Многие столкновения представителей разных народов происходят из-за так называемого конфликта культур. Этой теме посвящена очень хорошая книга С.Г.Тер-Минасовой "Война и мир языков и культур". Советую прочитать! Очень интересно!
Из этой книги привожу маленький отрывок о том, какой человеек считается умным у разных народов:
"По поводу представлений о понятии «умный» в разных культурах будет правильно привести отрывок из работы Анны Фенько «Трактат об уме». "Африка: удачливые и осмотрительные. В России часто приходится слышать о человеке умный, но невезучий или умный, но не умеет ладить с людьми. Если вы скажете так в Африке, вас никто не поймет. Это все равно что сказать: он очень способный, вот только читать и писать никак не научится. Дело в том, что в большинстве африканских культур быть умным — значит быть удачливым, причем в первую очередь — в социальных отношениях. А для этого необходимо разбираться в людях и уметь найти с ними общий язык. Когда родителей из племени чева в Центральной Африке попросили описать, какими качествами должен обладать умный ребенок, они перечислили здравый смысл, сообразительность, послушание, общительность и почтение к старшим. Среди народности баоуле в Уганде умными людьми считаются те, кто готов прийти на помощь, послушен, почтителен, обладает знаниями, проявляет ответственность и инициативу в делах, полез¬ных для общины. Технические знания и умения ценятся только тогда, когда они используются в интересах семьи или деревни. В других африканских странах представления об интеллекте также включают в качестве обязательного элемента социальную компетентность. Так, в Зимбабве умный человек должен в первую очередь быть осмотрительным и осторожным, способным распознать тайного врага. В Мали и Кении умным считается тот, кто умеет себя вести, знает ритуалы и правила, умеет производить на других хорошее впечатление и заводить друзей. Когда студентов из Кении просили объяснить смысл комедии Грибоедова «Горе от ума», они сказали, что это очень смешная пьеса про глупого человека, который постоянно совершает ошибки и поэтому со всеми ссорится. Азия: воспитанные и практичные. У японцев понятие интеллект включает в себя пять независимых критериев, наиболее важный из которых — социальный навык. Обладающий им человек общителен, весел, приветлив, умеет хорошо говорить. Второй критерий — восприимчивость к общественным ценностям — описывает человека скромного, умеющего принять точку зрения другого и «знающего свое место». Последний термин отражает типично любопытного, склонного к познанию нового или критически настроенного человека вызывают у китайцев большие сомнения. Так что их мнение по поводу Чацкого наверняка совпало бы с мнением африканцев. Умный человек в традиционной китайской культуре — это скорее Фамусов, то есть чиновник, сумевший сделать удачную карьеру. Типичный интеллектуал западного типа — любознательный естествоиспытатель, неутомимый в поисках новых открытий, или чудаковатый профессор, изобретающий вечный двигатель, — тоже не кажется жителю Азии обладателем большого ума. Америка: общительные и респектабельные. Концепция ума и глупости среднего американца, в принципе, не очень отлича¬ется от азиатских и африканских представлений об интеллекте. На первое место американцы ставят практический интеллект; способность правильно оценивать ситуацию, принимать верные решения, добиваться поставленных целей. На втором месте находится умение складно говорить, а на третьем — знание правил поведения в обществе (например, пунктуальность) и широта интересов. Россия: хитрые и беспринципные. Традиционные представления русского человека об уме и глупости восходят к фольклорному образу Ивана-дурака. Он дурак только поначалу: сидит на печи, а в конце концов оказывается умнее своих братьев и получает в награду царскую дочь. Сказочный дурак всегда вызывал симпатию своей добротой, жалостливостью и самоотверженностью. В России никогда не любили «больно умных», подозревая их в эгоизме и мелкой расчетливости. Образ симпатичного умника появился только в девятнадцатом веке и представлял собой рассеянного и беспомощного в быту университетского профессора или гениального изобретателя."
