Как свидетельствует сборник полуисторических новелл середины XIII века, на становление ранних шунга большое влияние оказал талантливый художник аббат Тоба (1053 — 1140). Так, в одном из рассказов об этом аббате, освещается одна из основных художественных традиций японского эротического искусства: изображение мужского полового органа в весьма преувеличенных размерах. Рассказчик приводит спор аббата Тоба со своим лучшим
Несомненно, эта особенность, часто удивляющая и, даже, ставящая в тупик западных специалистов, есть продолжение глубоко укоренившегося благоговения и почитания мужского полового органа, символа жизни и силы, как это выражено в японских фаллических обычаях и культах.
Многим исследователям японского искусства, при обсуждении рисунков шунга, свойственна недооценка того, что усиление выразительности изображений фаллосов уравновешивается аналогичным усилением выразительности изображений женских половых органов, показываемых в хорошо рассчитанном преувеличении. В этом смысле, примечательным фактом является существование альбомов и гравировальных досок, искусно выполненных самыми различными художниками в разные периодывремени, которые ничего, кроме изображений закрытых женских половых органов не содержат.
Мы приводим две из двенадцати гравюр Хокусаи (в оригинале они цветные) серии: «Элонцуби но хинагата» («Модели Вульв»). Эти редчайшие гравюры подчеркивают красоту женских форм, с особым вниманием к тем их деталям, которые западные художники и искусствоведы, исходя из предубеждений и предрассудков, считают неэстетичными, а то и просто уродливыми, недостойными художественного воплощения в рисунках, картинах и скульптурах.
Японские мастера шунга VIII — XII столетий были свободны от подобных предрассудков. Будучи по началу средством образовательным — учебным пособием для достижения сексуального счастья, в последствии шунга стали создаваться намеренно сладострастными, служащими для возбуждения сексуальных желаний и ощущений. Примером тому могут служить шунга в легенде о Дженджи, в которой приведен рассказ об эротических рисунках принца Ньоу (Prince Niou). Принц рисовал эротические картины для своей возлюбленной принцессы Юкифухэ (
Примерно в это же время в японском эротическом искусстве начинает проявляться все больший интерес к юмору. Так в свитке шунга «Йобутсукурабэ» («Соревнование фаллосов») — первом упоминаемом в японской литературе свитке, датируемым серединой периода Камакура и приписываемого аббату Тобе, уделяется много места сатирической и злободневной теме половой потенции мужчины. В частности, в остроумной форме показано, что возможности самого щедро одаренного половой потенцией мужчины не идут ни в какое сравнение с сексуальным потенциалом женщины. Позднее появилось множество свитков с вариациями на эту тему.Такие, как «Битвы с ветром», юмористическое толкование борьбы Сумо; на темы придворной жизни, о самураях и дайме (крупные феодалы), об амурных приключениях известной японской императрицы, о жизни поэтов и, даже, о самих богах. Здравый смысл земного юмора всегда был отличительной чертой японского эротического искусства.
Нередки даже преднамеренные юмористические штрихи у большей части картин, у которых очевидной темой является собственно эротика. Так, на одной из многих гравюр Шуншо (Shunsho, 1726 — 1793), изображающей страстное совокупление, кот сердито комментирует, выгнув спину дугой: «Что за шумная парочка! А я
Одним из величайших достижений техники рисования эротических картин был, несомненно, «Свиток Живой Изгороди», утерянный оригинал которого датируется XII столетием. Из существующих копий и версий этого свитка известно, что в нем изложена история, основанная на достоверном факте, о принцессе, избранной в Невинные Весталки Святынь Исэ. Подготовка к вступлению в эту высокую должность предусматривала двухгодичное ритуальное очищение принцессы в ином святом месте. Однако, вместо положенных процедур очищения, судьба уготовила принцессе совершенно иные «испытания»: постижение таинств секса, осуществленное отчаянным авантюристом, проникшим в окружение принцессы под видом императорского гвардейца ее личной охраны.
«Свиток Живой Изгороди» последовательно демонстрирует развитие жаркой любовной истории обольщения: принцесса при лунном свете сидит на веранде, кимоно ее распахнуто настолько, что имеется полная возможность рассматривать все ее интимные прелести; фальшивый «гвардеец», подглядывающий
Этот свиток является самым ранним из известных произведений шунга, раскрывающий вполнеопределенный любовный сюжет.
В течение XVI столетия большинство художников, рисующих шунга, полностью отбросили повествовательность. Свитки превратились в стандартизированные наборы сцен, обычно в количестве двенадцати (по числу месяцев в году), — изображающими различные позиции совокупления или техники полового сношения, не имеющие между собой
В начале XVII столетия в Японии возник и начал развиваться новый стиль рисования «
Эдо в тот период бурно развивался и в нем преобладало мужское холостяцкое население. Отсюда — большой спрос на свитки шунга, равно, как и на продажную любовь. Спрос обеспечил бесконечный поток бедных деревенских девушек в направлении ярких городских огней, поставляя в Йошивара «светлый товар».
Изобретение печатных досок позволило осуществлять массовый выпуск картин шунга и иллюстрированных книг. Такое удачное сочетание технических возможностей и экономических условий, наряду с благоприятным социальным климатом, создали исключительно благоприятные возможности в развитии самых разнообразных форм эротического искусства, богатство фантазии и техническое совершенство которого не были превзойдены ни до, ни после этого периода.