В языческой древней Руси кружево метелей и белые бури олицетворялись с девой снега. Чаще всего она представлялась дородной, величественной. С эпитетом белая отождествлялись блеск, сияние, красота.
Позднее она представлялась в сказках то доброй Матушкой-зимой, то злой мачехой. Являлась в образах седой чародейки и юной Снегурочки.
Так и продолжают жить раскрасавица русская зима и её легендарная предшественница - снежная баба.
Но на самом деле истинное значение снеговиков давным-давно забыто. Их лепка из мистического действа превратилась просто в веселую зимнюю забаву. В общем катайте их себе и детворе на радость.
Снегурочка - мифологический персонаж русской сказки.
В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру. Вероятно, с образом Снегурочки соединилась одна из версий такого мифа. До нашего времени сохранилась лишь первая часть сказания, ставшая самостоятельным сюжетом.
Сюжет о девочке - Снегурочке, слепленной дедом и бабой и ожившей им на радость, встречается в много-численных пересказах, вошел он и в детский фольклор как часть рассказов о приключениях рождественского деда.
В образе Снегурочки практически отсутствуют традиционные черты сказочной героини. Она внешне похожа на обычную девочку, которой (это единственное отличие от окружающих) запрещается выходить на солнечный свет. Нарушение запрета приводит к гибели героини.
Вероятно, реалистичное описание героини и не свойственный русской народной сказке лиризм обусловили бытование данного образа сказки только в одном сюжете.
Этот же сюжет, соединенный с традиционным мифом о противоборстве тепла и холода, жизни и смерти был использован в качестве основы драмы А.Островского "Снегурочка", повести В. Каверина "Немухинские музыканты".
Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним, возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику придавалась метла — чтобы он мог взлететь в небо. Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населён небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб. Скорее всего, снеговик (снежная баба) представляет собой амбивалентную фигуру в архетипической структуре мифа
Воробьи в кустах дерутся,
Светит солнце, снег, как пух.
В васильковом небе вьются
Хороводы снежных мух.
Гриша - дома, у окошка.
Скучно в комнате играть!
Даже, вон, - лентяйка кошка
С печки в сад ушла гулять.
Мама гладит в кухне юбку...
"Гриша, Гриша, - ты куда?"
Влез он в валенки и шубку,
Шапку в руки - и айда!
Руки в теплых рукавичках,
Под лопатой снег пищит...
Снег на лбу и на ресничках,
Снег щекочет, смех смешит...
Вырос снег копной мохнатой,
Гриша бегает кругом,
То бока побьет лопатой,
То, пыхтя, катает ком...
Фу, устал. Еще немножко!
Брови - два пучка овса,
Глазки - угли, нос - картошка,
А из елки - волоса.
Вот так баба! Восхищенье.
Гриша пляшет. "Ай-да-да!"
Воробьи от удивленья
Разлетелись, кто куда.
В тихой детской так тепло.
Стекла снегом замело.
Синеглазая луна
Вылезает из окна..
Ветер прыгает по крыше...
Отчего не спится Грише?
Встал с кроватки босиком
(Ай, как скользко на полу!)
И по комнате бегом
Поскорей - скорей к стеклу:
За окном - сосульки льду...
Страшно холодно в саду!
Баба, бедная, не спит,
Посинела и дрожит...
Раз! Одеться Грише - миг:
В угол - шмыг,
Взял в охапку
Кофту, дедушкину шапку,
Старый коврик с сундука,
Два платка,
Чью-то юбку из фланели.
(Что тут думать, в самом деле!)
И скорей - скорее в сад...
Через бревна и ухабы,
Через дворницкую Шавку,
Через скользкую канавку,
Добежал - и сел у бабы:
"Вот! Принес тебе наряд...
Одевайся... Раз и раз!
Десять градусов сейчас".
Ветер смолк. В саду светло.
Гриша бабу всю закутал.
Торопился - перепутал,
Все равно ведь ей тепло:
Будет юбка на груди
Или кофта позади...
"До свиданья! Спи теперь".
Гриша марш домой и в дверь,
Пробежал вдоль коридора,
Вмиг разделся, скоро-скоро,
И довольный - хлоп в кровать, -
Спать!