• Авторизация


Антихрист. Убить Бога легко 26-01-2010 10:37 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Убить Бога легко. Особенно средствами искусства. Особенно если человек убивающий - очень талантлив. Жанр последнего фильма Ларса фон Триера "Антихрист" критики определили как аналитическое порно. Триер, как всегда, придумал что-то новое: несколько сцен откровенного секса, плюс натуралистичность истязаний и самоистязаний, замешанных на сексе и боли, плюс провокативная моральная сторона затрагиваемого вопроса.

О фильме
Картина начинается с изумительно снятого пролога. Снег, секс, вода, полет ребенка - все это похоже на клип и на сон одновременно. В фильме используется компьютерная графика, помогающая создать нужный образ вещей и пейзажей - ранее Триер еще не работал в подобной киноэстетике. Чувствуется рука талантливого мастера, с легкостью использующего все элементы кино для затягивания зрителя в происходящее на экране. Еще не раз на протяжении фильма визуальное решение заставит пережить эстетическое удовольствие даже неискушенных. Не говоря уже о просто потрясающе придуманных желудях, сыплющихся по ночам на крышу дома, в котором живут герои. Желуди - как синоним бессмысленности и неосознанности действий природы. Природы, в которой побеждает смерть. Ведь дубы живут веками, чтобы дать потомство им достаточного одного желудя, остальные обречены на гибель.

[590x142]


К неоспоримым плюсам картины стоит отнести игру актеров. Триер умеет выбирать и так работать с актерами, что те запросто снимаются в сценах, которые с легкостью можно отнести к порно.

Сюжет
Пока герои занимаются сексом, их маленький сын добирается до окна и падает на тротуар. Супруги сильно переживают трагедию. Героиня оказывается в больнице. Видя, что лечение ей не помогает, а скорбь и боль только усиливаются, ее муж, психотерапевт, решает сам заняться лечением жены. Он увозит ее в их дом в лесистой местности, которая носит библейское название Эдем. Эти места, как ничто другое, вызывают у героини ужас - летом она проводила там время вместе с сыном, а теперь сына нет. Муж героини пытается помочь жене преодолеть ее фобии, несмотря на ее сильнейшее сопротивление, панику, заканчивающуюся обычно бурным сексом. Ей кажется, что в мире нет бога, только дьявол - и этот дьявол обитает в этих местах, в Эдеме. Но однажды случается чудо: она внезапно избавляется от всех своих страхов. Однако выздоровление оказывается только внешним. Ее внутренняя природа, как темный лес, победила в ней. Недаром она писала книгу о казнях женщин, подозреваемых в колдовстве и одержимых дьяволом, в средневековой Европе. Теперь она сама становится одержимой. Герой тоже проникается страхами жены. Лис, которого он встречает в высоких зарослях папоротника, говорит ему: миром правит хаос. В приступе одержимости героиня калечит мужа, он пытается сбежать. Но она возвращает его. Потом в момент раскаяния она калечит себя. В итоге выжить должен только один - и герой убивает жену. Но теперь Эдем навсегда останется для него местом, где обитает дьявол.

[586x142]


Фильм снят под сильным влиянием творчества Андрея Тарковского. Например, ветер, внезапно налетающий на папоротник - читается как цитата из "Зеркала" или "Жертвоприношения". Природа одухотворена, но одухотворена иначе. В ней - дьявольские силы. Триер как бы полемизирует с Тарковским, утверждая гибель его Бога. Кстати, из интересного: рабочее название "Жертвоприношения" было "Ведьма".
Европейский артхаус давно уже любит рассказывать о всякого рода сексуальных отклонениях. Кинофестивали просто помешаны на этой теме, и только ленивый не оттоптался в этом направлении. Хочется вслед за Шпенглером провозгласить скорый закат Европы, искусство которой размывает все те идеалы, благодаря следованию которым оно когда-то и создавалось и становилось великим. То что было однозначной добродетелью, подвергается сомнению. Мир христианскоцентричный гибнет как и само понятие Бога, и побеждает психоаналитик, бог для неверующих, излечивающий фобии и депрессии, а не больную душу. Ларс фон Триер уже не раз подступал к теме взаимосвязи боли и секса, например, в фильме "Идиоты" или "Рассекая волны". По собственному признанию, режиссер лечился от депрессии во время работы над фильмом. Ранее Триер не раз признавался в своих многочисленных фобиях. В фильме присутствует много психоаналитических элементов. Особое внимание уделяется страху и панике, где страх - рациональная реакция живого существа на угрозу, а паника - иррациональна. Женщина в картине - олицетворение нерациональной природы, природы Антихриста, в мире, где Бога никогда и не было. Дьявол во главе Эдема, и только скорбь и боль способны открыть эту простую истину, лишиться иллюзий.

[588x140]


Если углубиться дальше в психоанализ, то можно найти мотивы мести матери, к которой у Триера осталось неоднозначное отношение. Мать, по признанию режиссера, исповедовала нудизм и коммунизм. Она давала сыну полную свободу, но при этом четко представляла себе, что в сыне она реализует все свои невоплощенные творческие амбиции. На смертном одре она призналась, что отец Триера - другой человек. Мать выбрала его в качестве отца, потому что считала, что он обладает более подходящим для ее потомства генофондом, чем ее муж. Триер несколько раз встречался с настоящим отцом, пока тот не добился для новоявленного сына судебного запрета, обязывающего Триера больше никогда не появляться в его жизни.
Как всегда в великом режиссере живет покалеченный,склонный к истерии, ребенок, в котором жажда заявить о себе, привлечь внимание при помощи эпатажа сильнее, чем желание сказать что-то важное и зрелое. Хотя если сам Триер считает, что его главная миссия - прошибать стены, которые до этого считались незыблемыми, провоцировать, то - эта задача, как всегда, выполнена.

А. Истомина (оригинал статьи на сайте www.aistomina.ru)
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Антихрист. Убить Бога легко | Анастасия_Истомина - Анастасия Истомина | Лента друзей Анастасия_Истомина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»