[575x10]Никогда женская нога не ступала на этот полуостров, - так повелела Божия Матерь, охраняя мир и покой монашествующих. Для православных всего мира гора Афон — одно из главных святых мест, земной удел Божией Матери. [699x466] [700x656]Святая Гора Афон (греч. Аθως, в Греции - Άγιον Όρος - "Святая Гора") - географически полуостров в Восточной Греции, представляющий собой гору высотой 2200 метров над уровнем моря. Административно - особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20-ти православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриархата (с 1313 года). В отличие от остальной части Константинопольского Патриархата, на Афоне используется исключительно юлианский календарь (старостильный), в том числе в административных документах. [699x525]Почти двухтысячелетняя история христианства на Афоне вобрала в себя много великих имен и событий. В I веке, через несколько лет после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, промыслительное явление определило судьбу и будущую историю Афонского полуострова: его посетила Пресвятая Богородица. По преданию судно, на котором Она отправилась вместе со святым апостолом Иоанном Богословом и их спутниками на остров Кипр по приглашению кипрского епископа Лазаря Четверодневного, бурей было отнесено к Афону. Обращаясь к встречавшим Ее с благоговением местным жителям, узнавшим, что к ним прибыла Матерь Бога — Иисуса Христа, Пресвятая Богородица, как пишет святой Стефан Святогорец, произнесла: «Место сие да будет Моим жребием, который дан Мне Сыном и Богом Моим! Да пребудет благодать Божия на месте сем и на живущих здесь с верою и благоговением сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего!.. Сему месту Я буду Заступница и теплая о нем Ходатаица к Богу». Упоминания о первых иноках-подвижниках Афона относятся к IV веку. В VII веке после мусульманского вторжения в византийские области — Сирию, Палестину, Египет, уже многие отшельники и монахи перебрались на Афон. Византийский император Константин IV Погонат (668—685г) отдал полуостров в полное распоряжение монахов, и здесь начали возникать небольшие монастыри. В 681 году в одной из афонских пещер поселился святой Петр Святогорец (около 734г.), один из первых известных исихастов и прожил там 53 года. В 1846 году 3 человека ходили на верх Афона, и зашли в пещеру, где некогда спасался преподобный Петр Афонский. Они узнали, что в ней живёт некий пустынник, но самого его увидеть не сподобились: ибо услышав, что идут люди, он вышел вон. Они посмотрели его имущество: одна икона, чётки, сосуд с водою и трава для пищи; хлеба не имелось; ложе - голая земля. По этой узкой полоске земли ступали когда-то ноги Матери воплотившегося Бога, и Её благословение до сих пор неотступно пребывает на Святой Горе. Здесь, начиная с IV века, не прекращаются монашеская жизнь и молитва. Всего лишь 60 километров в длину, — а сколько святынь сосредоточено на этом дивном полуострове! Сколько в каждом монастыре, в каждом скиту чудотворных икон и мощей величайших православных святых! [699x525]Сколько здесь мощей безвестных афонских монахов, посвятивших Богу всю свою жизнь без остатка. Их тысячи, нет — их десятки, их сотни тысяч! Только в XI веке, например, в 180 афонских монастырях подвизалось более 50 тысяч монахов. Пятнадцать веков рождала эта земля совершенно особых, качественно новых людей. Через послушание, смирение и молитву происходило очищение человека, его переход в новое качество, в «новую тварь» (2 Кор. 5, 17). Это было истинное духовное рождение свыше Духом Святым. Перерождалась душа подвижника. Что же происходило с плотью тех, кто всю свою жизнь посвятил стяжанию Духа Святого? Их тела при жизни, и после смерти были и оставались источниками «воды живой» (Ин. 7, 38), источающими благодатные энергии Святого Духа. Вот почему даже сухие кости умерших праведников способны исцелять и передавать освящающую благодать Божию не только людям, но и всему окружающему пространству. [699x525]Пришлось претерпеть насельникам Святой Горы и тяжелые испытания. Так, в 1205 году Афон был оккупирован и разорен рыцарями IV Крестового похода, а в 1259 и 1285 годах он вновь подвергся нападениям латинян, с 1307 по 1309 год его захватывали и грабили католики-каталонцы. После падения Константинополя