• Авторизация


Развитие ребенка - это развитие связей (бондинг) 16-10-2012 06:07 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Далее  мы рассмотрим  вопрос,  какие  конкретные формы может  принимать 
детское присоединяющееся поведение  и  какие  последствия   это  имеет для 
коммуникации с личностно-социальным окружением. Психодинамическая телесная 
психотерапия предполагает, что развитие ребенка от  зачатия до  взросления 
(и далее)  может  быть  описано   как  развитие связей  и  тем самым также 
развитие присоединяющегося поведения (см. Aalberse, 1989). Мы предпочитаем 
эту модель развития психики той, к примеру, которая принята в классическом 
психоанализе  (т.н. фазы развития либидо)  среди прочих причин потому, что 
она органично  подчеркивает  важность личностного и социального окружения. 
Как описано ранее, резонанс  окружения   решительно  важен  для  индивида, 
принимая  форму   усвоенной  ребенком  системы  мотивации. 
   Что  представляют  собой эти мотивации и в какого рода резонансе на них 
нуждается ребенок, детально описано ниже на примере трех начальных уровней 
бондинга.

   При этом принимаются во внимание три перспективы 
   ------------------------------------------------
1. Инстинктивные  потребности  ребенка
2. Резонанс окружения с инстинктивными потребностями ребенка
3. Результирующие   последствия    для  развития индивида  (так называемый 
выученный  опыт)

   В описании  уровней  бондинга  используются  идеализированные  понятия, 
которые получают  подтверждение  преимущественно  в   психотерапевтической 
работе  со взрослыми клиентами.  Хотя фокус здесь направлен на клиническую 
реконструкцию  опыта ребенка,  эти  три измерения могут  быть  сравнимы  с 
объективно  наблюдаемыми находками  эмбриологии, неонатологии и психологии 
развития.   Особенно новые находки  в  этих  областях  обеспечивают  сферу 
телесной психотерапии  богатым вдохновением. Однако мы чувствуем,  что они 
не могут  заменить клинический опыт  т.н. регрессии  и  работы  с телом. В 
этом  отношении  нижеследующие размерности не являются  категориями чистой 
эмбриологии,  этологии,  педагогики  или  психологии  развития,  но скорее 
описанием  нескольких жизненных тем  с точки зрения  внутреннего ребенка и 
исходя из перспективы психотерапевтического лечения  расстройств   раннего 
детского периода (early childhood disturbances). 
   Уровни  бондинга  (развития  социальных  связей),   описанные  далее, в 
каком-то  отношении  напоминают  другие схемы  психологии развития,  такие 
как   психоаналитическая  периодизация  развития.  Тем  не  менее  они  не 
идентичны  упомянутым  уровням  бондинга.  Вместо  того,  чтобы  описывать 
содержание  различных  связей  как  "возрастные  периоды",  представляется 
более  целесообразным  рассматривать их  как универсальные жизненные темы, 
которые  воздействуют  на  организм  в  течение  всей  жизни индивида (см. 
также  Dornes,  1997).     Доунинг  (Downing)   также  выражает  мнение  о 
необходимости   пересмотра   очередности   этапов   развития.   Он  пишет: 
"Исследования  сделали  очевидным,  что  уже  при  рождении  функционируют 
рудиментарные, начальные   формы  обоих  видов  эмоционально-двигательного 
[поведения]. Это представляется противоположным утверждению Малер (Mahler) 
о том,  что  вначале  имеется  период присоединения,  который впоследствии 
сменяется   периодом  дифференциации.   [...]    Они  не   образуют   двух 
последовательных  этапов,   а  скорее представляют  два параллельных пути" 
(Downing, 1996).  Соотносительно  с  нашей  терапевтической практикой  это 
представляется   для  нас  имеющим   большой  смысл  и  подтверждает  наши 
собственные  наблюдения.
   В этом смысле при описании последующих уровней присоединения проводится 
возврат  к  сенситивным  периодам  каждого уровня бондинга,  связываемым с 
определенными  возрастами.  [Имеется  в  виду,  что  определенные  периоды 
возрастного развития психики ребенка  строго  специфичны  для формирования 
определенных  связей.  Например,  самый  ранний период - связи  с матерью, 
затем - с другими близкими родственниками, позже - со сверстниками и др. - 
Прим. перев.] Тем не менее,  мы  склонны  верить,  что  все  универсальные 
жизненные темы потенциально  присутствуют  с  самого  начала  и  некоторым 
образом,  хотя бы  рудиментарно,  в виде отголосков,  в любое время  могут 
пытаться "прорываться к поверхности".  

И.Кренц  "Свобода через связывание. О психодинамической телесной 
психотерапии" (Freedom through  Bonding.  On the Nature  of  Psychodynamic  
Bodytherapy  -  Hamburg,  1999).

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Развитие ребенка - это развитие связей (бондинг) | Дядюшка_Шу - Лаборатория Дядюшки Шу | Лента друзей Дядюшка_Шу / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»