• Авторизация


Присоединение и связывание (бондинг) 16-10-2012 06:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На теоретическом  уровне суть  психодинамической  телесной психотерапии  
лучше всего выражается моделью присоединения (attachment) и эмоционального 
резонанса. Рассмотрим ее подробно.
   Присоединение  и  образование коммуникативных связей (бондинг) являются 
центральными  понятиями  психодинамической  телесной  психотерапии  как  в 
отношении теоретической основы,  вырастающей  из психологии развития,  так  
и  терапевтической  практики.  
	Понятие присоединения восходит к Дж.Боулби (John Bowlby),  который 
совместно  с  другими психотерапевтами отбросил примат эдипова комплекса и 
вместо последнего направил внимание на ранневозрастные нарушения,  главным 
образом  в отношениях мать-дитя.
	Следующие пять базовых положений теории Боулби имеют  особо тесное 
отношение  к теории  и практике  психодинамической  психотерапии  (Bowlby, 
1985, c. 38-41): 
а) Присоединяющееся поведение (attachment behaviour) основано на поведении 
инстинктивном.  Оно выполняет  жизненно важные биологические функции и тем 
вносит  вклад   в   выживание  индивида за счет  установления  контактов с 
окружающими и  тем  самым  уменьшения  риска нанесения вреда для индивида.  
Таким образом  функция  присоединяющегося поведения  состоит в обеспечении 
близости и коммуникации с различными значимыми  фигурами  присоединения. 
б) Развитие  поведения  присоединения  направляется   опытом   научения: 
"Принципиальными    детерминантами    пути,    по   которому   развивается 
присоединяющееся   поведение  индивида,  и   формирующегося  паттерна  его 
организации, выступают фрагменты того опыта, который он получает в общении 
со значимыми  фигурами  в  годы  незрелости - новорожденности,  детства  и 
отрочества"   (Bowlby, 1985, c. 41). 
в) Нарушенные  паттерны   присоединяющегося   поведения   образуют  основу 
дисфункционального развития  в детстве, юности и взрослой жизни. Это ведет 
к различным формам личностных  нарушений   и   эмоциональных  расстройств.
г) Эмоциональное  выражение -  это всегда  выражение  опыта эмоционального 
присоединения. Боулби предлагает для этого весьма иллюстративное описание: 
"Многие из  наиболее  интенсивных эмоций  возникают во время формирования, 
поддержания, разрыва и возобновления отношений присоединения.  Образование 
связи  описывается как влюбленность,  поддержание  как  любовь,  а  потеря 
партнера  как   скорбь утраты.  Сходным  образом,  угроза  потери вызывает 
тревогу, а действительная потеря  лежит в основе печали, в то же время обе 
эти ситуации  могут  вызывать и гнев.  Ничем  не потревоженное поддержание 
связи переживается как источник защищенности, а восстановление связи - как 
источник радости"  (Bowlby, 1985, c. 40).
д) Присоединяющееся поведение  присутствует на протяжении всего жизненного 
цикла.    Большую   ошибку    представляет    допущение,  что    "активное 
присоединяющееся поведение   со   стороны   взрослого  человека   является 
показателем нарушения или регрессии к незрелому поведению"  (Bowlby, 1985, 
c. 41).


	Присоединение, резонанс и эмоционально-чувственный контакт 
	(feeling contact)
	-----------------------------------------------------------

   Обсудим  подробнее  третье  предположение,  заключающееся  в  том,  что 
истоки  эмоциональных  расстройств  могут  быть  прослежены  до нарушенных 
паттернов  присоединяющегося  поведения.   Это  предположение представляет 
особый интерес  для  психотерапии  в плане этиологии и диагностики. Вопрос 
заключается в том, какие конкретные паттерны поведения присоединения могут 
быть нарушены, при этом каким именно образом и  во время каких сенситивных 
периодов (оставляющих "шлейф" дальнейших расстройств).  Это  предположение 
базируется  на необходимости  для ребенка существования  такого окружения, 
которое адекватно реагирует на его запрос двустороннего контакта, бондинга; 
окружения,  реагирующего  "достаточно хорошим  образом" (Winnicott, 1979). 
Ребенку  нужен  благожелательный ответ  на всех  ступеньках  его развития, 
подтверждающий  его желанность и нужность  его существования. Только тогда 
ребенок может развиваться soundly. Ребенку требуется  контакт  и резонанс: 
грудному ребенку, улыбающемуся матери,  нужна ее ответная улыбка. Ребенок, 
который ушибся, нуждается к примеру в поддерживающей руке отца; подростку, 
пропускающему школьные занятия, необходимо внимание родителей, а возможно, 
противостояние им. Как растение,   которое   может  развиваться  только  в 
подходящей почве, к тому же если оно получает достаточно воды и солнечного 
света, чтобы удовлетворить запросы генетической "матрицы".      
  Так и ребенок нуждается в том, чтобы окружение максимально удовлетворяло 
его нужды.  А это возможно, только если родители или  воспитатели способны 
войти в эмоционально-чувственный контакт  с ребенком и  тем самым с самими 
собой.  
   Защитные  структуры    на  телесном,   психологическом,  когнитивном  и 
энергетическом уровнях   препятствуют   этой   способности  эмоционального 
контакта.   Вероятно,  это  наша  судьба  как  человеческих  существ  быть 
рожденными  от родителей,  которые обладают  ограниченной  (в той или иной 
степени)  способностью эмоционального резонанса.  Однако, дефицитарность в 
этой области  сама по себе,  в чистом виде не вызывает нарушения. И все же 
дисфункция  часто связана с  более или менее серьезным дефицитом  структур 
бондинга и  присоединения в раннем возрасте.
   Мы явственно ощущаем,  что  западная  культура с ее культом успешности,  
спешкой и индивидуализмом, представляется таким окружением, которое связано 
для ребенка  с  риском  эмоциональных  расстройств  на  ранних  этапах его 
развития...  Количество людей  с  подобными  расстройствами,  связанными с 
детством,  обращающихся к  психотерапевту,  постоянно растет. Отсюда такие 
последствия,  как опасливое избегание эмоционального контакта и физической 
близости,  недоверие,  депрессия, само-разрушение, одиночество и изоляция, 
наркомании  и  насилие.

И.Кренц  "Свобода через связывание. О психодинамической 
телесной психотерапи "  (Freedom through Bonding. On the Nature of 
Psychodynamic Bodytherapy  -  Hamburg, 1999)

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Присоединение и связывание (бондинг) | Дядюшка_Шу - Лаборатория Дядюшки Шу | Лента друзей Дядюшка_Шу / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»