в 1453 году Афон переходит под власть турок, которые обложили афонцев денежной данью, не касаясь, впрочем, внутренней духовной жизни обителей. Много раз Афон подвергался набегам и разорению от пиратов, разбойников и сарацин, что привело к необходимости возведения вокруг монастырей высоких крепостных стен и сторожевых башен, неоднократно обители страдали и от страшных пожаров. [699x525]В 1821 — 1829 годах, после того, как монахи поддержали греческое освободительное восстание, на Афон были введены турецкие войска. Лишь заступничество русского императора Александра I и победа России в войне с турками уберегли монастыри Святой Горы от полного разграбления. Афон находился под властью Турции до победы греков в Балканской войне 1912 года. С 1913 года Афон вошел в состав Греции, будучи вполне автономным в своей внутренней жизни, и управляется центральным соборным органом — Священным Кинотом. [699x525]В 676 году император Константин Погонат передал весь полуостров в вечную собственность населяющим его монахам. До XVII века управление Афона носило монархический характер и осуществлялось Протом (Πρώτος). Действующая конституция Святой Горы — Уставная Хартия Святой Горы Афонской 1924 года, ратифицированная 10 сентября 1926 года и имеющая силу государственного закона Греции. Особый статус Святой Горы закреплён в статье 105 действующей конституции Греции. Устав, согласно своей последней статье (ст. 188), «проистекает из императорских золотых булл и типиков, патриарших сигиллий, султанских фирманов, имеющих силу всеобщих постановлений и древнейших монашеских положений». Согласно Уставу, высший законодательный и судебный орган монастырского управления Святой Горы — Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех 20 монастырей; собирается дважды в год: через 15 дней по Пасхе и 20 августа (ст. 43 Устава) в административном центре — Карее (Καρυές). Исполнительная власть на Святой Горе осуществляется Священным Собором (Кинотом), состоящим из 20 членов (антипросопов), каждый из которых представляет свой монастырь. Распорядительная власть — отдельный комитет (Священная Эпистасия) из 4-х «наблюдателей» (επιστάτης), состав которой меняется каждый год первого июня. Каждый монастырь бывает представлен в Эпистасии в один из 5 лет наряду с 3-я другими в его группе монастырей. Старший член Эпистасии (монах, представляющий старший в группе монастырь) именуется протоэпистатис или назир. Хотя в Греции есть епископ с титулом «Иериссы, Святой Горы и Ардамериона» (греч. Ιερισσού, Αγίου Όρους και Αρδαμερίου; с 1981 года — митрополит Никодим (Анагнасту)), титул имеет чисто исторический характер и никакой церковно-канонической власти на Святой Горе данный епископ не имеет. Статья 5 Устава гласит: «Не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского Патриарха». Хотя в Пантелеимоновом монастыре при Патриархе Пимене практиковалось возношение имени последнего на богослужении, подобное было прямо запрещено в конце 1980-х годов. [699x525]Греческое государство на Афоне представляет губернатор, находящийся в подчинении Министерства иностранных дел Греции. При нём есть небольшой штат административных сотрудников и полицейских. Его основная обязанность — наблюдать за соблюдением гражданского законодательства. В Карее находится древнейший, по преданию основанный в 335 году Константином Великим, храм Успения Пресвятой Богородицы, неоднократно сильно страдавший от разрушений. В нём сохранились фрески XIVвека. Святыня храма — чудотворная икона Божией Матери "Достойно есть". Статья 186-я Статуса гласит: «В соответствии с древним обычаем, запрещается для любого женского существа ступать на полуостров Святой Горы». В Киноте представлены все 20 крупных монастырей Афона. На лето 1998 года в двадцати афонских монастырях было зарегистрировано всего 664 монаха. С учётом послушников, келлиотов и монахов на подворьях Кареи и на арсанах (пристанях) число афонцев составляет порядка 1000. Заметим, что даже во время катастрофического обнищания и упадка середины XVII века на Афоне оставалось 1500 монахов. В начале же XX века только в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре проживали около 1900 человек и одновременно останавливались до 1000 паломников со всех уголков России. [699x478]foto> |
[575x10]