• Авторизация


Мини-путешествие с Павлом Пономаревым по странам бывшей Югославии. Часть вторая: Мостар-Хум-Сутьеска-Вышеград 11-08-2019 17:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Продолжаем знакомство с Боснией и Герцеговиной… И сегодня речь пойдет о Мостаре, горе Хум, Сутьеске и Вышеграде.

Первая часть: https://www.liveinternet.ru/users/3590301/post458933061/

Любой, кто побывал в Боснии и Герцеговине знает, что есть здесь один город, который просто нельзя не посетить. Речь идёт о Мостаре. И я благодарен Павлу за то, что он включил в наш маршрут этот город. Первоначально его не было в списке.

Мостар — город, который начался с моста, и в котором мост — логический центр и смысл. Каждый путешественник, прибывший в Мостар, первым делом идёт смотреть Старый мост, а потом уже всё остальное.

Так и мы с Павлом начали знакомство с Мостаром именно с моста.

IMG_5531 (467x700, 98Kb)

Когда-то Старый мост назывался Новым, и продолжалось это первых лет сто. Официально в то время его называли Сулеймановым мостом, потому что был он построен по приказу султана Сулеймана Великолепного. Шло время, прилагательное «новый» к вековой постройке уже не очень подходило, стали его называть Большой мост, а когда над Неретвой появились и другие мосты, появилось название Старый мост.

Итак, мост был построен в 1557—1566 годах в период господства Османской империи при султане Сулеймане Великолепном под руководством зодчего Мимара Хайреддина. Конструкция состояла из 456 известняковых блоков. Сводчатый пролёт моста имел длину 30 метров и ширину 4 метра.

В XVII веке по обеим сторонам моста были сооружены крепостные башни: Тара на левом и Халебия на правом берегах.

Поэт Дервиш-паша Баезидович в XVI веке сравнивал мост с радугой, турецкий географ Хадзи-Калфа считал, что свод моста «удивит всех мастеров мира». Османский путешественник Эвлия Челеби XVII века замечал, что «перешёл шестнадцать империи и не видели такой высокий мост».

Старый мост простоял 427 лет, пока 9 ноября 1993 года во время Хорватско-боснийской войны не был полностью разрушен. Мост долго символизировал мирное сосуществование многонационального населения Мостара и всей Боснии-Герцеговины. Именно символическое значение моста послужило причиной его уничтожения. Армия боснийских хорватов начала обстрел моста из 100 мм пушек Т-55 с расстояния два километра с холма Хум на юго-западе. Танковый обстрел длился два дня. До обрушения он получил свыше 60 попаданий. Вместе с мостом обрушились каменные башни и часть скалы, на которую мост опирался.

68b4aefe41 (700x464, 65Kb)

В июне 1994 года на место разрушенного моста были направлены специалисты ЮНЕСКО. На предложение ЮНЕСКО, Всемирного банка и мэрии Мостара восстановить мост в 1998 году откликнулись Банк развития Европейского совета, Хорватия, Турция, Италия, Нидерланды и Франция. Стоимость восстановления превысила 15 миллионов евро.

Научные (археологические) изыскания проходили два года. В июне 2001 года были начаты строительные работы, однако первый камень арки был заложен только в апреле 2003 года. При восстановлении моста применялся камень из местных карьеров: типов «бреча» и «тенелия», турецкая компания Er-Bu Construction Corp использовала технику Оттоманской империи. Блоки скреплялись между собой с помощью скрытых сводовиков, штифов и скоб. Со дна реки водолазами венгерской армии были подняты и использованы упавшие части старого моста. В результате после восстановления мост выглядит как действительно «старый». В 2004 году при участии руководителя ЮНЕСКО и президента Боснии и Герцеговины мост был открыт
Весной 2004 года мост был закончен, и 23 июня того же года торжественно открыт.

Одним из развлечений туристов и традиционным заработком молодых людей города являются прыжки в реку Неретву с центра Старого моста (высота прыжка зависит от уровня воды в реке, от 24 до 30 метров). Поскольку вода в реке очень холодная, это занятие ещё более рискованное и требует высочайшего мастерства и тренировок с раннего возраста. Практически традиция появилась сразу после постройки моста, первое письменное свидетельство относится к 1664. В 1968 обычай получил официальный статус ежегодных состязаний, которые проводятся каждое лето в конце июля. В 2013 году было совершено 477 прыжков.

