телом надо ухаживать тщательно в необходимых пределах.
Смерть не обойдет никого, кто бы он ни был. Все боятся ее. Если сегодня подошла очередь кого-то другого, то завтра будет ваша. Посмотрите на цветы в саду. Когда садовник срезает цветы, бутоны радуются, что завтра настанет их очередь и они окажутся в руках у садовника, и когда они раскрываются в этой надежде, их лица освещает радость. Чувствуют ли они при этом грусть? Мрачнеют ли их лица? Становятся ли они менее яркими? Нет. Как только они узнают, что завтра их черед, они готовятся с большим удовольствием и трепетом. Так и человек, который идет путем садханы и с энтузиазмом повторяет имя Господа, должен быть готовым к своему концу, он не должен испытывать тревогу и печали по поводу того, что завтра настанет его черед, или потому, что кто-то сегодня умер. Тело подобно стеклянному сосуду. Ум, находящийся внутри его, всегда неспокоен и подвержен изменениям. Наблюдая его поведение, смерть смеется. Птичка джива находится в сосуде, в котором девять дыр. Интересно, почему у этой птицы есть тело, почему она попала в этот сосуд и почему она встает и идет. Сурам, муни и нарам девяти кханд и девяти двип суждено нести бремя тела. А кто из них друзья, а кто враги? Когда исчезает эгоизм, все - друзья, и врагов нет. Каждый человек должен помнить об этом.