• Авторизация


Объединительная связь (Пренатальная связь) 16-10-2012 06:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Психическое  развитие ребенка  начинается  уже  во время зачатия  и тем 
самым включает  в себя  пренатальный  период. Этот взгляд  довольно  далек 
от общепринятых представлений  клинической  психологии.   Даже  по  мнению 
Даниеля Стерна (Daniel Stern), ведущего  исследователя  в области изучения 
периода новорожденности,  развитие  самосознания  начинается  только после 
рождения, хотя  он и добавляет  поправку - "если не раньше" (Stern, 1992).
   И в то же время подход, включающий  пренатальный  период   психического 
развития,  не является особенно новым. Современники  и соратники  Фрейда - 
Ференци  и Ранк  уже  подчеркивали важность пре-  и перинатальных аспектов 
развития,  хотя  этот подход и не был тогда встречен с одобрением ни самим 
Фрейдом,   ни  психоаналитическим  сообществом   (Janus,  1993).   Желание 
расширить горизонт научных представлений, чтобы включить в него внутренний 
мир  нерожденного  ребенка,  более всего   отмечается  в области  телесной 
психотерапии  (см. Aalberse; Boadella; Brown; Janov; Keleman; Lake; Lowen; 
Мarcher;  Meyer;  Schweigstill  и др.).  Однако,  развитие  методов  самой 
телесной  психотерапии все еще находится ,  образно говоря, в младенческом 
состоянии.  Именно   здесь   психодинамическая   телесная  психотерапия  и 
предлагает  свой опыт  и свою  отработанную  в течение более чем 10-ти лет 
методику.
   Как в акушерстве,  так  и в психотерапии  возможности доступа в мир еще 
нерожденного ребенка  совершили   огромный  скачок   благодаря   внедрению 
ультразвуковой   диагностики.   Наконец-то  стала   доступна   объективная  
визуальная  информация,  а  не  только  расплывчатые фантазии  и свободные 
ассоциации  пациентов,   открытые  для  самых     вольных   интерпретаций. 
Наконец-то стало возможным  буквально заглянуть в сокровенное пространство 
внутриутробный  мир.  И то, что  мы  нашли  в нем - в  полном смысле живое 
существо,  которое воспринимает, чувствует, влияет на окружающую его среду 
и конечно  в свою очередь  реагирует на эту среду.
   Окружающая среда  для  еще нерожденного ребенка - это  организм матери, 
который  влияет  на состояние ребенка  разнообразными путями.  Уже на 3-ей 
неделе   внутриутробного  развития,   когда   большинство  женщин  еще  не 
подозревает  о  своей беременности,   начинает   функционировать  пуповина 
(Flanagan,  1977).  Через  пуповину   и  плаценту  ребенок  соединяется  с 
кровеносным руслом матери. "Он пьет  вместе с ней,  курит  вместе  с  ней, 
любит и ненавидит вместе с ней,  вместе с ней наслаждается и страдает.  Он 
ощущает  биение  сердца матери.  Он волнуется вместе с ней и беспокоится о 
ней, так как не может  существовать без нее. Сама его жизнь зависит от нее 
и ее жизни" (Fedor-Freybergh  в кн. Janus e.a., 1997). 

   Остается  открытым вопросом, начиная с какого времени  ребенок начинает 
все  это воспринимать.  Сейчас  мы знаем, что мозг начинает существовать в 
рудиментарной форме уже у  4-х недельного зародыша.  Через  пять недель от 
момента зачатия  могут быть зарегистрированы первые  проявления активности 
нервной системы. Однако,  опыт  телесной  психотерапии, гипноза  и  других 
методов предлагает  убедительные  свидетельства  того,  что  следы  памяти 
сохраняются (по крайней мере) начиная с момента зачатия. Предположительно, 
это происходит в некоторой организмической форме,  не зависящей от наличия 
функционирующей нервной системы  (см.  Noble, 1996).  К сожалению,  мы  не 
можем здесь рассмотреть этот интригующий вопрос более подробно.    
   Вопрос,  который  мы намерены  обсудить в дальнейшем, следующий.  Какие 
параметры окружающей среды требуются ребенку для того, чтобы  его развитие 
не было бы потревожено?  Конечно,  можно рассматривать  этот вопрос как бы 
"от противного" -  описывая,  какие факторы вызывают перинатальный стресс, 
и  последствия  их воздействия.  Однако,  больший  смысл  представляет его 
рассмотрение с  точки  зрения,  лежащей  в  русле  работы  с  пренатальной 
тематикой   психодинамической  телесной  психотерапии.   Это   описание  в 
идеализированной форме  посланий матери, которые  соответствуют  первичным 
мотивациям  еще  нерожденного ребенка.

   Сообщения матери:
   Я храню тебя
   Я чувствую тебя,  я резонирую с тобой
   Я даю тебе тепло
   Я защищаю тебя 
   Я даю тебе спокойствие  (так,  что ты  можешь  сосредоточиться на своем 
   росте)
   Я даю тебе пространство (чтобы двигаться)
   Я говорю тебе "Да"
   Ты - собственный центр вселенной
   Все для тебя
   Мы с тобой одно целое (вне ограничений  времени  и  пространства)
   Я ХОЧУ, чтобы ТЫ был (появился)
   
   Эти  позитивные послания  поддерживают  еще  нерожденного ребенка в его 
телесном и эмоциональном существовании, в  его  бытии. 
   Я желанен
   Меня хранят
   Я доверяю 
   Я пульсирую  (между  активностью  и  пассивностью,  между сокращением и 
   расширением) 
   Я позволяю всему происходить, это происходит  во мне и вне меня (мне не 
   надо ничего делать)
   Я - это все,  все - это я  (я связан со всем)
   Я ЖИВУ
   Я ЕСТЬ

И.Кренц  "Свобода через связывание. О психодинамической 
телесной психотерапии"   (Freedom through Bonding.  On the Nature   
of Psychodynamic  Bodytherapy  -  Hamburg,  1999).

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Объединительная связь (Пренатальная связь) | Дядюшка_Шу - Лаборатория Дядюшки Шу | Лента друзей Дядюшка_Шу / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»