После Старого Моста мы прогулялись по Старому городу и Мостару в целом. Есть на что посмотреть.

IMG_5520 (700x467, 94Kb)
IMG_5521 (700x467, 116Kb)
IMG_5526 (700x467, 116Kb)
IMG_5528 (700x467, 91Kb)
IMG_5533 (700x467, 91Kb)

После неспешной прогулки по городу Павел предложил заскочить на холм Хум, который возвышается в юго-западной части Мостара. На машине.

Высота холма Хум 410 метров над уровнем моря. С его вершины открывается потрясающий вид на весь Мостар и на предместья. Единственное, чего не видно – Старого моста и прилегающей к нему части старого города. Зато всё остальное – как на ладони.
На вершине Хума установлен крест высотой 33 метра. Его видно и из Мостара даже ночью благодаря прожекторам. К кресту ведёт Крестный путь – вдоль дороги установлено 14 рельефов с главными сценами Страстей Господних. Ежегодно на Страстную пятницу по этой дороге проходят паломники со всей Герцеговины.

IMG_5534 (467x700, 65Kb)
IMG_5536 (700x467, 124Kb)
IMG_5539 (700x467, 119Kb)

Следующая наша остановка – национальный парк Сутьеска.

Парк, основанный в 1962 году, неподалеку от города Фоча, не слишком велик: его площадь составляет только лишь 17 тыс. га. Зато именно здесь находится один из всего четырёх доисторических лесов Европы. Кроме того, в парке находится наиболее высокая гора в стране. И, наконец, именно здесь расположен знаменитый мемориальный комплекс «Долина героев». Вот ради Долины героев мы и прибыли сюда. Тут же мы и пообедали, точнее поужинали. Кормят неплохо.

Этот мемориальный комплекс — центральный культурный объект небольшого национального парка «Сутьеска», расположенного недалеко от Фочи. Он создавался в 1971—1974 гг. и был посвящён сражению при Сутьеске, которое длилось целый месяц в 1943 г. Комплекс строился силами молодёжи бывшей Югославии, в рамках государственных «трудовых акций».

Он состоит из нескольких частей, главная из которых — центральный памятник с воинским захоронением и небольшим театром под открытым небом. Кроме того, в состав мемориала входят небольшой музей битвы и несколько памятных знаков-указателей, установленных на месте ключевых и поворотных точек сражения.

Главный же памятник представляет собой крупный обелиск из камня в форме расколотой скалы с неровными угловатыми гранями. Он стоит на небольшом пригорке, покрытом травой, на фоне живописных лесистых холмов. Это один из наиболее часто фотографируемых объектов национального парка.

В 2011 г. комплекс был объявлен ЮНЕСКО охраняемым памятником культуры.

IMG_5540 (700x467, 55Kb)
IMG_5542 (700x467, 64Kb)
IMG_5545 (700x467, 69Kb)
IMG_5546 (700x467, 93Kb)
c46a30as-960 (700x465, 113Kb)

Битва на Сутьеске, она же «операция Шварц», стала, по сути, сражением за страну между объединёнными немецкими, итальянскими, хорватскими и болгарскими войсками с югославскими партизанами. Численность солдат «оси» достигала 127 тыс., тогда как партизан было примерно 18 тыс. В этом долгом и кровопролитном сражении, которое шло в долине реки Сутьеска, партизаны ценой огромных потерь победили-таки, навсегда лишив Германию возможности контролировать страну. Всех, кто остался в живых, но был ранен и не смог уйти, убили фашисты. Для бывших жителей Югославии битва на Сутьеске по значимости сопоставима со Сталинградской для россиян.

Наконец, ближе к вечеру, мы прибыли в Вышеград (Вишеград).

Вишеград – маленький городок на реке Дрине у восточной границы Боснии и Герцеговины. Несмотря на скромные размеры, он известен во всём мире, его посещает множество туристов. Известность Вишеграду принесли три человека:

- Мехмед-паша Соколович, великий визирь трёх султанов, приказавший построить в Вишеграде монументальный мост;

- Иво Андрич, написавший о мосте книгу, которая принесла ему Нобелевскую премию;

- Эмир Кустурица, придумавший и построивший Андричград – город в городе.

Две главные достопримечательности, ради которых приезжают туристы в Вышеград, – это знаменитый старинный мост и новенький, как с иголочки, городок, полный исторических, литературных и кинематографических ребусов.

