Психическое развитие ребенка начинается уже во время зачатия и тем самым включает в себя пренатальный период. Этот взгляд довольно далек от общепринятых представлений клинической психологии. Даже по мнению Даниеля Стерна (Daniel Stern), ведущего исследователя в области изучения периода новорожденности, развитие самосознания начинается только после рождения, хотя он и добавляет поправку - "если не раньше" (Stern, 1992). И в то же время подход, включающий пренатальный период психического развития, не является особенно новым. Современники и соратники Фрейда - Ференци и Ранк уже подчеркивали важность пре- и перинатальных аспектов развития, хотя этот подход и не был тогда встречен с одобрением ни самим Фрейдом, ни психоаналитическим сообществом (Janus, 1993). Желание расширить горизонт научных представлений, чтобы включить в него внутренний мир нерожденного ребенка, более всего отмечается в области телесной психотерапии (см. Aalberse; Boadella; Brown; Janov; Keleman; Lake; Lowen; Мarcher; Meyer; Schweigstill и др.). Однако, развитие методов самой телесной психотерапии все еще находится , образно говоря, в младенческом состоянии. Именно здесь психодинамическая телесная психотерапия и предлагает свой опыт и свою отработанную в течение более чем 10-ти лет методику. Как в акушерстве, так и в психотерапии возможности доступа в мир еще нерожденного ребенка совершили огромный скачок благодаря внедрению ультразвуковой диагностики. Наконец-то стала доступна объективная визуальная информация, а не только расплывчатые фантазии и свободные ассоциации пациентов, открытые для самых вольных интерпретаций. Наконец-то стало возможным буквально заглянуть в сокровенное пространство внутриутробный мир. И то, что мы нашли в нем - в полном смысле живое существо, которое воспринимает, чувствует, влияет на окружающую его среду и конечно в свою очередь реагирует на эту среду. Окружающая среда для еще нерожденного ребенка - это организм матери, который влияет на состояние ребенка разнообразными путями. Уже на 3-ей неделе внутриутробного развития, когда большинство женщин еще не подозревает о своей беременности, начинает функционировать пуповина (Flanagan, 1977). Через пуповину и плаценту ребенок соединяется с кровеносным руслом матери. "Он пьет вместе с ней, курит вместе с ней, любит и ненавидит вместе с ней, вместе с ней наслаждается и страдает. Он ощущает биение сердца матери. Он волнуется вместе с ней и беспокоится о ней, так как не может существовать без нее. Сама его жизнь зависит от нее и ее жизни" (Fedor-Freybergh в кн. Janus e.a., 1997). Остается открытым вопросом, начиная с какого времени ребенок начинает все это воспринимать. Сейчас мы знаем, что мозг начинает существовать в рудиментарной форме уже у 4-х недельного зародыша. Через пять недель от момента зачатия могут быть зарегистрированы первые проявления активности нервной системы. Однако, опыт телесной психотерапии, гипноза и других методов предлагает убедительные свидетельства того, что следы памяти сохраняются (по крайней мере) начиная с момента зачатия. Предположительно, это происходит в некоторой организмической форме, не зависящей от наличия функционирующей нервной системы (см. Noble, 1996). К сожалению, мы не можем здесь рассмотреть этот интригующий вопрос более подробно. Вопрос, который мы намерены обсудить в дальнейшем, следующий. Какие параметры окружающей среды требуются ребенку для того, чтобы его развитие не было бы потревожено? Конечно, можно рассматривать этот вопрос как бы "от противного" - описывая, какие факторы вызывают перинатальный стресс, и последствия их воздействия. Однако, больший смысл представляет его рассмотрение с точки зрения, лежащей в русле работы с пренатальной тематикой психодинамической телесной психотерапии. Это описание в идеализированной форме посланий матери, которые соответствуют первичным мотивациям еще нерожденного ребенка. Сообщения матери: Я храню тебя Я чувствую тебя, я резонирую с тобой Я даю тебе тепло Я защищаю тебя Я даю тебе спокойствие (так, что ты можешь сосредоточиться на своем росте) Я даю тебе пространство (чтобы двигаться) Я говорю тебе "Да" Ты - собственный центр вселенной Все для тебя Мы с тобой одно целое (вне ограничений времени и пространства) Я ХОЧУ, чтобы ТЫ был (появился) Эти позитивные послания поддерживают еще нерожденного ребенка в его телесном и эмоциональном существовании, в его бытии. Я желанен Меня хранят Я доверяю Я пульсирую (между активностью и пассивностью, между сокращением и расширением) Я позволяю всему происходить, это происходит во мне и вне меня (мне не надо ничего делать) Я - это все, все - это я (я связан со всем) Я ЖИВУ Я ЕСТЬ И.Кренц "Свобода через связывание. О психодинамической телесной психотерапии" (Freedom through Bonding. On the Nature of Psychodynamic Bodytherapy - Hamburg, 1999).