Итак, мост Мехмеда-Паши Соколовича, что из романа Иво Андрича, за который он получил Нобелевскую премию, - это первое, что мы увидели по прибытии в Вышеград.

IMG_5550 (700x467, 77Kb)
IMG_5552 (700x467, 67Kb)

Через Вышеград проходила дорога, связывающая Боснию со Стамбулом, на реке в этом месте была паромная переправа, но бурная и непредсказуемая Дрина превращала это предприятие в весьма рискованное.

Строительство моста в Вишеграде иниицировал Мехмед-паша Соколович, великий визирь трёх султанов, рождённый в Боснии. Проект доверили лучшему архитектору Османской империи, Синану. Это единственный объект в Боснии, о котором известно, что его построил Синан.

Иво Андрич воспел вышеградский мост в романе «Мост на Дрине» и получил за него Нобелевскую премию. Пытаться пересказывать этот монументальный роман – занятие бессмысленное, всё что нам остаётся, это приводить сухие факты, а если хотите живой истории, читайте Андрича. Книгу в бумажном варианте найти трудно, а вот в электронном, - пожалуйста!

Andrich_Travnickaja hronika. Most na Drine (492x700, 41Kb)
8 (700x273, 43Kb)

Мост через Дрину в Вышеграде строили с 1571 по 1577 год. Камень для моста вырезали в каменоломне под названия Баня в пяти километрах ниже по течению. Это туф, или как его здесь называют – «седра».

Длина моста 179,44 метра, ширина полотна 6 метров. Мост опирается на девять быков шириной от 3,5 до 4 метров. На правом берегу мост завершается опорной стеной, а на левом подъездной рампой. У моста 11 арок, одна маленькая – всего 5,2 метра, а диаметр остальных варьируется от 10,7 до 14,8 метра. Ещё четыре арки удерживают рампу.

В центре мост расширяется. С одной его стороны установлена плита с двумя тарихами, памятными надписями, а на балкончике напротив сделаны каменные скамьи.

В Вышеграде не раз случались страшные наводнения, и мост все их пережил. Самое большое наводнение случилось в 1896 году, когда уровень воды был на 1,6 метра выше моста. В том раз была разрушена ограда моста, но всё остальное осталось в целости.
В первую и во вторую мировые войны мост получил серьёзные повреждения, в 1950-х его отреставрировали. Ещё одна реставрация проводилась совсем недавно, с 2013 по 2016 годы.

В 2007 году ЮНЕСКО включило мост в Вышеграде в список объектов всемирного наследия.

А когда уже стемнело, мы прогулялись в Андричграде, в городе, который придумал режиссёр Эмир Кустурица.

Андричград – это город, который придумал и воплотил в жизнь режиссёр Эмир Кустурица. Вначале он построил город из дерева в Сербии и назвал его Дрвенград (о нем я расскажу в третьей части), а потом собрался строить каменный город в Боснии под названием Каменград, но после изменил название, отдавая дань уважения писателю Иво Андричу, прославившему место, где стоит этот город.

Андричград стоит на вытянутом полуострове, образованном в том месте, где река Рзав впадает в Дрину. Раньше этот полуостров был пустырём, никто на нём не спешил поселиться. Сейчас там множество зданий, сотни туристов, жизнь кипит. И это при том, что проект ещё далёк от завершения, из 50 запланированных зданий построено примерно две трети.

IMG_5556 (700x467, 63Kb)
IMG_5559 (467x700, 96Kb)
IMG_5564 (467x700, 59Kb)
IMG_5565 (700x467, 60Kb)
ce93db5e16859811e88131c247 (700x466, 394Kb)
IMG_5562 (467x700, 66Kb)
IMG_5555 (700x467, 58Kb)
IMG_5561 (700x467, 86Kb)
IMG_5566 (467x700, 88Kb)
IMG_5568 (700x467, 40Kb)

Андричград мне понравился.

Окончание следует…

В посте использованы материалы из Путеводителя по Боснии и Герцеговине Елены Арсениевич. И рассказы Павла Пономарева.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мини-путешествие с Павлом Пономаревым по странам бывшей Югославии. Часть вторая: Мостар-Хум-Сутьеска-Вышеград | Роман_Скрябин - Фотожурнал Романа Скрябина | Лента друзей Роман_Скрябин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»